Теоретические аспекты составления финансового плана бизнес - проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как реализуемые товары качественные цены приемлемые.
В настоящее время магазин вступил в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бизнес план.docx

— 177.31 Кб (Скачать файл)

рост кредиторской задолженности поставщикам и бюджету;

рост просроченной задолженности по кредитам банков;

снижение ликвидности активов компании;

Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся:

падение объема продаж в результате потери одного или более крупных потребителей или недостатков в управлении ассортиментом продукции;

недостатки в системе управления финансами из-за отсутствия оптимальной организационной структуры финансовых служб, несовершенств управленческого учета и финансового планирования;

потеря контроля над затратами;

низкая квалификация кадров менеджеров.

К внешним причинам чаще всего относятся:

высокая стоимость заемных средств;

давление налогового законодательства;

кризис неплатежей и наличие не денежных форм расчетов;

конкуренция.

Меры по увеличению потока денежных средств можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. К числу краткосрочных мер можно отнести: действия, обеспечивающие увеличение притока денежных средств:

продажу или сдачу в аренду внеоборотных активов;

рационализацию ассортимента продукции;

реструктуризацию дебиторской задолженности в финансовые инструменты;

использование частичной предоплаты;

привлечение внешних источников краткосрочного финансирования;

разработку системы скидок для покупателей и другие меры;

а также действия, обеспечивающие уменьшение оттока денежных средств:

сокращение затрат;

отсрочку платежей по обязательствам;

использование скидок поставщиков;

налоговое планирование;

вексельные расчеты и взаимозачеты и другие меры.

К числу долгосрочных мер по увеличению потока денежных средств можно отнести: действия, обеспечивающие увеличение притока денежных средств:

эмиссию акций и облигаций;

поиск стратегических партнеров;

поиск потенциального инвестора и т.д.;

а также действия, обеспечивающие уменьшение оттока денежных средств:

долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей;

использование офшорных компаний для минимизации налоговых платежей;

создание внутрифирменного рынка для частичного использования зарплаты работников в интересах компании и персонала;

разработку и реализацию программы применения складских свидетельств и т.д.

В тех случаях, когда компания имеет временный избыток денежных средств, их надо обязательно эффективно использовать. В противном случае избыток денежных средств будет свидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки, связанные с инфляционным обесцениванием денег, а также с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.

Можно назвать несколько направлений использования временно свободных денежных средств:

вложение в совместные с другими предприятиями проекты;

вложение в недвижимость;

помещение денег на депозиты и вклады;

приобретение ценных бумаг.

 

3.3 План доходов и затрат

В основе хозяйственной деятельности любого предприятия лежит следующий базовый принцип: использование ресурсов должно предусматривать создание в течении определенного периода времени экономической стоимости, достаточной для того, чтобы возместить эти ресурсы и заработать сверх этого прибыль.

План доходов и расходов как раз и предназначен для планирования прибыли, как разности между доходами и расходами. В этом его роль и значение в финансовом управлении на предприятии.

Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:

Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы.

Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.

Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.

Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.

Основная цель прогноза отчет о прибыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия, и какая часть прибыли будет реинвестирована.

Таким образом, план доходов и расходов позволяет планировать прибыль и, следовательно, рентабельность предприятия, а также рассчитать плановое значение маржинального дохода предприятия. Это означает, что по плану доходов и расходов можно выполнить весьма содержательный анализ финансового плана предприятия.

Вместе с тем методика анализа плана доходов и расходов с привлечением понятий «операционный рычаг», «порог безубыточности», «запас финансовой прочности» и т.п. существенно зависит от вида деятельности предприятия, от масштаба бизнеса, от режима работы компании и т.п.

Состав финансовых коэффициентов, используемых при анализе, зависит от того, кто является пользователем его ресурсов. Можно выделить три группы таких пользователей: руководители предприятия, акционеры компании, кредиторы.

Руководителей предприятия интересуют главным образом эффективность использования ресурсов и прибыльность, акционеров – прибыльность и дивиденды, кредиторов – платежеспособность предприятия и ликвидность активов, под обеспечение которых был предоставлен кредит.

Заметим, что часть плановых значений финансовых коэффициентов рассчитывается на основании плана доходов и расходов, а часть – на основании сводного баланса активов и пассивов предприятия . 

 

План доходов и затрат

тыс.руб.

           
             

Наименование показателя

Код строки

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

I. Доходы и расходы  по обычным видам деятельности

           

выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг ( за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10

2 939 597

3 968 457

5 278 047

7 019 803

9 336 338

в том числе от продажи :

           

Готовой продукции

11

         
 

12

         
 

13

         

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,

20

2 292 886

3 132 350

4 160 048

5 532 863

7 358 708

в том числе от проданных:

           

Готовой продукции

21

         
 

22

         

Валовая прибыль

29

646 711

836 106

1 118 000

1 486 940

1 977 630

Коммерческие и управленческие расходы

30

510 740

546 833

723 219

997 256

1 326 350

Наименование показателя

Код строки

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Прибыль(убыток) от продаж (строки 010-020-130-040)

50

135 971

289 273

394 781

489 684

651 280

Наименование показателя

Код строки

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

II. Операционные  доходы и расходы

           

Проценты к получению

60

         

Проценты к уплате

70

23 874

33 263

44 240

58 839

78 256

Доходы от участия в других организациях

80

         

Прочие операционные доходы

90

         

Прочие операционные расходы

100

         

III. Внереализационные доходы и расходы

           

Внереализационные доходы

120

         

Внереализационные расходы

130

21 721

124 702

165 854

220 585

293 379

Прибыль (убыток) до налогооблажения

140

90 376

131 308

184 687

210 259

279 645

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

21 690

31 514

44 325

50 462

67 115

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

68 686

99 794

140 362

159 797

212 530

IV. Чрезвычайные  доходы и расходы

           

Чрезвычайные доходы

170

         

Чрезвычайные расходы

180

         

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль(убыток) отчетного периода)

190

68 686

99 794

140 362

159 797

212 530

СПРАВОЧНО

           

Девиденты, приходящиеся на одну акцию*

           

по привилегированным

201

         

по обычным

202

         

Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидентов, приходящиеся на одну акцию*

           

по привилегированным

203

         

по обычным

204

         

 

 

3.4 Сводный баланс активов  и пассивов предприятия

Как итоговый документ в системе планирования сводный баланс активов и пассивов предприятия несет важную самостоятельную нагрузку в финансовом планировании, поскольку позволяет структурировать планируемые результаты инвестиционной деятельности (отражены в активах баланса), а также упорядочивать планируемые результаты финансовой деятельности предприятия (отражены в пассивах баланса). Сводный баланс активов и пассивов предприятия можно составить из рассчитанных данных баланса денежных расходов и поступлений и так называемым « методом процента от продаж». Все вычисления делаются на основе трех предложений:

Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, что текущие активы и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.

Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды. Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы – это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования.

Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала.

Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.

Принятие решения об источниках дополнительного финансирования – это процедура выбора между собственными и заемными средствами.

К собственным средствам относят:

-акционерный капитал;

-нераспределенная прибыль;

К заемным средствам относятся :

-банковская ссуда,

-кредитные ценные бумаги (векселя),

-торговый кредит,

-просроченная задолженность поставщикам,

-факторинг (продажа дебиторской  задолженности).

Решения об источниках принимаются на основе условий финансирования, состояния компании и состояния финансового рынка.

На основе сводного баланса активов и пассивов предприятия возможно выполнить важный содержательный анализ планируемых финансовых показателей предприятия, а также выявить возможные ошибки, допущенные на этапе составления других финансовых планов (таких как баланс денежных расходов и поступлений, план доходов и затрат). В этом смысле сводный баланс активов и пассивов предприятия является проверочным документом. Он действительно «балансирует», т.е. сопоставляет и сверяет все результаты финансовых расчетов.

Форма сводного баланс активов и пассивов предприятия может совпадать с бухгалтерским балансом, а может быть выполнена в другом формате, более удобном для управленческого анализа.

Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а так же определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияние на эффективность деятельности компании в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровня средних по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительное планирование деятельности предприятия.

Существует большое число методик финансового анализа. Большая их часть опирается на показатели, содержащиеся в сводном балансе активов и пассивов предприятия. В общем случае методика анализа должна использовать методы вертикального (структурного), горизонтального (временного), сравнительного, трендового, факторного и коэффициентного анализа. В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки:

ликвидности и платежеспособности;

деловой активности;

рентабельности;

финансовой устойчивости.

 

Сводный баланс активов и пассивов предприятия

тыс. руб.

           

АКТИВ

Код строки

На начало 2004 г.

На конец 2004 г.

На конец 2005 г.

На конец 2006 г.

На конец 2007 г.

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

           

Нематериальные активы (04,05)

100

109 928

125 188

166 500

221 445

294 522

В том числе:

           

патенты, лицензия, товарные знаки(знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111

         

организационные расходы

112

         

деловая репутация организации

113

         

Основные средства( 01,02,03 ) за вычетом износа

120

35 028

46 228

61 483

81 773

108 758

в том числе:

           

земельные участки и объекты природопользования

121

         

здания, машины и оборудование

122

         

Незавершенное строительство (07,08,16,61)

130

         

Доходные вложения в материальные ценности (03)

135

         

В том числе:

           

имущество для передачи в лизинг

136

         

имущество, предоставляемое по договору проката

137

         

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

         

В том числе:

           

инвестиции в дочерние общества

141

         

инвестиции в зависимые общества

142

         

инвестиции в другие организации

143

         

АКТИВ

Код строки

На начало 2004 г.

На конец 2004 г.

На конец 2005 г.

На конец 2006 г.

На конец 2007 г.

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144

         

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

         

Прочие внеоборотные активы

150

2 100

2 324

3 091

4 111

5 468

ИТОГО по разделу I

190

147 056

173 740

231 074

307 329

408 747

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

           

Запасы

210

643 106

764 260

1 016 466

1 351 900

1 798 026

В том числе:

           

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10,12,13,16)

211

         

животные на выращивании откорме (11)

212

         

затраты в незавершенном производстве(издержки обращения) (20,21,23,29,30,36,44)

213

         

готовая продукция и товары для перепродажи (16,40,41)

214

         

товары отгруженные (45)

215

         

расходы будущих периодов (31)

216

         

прочие затраты и запасы

217

         

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям(19)

220

90 082

128 688

171 155

227 636

302 756

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

         

В том числе:

           

покупатели и заказчики (62,76,82)

231

         

векселя к получению (62)

232

         

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233

         

авансы выданные (61)

234

         

прочие дебиторы

235

         

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)

240

373 402

684 263

605 544

778 105

1 026 997

В том числе:

           

покупатели и заказчики (62,76,82)

241

         

векселя к получению (62)

242

         

АКТИВ

Код строки

На начало 2004 г.

На конец 2004 г.

На конец 2005 г.

На конец 2006 г.

На конец 2007 г.

задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

242

         

задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал (75)

244

         

авансы выданные (61)

245

         

прочие дебиторы

246

         

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250

         

В том числе:

           

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251

         

собственные акции, выкупленные у акционеров

252

         

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

         

Денежные средства

260

56 140

68 376

376 367

459 297

492 240

В том числе:

           

касса (50)

261

         

расчетные счета (51)

262

         

валютные счета (52)

263

         

прочие денежные средства (55,56,57)

264

         

Прочие оборотные активы

270

15 316

26 768

35 601

47 350

62 975

ИТОГО по разделу II

290

1 178 046

1 672 355

2 205 133

2 864 287

3 682 995

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

1 325 102

1 846 095

2 436 208

3 171 616

4 091 742

ПАССИВ

Код

строки

На начало

2004 г.

На конец

2004 г.

На конец

2005 г.

На конец

2006 г.

На конец

2007 г.

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

           

Уставный капитал (85)

410

196

196

196

196

196

Добавочные капитал (87)

420

329 924

329 924

329 924

329 924

329 924

Резервные капитал (86)

430

 

21 616

21 616

21 616

21 616

В том числе:

           

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

         

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

         

Фонд социальной сферы (88)

440

         

Целевые финансирования и поступления (96)

450

         

Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

460

 

68 421

168 215

308 577

468 375

ПАССИВ

Код

строки

На начало

2004 г.

На конец

2004 г.

На конец

2005 г.

На конец

2006 г.

На конец

2007 г.

Непокрытый убыток прошлых лет (88)

465

         

Нераспределенная прибыль отчетного года (88)

470

68 686

99 794

140 362

159 797

212 530

Непокрытый убыток отчетного года (88)

475

         

ИТОГО по разделу III

490

398 806

519 951

660 313

820 110

1 032 641

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

           

Займы и кредиты (92,95)

           

В том числе:

510

         

кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511

   

534 437

955 017

1 441 032

займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

         

Прочие долгосрочные обязательства

520

         

ИТОГО по разделу IV

590

0

0

534 437

955 017

1 441 032

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

           

Займы и кредиты (90,94)

610

41 381

343 704

457 126

607 978

808 611

В том числе:

           

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611

         

займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

         

Кредиторская задолженность

620

884 915

982 440

784 331

788 511

809 458

В том числе:

           

поставщики и подрядчики (60,76)

621

867 046

955 769

751 899

876 124

997 071

векселя к уплате(60)

622

         

задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)

623

         

задолженность перед персоналом организации (70)

624

         

задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)

625

3 142

4 690

4 827

5 636

6 509

задолженность перед бюджетом (68)

626

14 727

21 981

27 605

21 296

25 218

ПАССИВ

Код

строки

На начало

2004 г.

На конец

2004 г.

На конец

2005 г.

На конец

2006 г.

На конец

2007 г.

авансы полученные (64)

627

         

прочие кредиторы

628

         

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)

630

         

Доходы будущих периодов (83)

640

         

Резервы предстоящих расходов

650

         

Прочие краткосрочные обязательства

660

         

ИТОГО по разделу V

690

926 296

1 326 144

1 241 457

1 396 489

1 618 069

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

1 325 102

1 846 095

2 436 208

3 171 616

4 091 742

сумма дополнительного внешнего финансирования

   

-534 437

-955 017

-1 441 032

Информация о работе Теоретические аспекты составления финансового плана бизнес - проекта