Анализ отклонений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Термин «управленческий учет» означает подготовку информации необходимой для осуществления деятельности управленческого характера, такой как, принятие решения, планирование, контроль и регулирование.
Анализ деятельности различных пользователей бухгалтерской информации показывает, что их правомерно разделить на две категории:
внутренние пользователи, т.е. пользователи в составе организации (предприятия), где осуществляется учет;

Содержание

Введение в управленческий учет. Затраты и их классификация
Раздел2
Система учета затрат и калькулироания себестоимости продукции (работ, услуг). Система нормативного учета.
Раздел3
Общая характеристика форм бухгалтерского учёта.
Раздел4
Организация управленческого учета
Раздел5
Организация и функционирование учетной системы организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Система учета затрат и калькулироания себестоимости продукции (р.doc

— 1.64 Мб (Скачать файл)

Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерения самоликвидироваться, сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания решения долгосрочных проблем – анализа конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых продуктов, инвестиций и т.д.

Использование единых планово-учетных  единиц измерения в планировании и учете производства обеспечивает между ними прямую и обратную связь. Планово-учетные единицы раскрывают сущность  и различие систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях; с их помощью создается реальная возможность разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.

На разных уровнях оперативно-производственного  планирования планово-учетные единицы или детализированы или, напротив более укрупнены. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия (изделие, производственный заказ, серия изделий, наименование и т.п.) к более мелким на уровне цеха, участка, бригады (деталь, операция, комплекс операций, машинокомплект, узловой комплект, бригадный комплект и др.).

Следует отметить, что планово-учетные  единицы управленческого учета  производства и единицы измерения  готовой продукции, сданной на склад, применяемые в бухгалтерском учете, идентичны. Через них прослеживается связь управленческого и финансового учета выполненных заказов. При этом возможна любая группировка информации в том или ином виде учета по объектам управления, будь то группировка по видам продукции, производственные заказам или структурным подразделениям. Кроме того, на уровне предприятия планово-учетные единицы совпадают с объектами калькулирования или являются их частью. На уровне структурных подразделений планово-учетные единицы могут быть использованы при выборе объектов учета затрат.

Оценка результатов  деятельности структурных подразделений  предприятия – один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета.  При всем различии организационных форм на предприятиях, управленческий учет должен быть связан с оперативно-производственным и технико-экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. Процессы оценки результатов деятельности предусматривают и определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от производства и реализации. Хозяйственный механизм предприятия должен быть приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями и внутри их.

Соблюдение в процессе сбора, обработки  и транспортирования первичных  данных принципа преемственности и многократного использования упрощает систему учета и делает ее эффективной (меньше затрат – больше значения в решении поставленной перед менеджером цели). При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данными. В свою очередь данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Иногда рассматриваемый принцип называют принципом комплексности. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или произведенных расчетах и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов.

Данный принцип  позволяет создать  на предприятии рациональную и экономическую  систему учета сообразно его  размерам и масштабам производственной деятельности. Его реализация означает, что из минимального количества данных получают максимально необходимое для управленческих решений количество информации. Тогда управленческий учет выполняет свои функции.

Управленческая информация обладает способностью так формировать по данным первичного учета показатели внутренней отчетности, что они становятся системой коммуникаций внутри предприятия. На нулевом уровне возникает первичная учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов;  на первом уровне создается сводная документация отдела снабжения, внешней кооперации, производственных подразделений сбытового и финансового отдела, бухгалтерии, складского хозяйства; на последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, производственного и др.).

На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей  из структурных подразделений, и  преобразование ее в результирующую отчетную документацию производственно-диспетчерским, планово-эконоческим отделами и бухгалтерией.

Содержание отчетов зависит  от целевого назначения и должности  руководителя, для которого они предназначены. Бухгалтеры-аналитики составляют отчеты по анализу себестоимости с целью определения себестоимости продукции;  сметы для планирования будущих расходов;  текущие оперативные отчеты производственных подразделений для оценки результатов работы; отчеты о затратах на производство для принятия оперативных решений; анализ смет капитальных вложений для долгосрочного планирования или прогнозирования.

Особого внимания заслуживает принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит из  процедур планирования всех сфер деятельности, отдельных подразделений; суммирования проектных решений всего коллектива; расчета проекта бюджета; расчетов вариантов плана и внесения корректив; окончательного планирования и учета изменяющихся условий и отклонений от запланированного.

Сметами (бюджетом) охватывают производство, реализацию, распределение и финансирование. В них находят отражение затраты  на производство всего предприятия и его подразделений,  предприятия в целом.

Система управленческого учета  должна отвечать принципам полноты и аналитичности информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу процедур. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и потере оперативности управления.

Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий циклы предприятия, также важен для построения системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима в том случае, когда это целесообразно, ни раньше, ни позже. Сокращение временного плана может значительно уменьшить точность информации, подготовленной управленческим учетом.  Как правило, аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации.

4. Роль бухгалтера-аналитика в  принятии управленческих решений

Планирование

В процессе планирования бухгалтер-аналитик принимает участие в разработке перспективных планов путем предоставления информации для принятия решений по вопросам: какие виды продукции продавать; на каких рынках; по каким ценам, а также для оценки предложений по капиталовложениям. При составлении сметы бухгалтер-аналитик играет одну из главных ролей в подготовке краткосрочных планов и отвечает за формирование данных о результатах прошедшего периода, которые могут понадобиться при прогнозировании показателей.  Кроме того, он устанавливает процедуру составления сметы и график работы, координирует разработку краткосрочных планов всеми подразделениями организации и следит за тем, чтобы эти планы были тесно взаимоувязаны. затем он сводит эти планы воедино в общую финансовую смету всей организации, которую представляет для утверждения высшему руководству.

Контроль и регулирование 

Для осуществления процесса контроля и регулирования используются данные управленческого учета, которые  сводятся в отчеты о достигнутых  результатах. В этих отчетах дается сравнительный анализ фактических результатов и запланированных показателей для каждого центра ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент (подразделение, отдел) предприятия (компании), возглавляемый менеджером, обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты работы этого сегмента.

Бухгалтер-аналитик играет большую  роль в процессе контроля и регулирования  при информировании менеджера о  случаях отклонений определенных результатов  производства от плановых показателей. Другими словами, бухгалтер-аналитик помогает осуществлять  процесс контроля  и регулирования, проводя оперативный анализ производственных результатов и определяя слабые места производства. Данный способ управления по отклонениям освобождает менеджеров от необходимости уделять время и внимание тем операциям производственного процесса, которые осуществляются в соответствии с планами. Кроме того, он дает возможность держать высшее руководство в курсе того, на каких участках производства не удается достигнуть плановых показателей.

 

Организационная работа

Взаимозависимость управленческого  учета и организационной работы удачно показал Белкауи. он отмечает: «Определение элементов организационной  структуры весьма существенно для  правильного функционирования системы управленческого учета, в свою очередь, система управленческого учета представляет собой как бы внутреннюю систему отчетности этой организационной структуры, способствующую трансформации последней в более эффективную структуру». Белкауи заключает, что в то время как в сфере организационной структуры решаются вопросы разделения полномочий, подчиненности и специализации (а это необходимо для эффективного функционирования производства), в системе управленческого учета занимаются определением затрат на производство по центрам  ответственности, вследствие чего она строится и работает как система бухгалтерского учета. Это еще больше подчеркивает и усиливает отмеченную ранее взаимозависимость.

 

Деловые контакты (обмен  информацией)

Управленческий учет помогает осуществлению деловых контактов путем организации и совершенствования эффективной системы обмена информацией и отчетности. Например, планы доводятся до тех менеджеров, которые будут отвечать за их реализацию, при этом они должны четко понимать,  какие задачи ставятся перед ними на предстоящий бюджетный период. Кроме того, информация, содержащаяся в бюджете, может быть полезной для менеджеров различных организационных подразделений с точки зрения организации взаимодействия между ними, когда каждый из них знает, в каких условиях будет действовать его компаньон (требования,  предъявляемые к нему, его  потребности, возможные ограничения). Бухгалтерские отчеты об исполнении сметы представляют менеджеру важную информацию, из которой он может сделать выводы о том, насколько удачно он осуществляет руководство и какие вопросы требуют детального рассмотрения при помощи метода управления по отклонениям.

 

Стимулирование

Сметы и отчеты об их исполнении, составляемые бухгалтером-аналитиком, также играют большую роль в стимулировании деятельности персонала организации. сметы содержат плановые показатели (задания), которые должны побуждать менеджеров строить работу так, чтобы организация в целом могла  достичь поставленных перед ней целей. Очевидно, четкое представление о плановых показателях будет в значительно большей степени стимулировать деятельность людей, чем обстановка неясности и неопределенности. Отчеты об исполнении сметы призваны мотивировать корректировку достигнутых индивидуальных показателей производительности труда и информировать, какие показатели должны быть достигнуты путем сравнения фактических результатов с запланированными. Кроме того, бухгалтер-аналитик способствует  стимулированию деятельности персонала организации и оказывает большую помощь в определении потенциальных управленческих проблем и круга вопросов, требующих детального рассмотрения. Он создает основу для повышения эффективности осуществления менеджерами процесса контроля и регулирования. Очень важно отметить, однако, что сметы и отчеты об исполнении сметы могут вызвать серьезные поведенческие проблемы (осложнения в психологическом климате коллектива) и оказать отрицательное влияние на процесс стимулирования, если их использовать и интерпретировать без достаточной осведомленности о возможных последствиях.

  1. Затраты и их классификация

1. Затраты  как один из основных  объектов управленческого учета

 

Учет затрат – важнейший  инструмент управления предприятием. Необходимость  учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия  хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, работающие по принципам самофинансирования, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияния на финансовые результаты, в частности на величину затрат.

В настоящее время существуют различные  методы учета затрат, созданные в  целях повышения эффективности  процессов управления. Их разработка предполагает  решение ряда проблем. Одной из сложнейших считается выбор способа распределения косвенных (постоянных) расходов. Современные системы учета затрат предполагают различное ее решение. Выбор системы учета затрат оказывает существенное влияние на формирование ценовой политики предприятия, регулирование его хозяйственной деятельности и измерение трудовых усилий рабочих коллективов.

Информация о работе Анализ отклонений