Бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть понятие, сущность и задачи бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов, определить общие факторы, характеризующие бизнес - план и показать что он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 117.93 Кб (Скачать файл)

Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: Бурова И.С., Горемыкина В.А., Ляпунова С.И, Попова В.М., Сергеева А.А., а также Федеральные законы,

Методы, применяемые в исследовании: расчетно-аналитический, структурно-динамический, метод сравнения, графический метод.

Научной и методической основой выпускной  квалификационной работы послужили  работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам анализа финансово-хозяйственной  деятельности организации, финансовому  менеджменту.

 

 

 

 

 

                                                           «Имея хорошо продуманный,

                                                           детальный план, можно победить.

                                                           Имея не очень подробный и детальный план,

                                                           довольно сложно победить.

                                                           Но со всей уверенностью можно сказать, что вы

                                                           потерпите поражение, если у вас вообще нет плана.

                                                           Но увидев, как составляется план,

                                                           я могу точно предсказать победу или поражение».

                                                                   Китайский полководец Сун-цзы.

Содержание 

1 Теоретические  основы бизнес планирования

1.1Понятие, сущность

1.2 Виды, классификация

2 Анализ развития  бизнес-планирования в России  и за рубежом

2.1 США

2.2 Западная Европа

2.3 Россия

3 Бизнес план  предприятия

    1. Резюме
    2. Сведения о предприятии отрасли
    3. Описание продукции
    4. Маркетинг план
    5. Производственный план
    6. Организационный план
    7. Финансовый план
    8. Расчет показателей инвестиционной привлекательности
    9. План рисков и гарантий

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Теоретические основы бизнес планирования

1.1.Понятие, сущность бизнес планирования.

План ¾ это программный документ, включающий комплекс показателей-заданий, сбалансированных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям, ответственным за обеспечение системы исследовательских, финансово-инвестиционных, производственно-коммерческих, организационно-хозяйственных и иных мер (действий), направленных на достижение целей и задач организации, отрасли, национальной экономики. Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. 
Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

В отличие  от других видов планирования содержит комплекс целей, реализация которых  требует определенного объема инвестиций и четко ограниченные временные  границы, в рамках которых необходимо реализовать конкретно планируемое предприятие. 
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов: 
1.Понимания общего состояния дел на данный момент; 
2.Представления того уровня, который вы собираетесь достичь; 
3.Планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед  предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния  экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Особенность бизнес-плана состоит в том, что он нацелен на получение прибыли. Это означает, что при прочих равных условиях предпочтение отдается тому инвестиционному проекту, который способен принести максимальную прибыль.

Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

До конца 1980‑х гг., в период централизованного планового управления экономикой, слова «планирование» и «бизнес» редко использовались совместно.Развитие рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес-планы появились в России лишь в начале 90-х годов как документ отличный от существовавших ранее. В то же время большинство предприятий и сейчас продолжают использовать более привычные технико-экономические обоснования. Но по мере развития рыночной экономики и международных связей потребность в разработке бизнес-планов перестает вызывать сомнения. Сейчас уже многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям, разрабатывают подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном документе. Уже в 1994-1995 гг. он становится обязательным документом, применяемым «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций» В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестиционный проект должен включать бизнес-план.

И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие определений бизнес плана, частично заимствованных из зарубежного опыта. Но необходимо осознавать, что экономическая и социальная ситуация, в которой работают предприятия, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов российскими предприятиями. Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны, так как многие из западных методов могут не работать в российских условиях, если в них не будет учитываться специфика нашей экономики. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы  решения финансово-хозяйственных задач»1.

 

«Бизнес-план - объективная оценка собственной предпринимательской  деятельности предприятия, фирмы и  в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в  соответствии с потребностями рынка  и сложившейся ситуацией». 2

 

 «Бизнес-план - это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов»3.

 

«Бизнес план-средство коммуникаций с внешней средой, с другими  людьми и организациями в целях  их привлечения их к работам в  качестве инвесторов, кредиторов, партнеров»4.

 

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской  деятельности фирмы и целевую  оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и  внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).

Итак, бизнес-план – это:

  • краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса;  
    рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения;
  • развернутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;
  • документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости;  
    результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • система доказательств, убеждающая инвестора в выгодности проекта;
  • прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;

            развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую            среду, путем получения ценного опыта планирования.

 

Цели и задачи бизнес-плана

 

Бизнес-план представляет собой  результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и  др.). 
Цель разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

 

1) социальные цели –  преодоление дефицита товаров  и услуг, оздоровление экологической  обстановки, улучшение психологического  климата в стране, создание новых  духовных и культурных ценностей,  развитие научно-технического и  творческого потенциала, расширение  деловых контактов, международных  связей;

2) повышение статуса предпринимателя  – развитие и укрепление экономического  потенциала предпринимателя (включая  производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный,  образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом  возможности успешного проведения  последующих сделок, повышения престижа  предпринимателя, порождаемого его  известностью, доброй репутацией, гарантиями  высокого качества товаров и  услуг;

3) иные, специальные цели  и задачи – развитие контактов,  зарубежные поездки, вхождение  в различного рода ассоциации  и др.

Или, например:

1) уяснить степень реальности  достижения намеченных результатов;

2) доказать определенному  кругу лиц целесообразность реорганизации  работы уже существующей фирмы  или создания новой;

3) убедить сотрудников  компании в возможности достижения  качественных или количественных  показателей, намеченных в проекте  и т. д.

Основной центр  бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

1) определить конкретные  направления деятельности, перспективные  рынки сбыта и место фирмы  на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые  для изготовления и сбыта продукции,  соизмерить их с ценами, по  которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную  прибыльность проекта;

3) выявить соответствие  кадров фирмы и условий для  мотивации их труда требованиям  по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное  и финансовое положение фирмы  и определить, соответствуют ли  материальные и финансовые ресурсы  достижению намеченных целей;

 

5) просчитать риски и  предусмотреть трудности, которые  могут помешать выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает предпринимателю  решить следующие основные задачи:

  • определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
  • оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
  • обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
  • добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
  • оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;
  • предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана;5
  • получить необходимые инвестиции (в этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса);6
  • прорекламировать предлагаемый бизнес, создавая деловую репутацию.

 
Планирование деятельности фирмы  с помощью бизнес-плана сулит  немало выгод, в том числе:

  • заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;
  • позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
  • заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации;
  • устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Информация о работе Бизнес-план предприятия