Аудит расчетов с заказчиками за оказанные услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит в сфере услуг.docx

— 51.60 Кб (Скачать файл)

Для соблюдения нормативных  документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

 

2. Аудит расчетов с  покупателями и заказчиками

2.1 Планирование проведения  аудиторской проверки

 

 

Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) N 3 «Планирование аудита».

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии со стандартом аудита «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе международных стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии: [11, с.136]

- предварительное планирование;

- изучение системы бухгалтерского  учета;

- оценка системы внутреннего  контроля;

- установление уровня  существенности;

- построение аудиторской  выборки;

- подготовка общего плана  и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

 

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед  с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно  зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением  отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и  других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы  внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения  данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.

Таким образом, величина существенного  в планировании может значительно  отличаться от величины существенного  при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

Установив допустимый уровень  существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

покупатель заказчик аудиторский  проверка

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и  программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор  определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

Программа аудита расчетов с покупателями заказчиками, операций по реализации продукции, товаров, работ, услуг представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

При проверке необходимо установить:

- заключены ли договора  купли-продажи продукции;

- реальность задолженности  покупателей и заказчиков, что  должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

- правильность составления  бухгалтерских проводок по счету  62;

- соответствие записей  аналитического учета по счету  62 записям в журналах-ордерах,  главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям  определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Важным шагом на этапе  планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли).

Аудиторы должны иметь  достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических  основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты.

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей  группы и контроль за соблюдением  графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем  аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

Таким образом, планирование аудита - очень важный этап аудиторской  проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения.

 

2.2 Аудиторская проверка  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

 

Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками  производится с целью установления правильности ведения расчетов с  покупателями за выполнение работ, оказание услуг. [11, с.65]

Основной целью проверки является установление правильности ведения  учета расчетов с покупателями и  заказчиками за проданную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с  покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

проверка правильности оформления первичных документов по продаже  продукции, выполненных работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

подтверждение своевременности  погашения и правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных  претензий.

Источниками информации являются: Положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; главная книга; бухгалтерская отчетность.

В общем плане определяется способ проведения аудита. (приложение 1) Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. (приложение 2) Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии. Далее поэтапно рассмотрим программу аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Первый этап проведения аудита по расчетам с покупателями и заказчиками - процесс проверки выяснения наличия  и правильность оформления договоров  на поставку продукции, гарантийных  писем от покупателей.

Второй и третий этап. Непосредственную проверку начинают с  установления соответствия данных бухгалтерского баланса, главной книги, регистров  синтетического и аналитического учета по счету 62, актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

- аналитический учет по  счету 62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. [5, с.48]

- дебиторская задолженность,  по которой создан резерв по  сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

Одновременно на основе данных аналитического учета по соответствующим  счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к краткосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

Информация о работе Аудит расчетов с заказчиками за оказанные услуги