Бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть понятие, сущность и задачи бизнес- планирования, провести анализ и объединить различные аспекты практики формирования бизнес-планов, определить общие факторы, характеризующие бизнес - план и показать что он является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 117.93 Кб (Скачать файл)

 

Цели разработки коммерческими организациями бизнес-планов инвестиционных проектов многообразны, важнейшие из них: а) совершенствование  внутрифирменного управления; б) представление  фирмы во внешней среде.

Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления формулирует стратегию и тактику деятельности по реализации проекта. В данном качестве он связан с прогнозированием и реалистичной оценкой вероятности успеха в осуществлении задуманного проекта, составляет основу стратегического планирования коммерческой деятельности, позволяет уберечься от деятельности, обреченной на провал вследствие строительства «воздушных замков», и осуществлять контроль за ходом реализации проекта в каждый конкретный период времени, сверяя достигнутые результаты с плановыми, проводить необходимые корректировки.

Бизнес-план как  рабочий инструмент представляет: а) выбор перспективного направления  хозяйственной деятельности, сегментирование  и оценку рынка сбыта, определение места фирмы на нем; б) расчет затрат, необходимых для изготовления и сбыта продукции; в) определение цены в соответствии с выбранной стратегией ценообразования; г) выработанные требования к персоналу и условия мотивации труда при достижении поставленных целей; д) прогноз рисков и проблем, которые могут помешать выполнению бизнес-плана; е) расчет прибыльности проекта.

Бизнес-план ¾ документ, способный убедить сотрудников фирмы в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в инвестиционном проекте. Он способствует мотивации персонала, нацеливает его на реализацию поставленных задач.

Бизнес-план в качестве документа для внешней среды может выступать: а) заявкой на кредитование/финансирование инвестиционного проекта; б) документом, с которым будут ознакомлены потенциальные партнеры по бизнесу, и прежде всего инвесторы; в) документом для презентации инвестиционного проекта в хозяйственной среде (для потенциальных потребителей, контрагентов, субподрядчиков, представителей общественности).

Будучи заявкой  на кредитование/финансирование, бизнес-план, как минимум, должен содержать ответы на следующие вопросы: а) организационно-правовая форма предприятия, реализующего инвестиционный проект; б) какова цель и для чего конкретно нужны финансовые ресурсы; в) сколько требуется денежных средств; г) какую прибыль фирма получит  в результате привлечения капитала; д) почему данный кредит целесообразен  с финансовой точки зрения; е) каким  образом и когда полученные деньги будут возвращены?

Бизнес-план ¾ это способ донести свои идеи до других людей, которые, возможно, вас поддержат, станут компаньонами. Такой план предназначен для ознакомления потенциальных партнеров с рыночной, организационной и финансовой стратегией по реализации инвестиционного проекта.

В процессе развертывания  хозяйственной деятельности фирма  должна провести рекламную кампанию в целях поиска потенциальных  инвесторов, потребителей, контрагентов, субподрядчиков. Кроме того, фирма  может столкнуться с протестами экологической общественности. В  этих случаях бизнес-план выступает  как средство презентации, успешной PR-кампании.

 

Функции и принципы бизнес-планирования

Бизнес-планирование, как  необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

  • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.7

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет  большое значение при определении  стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для  разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования  экономики.Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при  оценке рыночной ситуации как вне  фирмы, так и внутри нее при  поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить  дело с помощью покупки акций  другой фирмы или организации  новой производственной структуры, а также служит основой для  формирования общегосударственной  стратегии планирования.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают  предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической  среде.

 

 

 

Основные принципы бизнес-планирования

№ п/п

Принципы

Содержание

1

Необходимость

1) обязательное применение  планов в любой сфере деятельности  является рациональным поведением  людей; 
2) прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии  должен осуществляться постоянно путем: 
1) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; 
2) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

3

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: 
1) введения плановых резервов по основным показателям; 
2) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; 
3) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; 
4) использования альтернативных планов.

4

Единство и полнота (системность)

Системность достигается  тремя способами: 
1) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; 
2) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития; 
3) включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5

Точность и детализация

1) любой план должен  быть составлен с достаточно  высокой степенью точности для  достижения поставленной цели; 
2) по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

6

Экономичность

1) расходы на планирование  должны соизмеряться с получаемым  от него выгодами; 
2) вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

7

Оптимальность

1) на всех этапах планирования  должен обеспечиваться выбор  наиболее эффективных вариантов  решений; 
2) выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8

Связь уровней управления

Достигается тремя способами: 
1) детализацией планов «сверху-вниз»; 
2) укрупнением планов «снизу-вверх»; 
3) частичным делегированием полномочий.

9

Участие

1) активное участие персонала  в процессе планирования усиливает  его мотивацию поведения; 
2) планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

10

Холизм (сочетание координации  и интеграции)

Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

11

Ранжирование объектов планирования

1) инвестирование в наиболее  доходные товары (отрасли); 
2) при одинаковой конкурентности товаров – в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.

12

Вариантность

Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного  и др.

13

Социальная ориентация

Предусматривает: 
1) социальное развитие коллектива; 
2) обеспечение экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров.

14

Стабильность

Неизменность планов капитальных  вложений, иначе возможны большие  потери ресурсов и дополнительные затраты.

15

Адекватность

Соответствие плановых показателей  реальной ситуации достигается: 
1) увеличением числа учитываемых факторов; 
2) повышением точности (обоснованности) прогнозов


Основополагающие принципы планирования тесно связаны между  собой, в конечном счете, ориентируют  предпринимателей на всестороннее обоснование  плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических  результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта  и его последовательной реализации. 
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

 В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

 

 

 

 

 

 

Разработчики  бизнес-плана. Бизнес-план крупного инвестиционного проекта является результатом деятельности команды специалистов, в которую обычно входят финансисты, маркетологи, технологи, юристы.

Задачи бухгалтера и финансового менеджера ¾ осветить финансовые перспективы дела, осуществить в союзе с технологом расчет себестоимости производства продукции (оказания услуг) и издержек на ее реализацию, оценить конечные финансовые результаты и срок окупаемости проекта, определить потребность в инвестициях и целесообразность привлечения заемных средств, выбрать наиболее подходящие формы бухгалтерского учета для данной фирмы, дать рекомендации по вопросам налогообложения и экономической политики.

Задача технологов состоит в составлении производственного  раздела бизнес-плана.

В обязанности маркетологов входит проведение маркетингового анализа, который должен быть включен в бизнес-план. Их оценки связаны с определением общего объема рынка и доли фирмы на рынке, стоимости рекламной кампании по продвижению продукта на рынок, потенциала конкурентов, возможностей появления и распространения новых товаров и др.

Юрист должен подтвердить, что фирма имеет необходимые  для своей деятельности патенты  и лицензии, обладает интеллектуальной собственностью, которая составляет объект коммерческой тайны, сделать  обзор предлагаемых контрактов, подготовить  учредительные документы, предусмотреть  юридические ловушки, в которые  может попасть организация, дать консультацию по антимонопольным и  экологическим аспектам. Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

 

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды  отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие  не соблюдается.

 

В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана  в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

1) заказчика бизнес-плана,  являющегося самостоятельным инвестором  или использующего привлеченный  капитала, интерес которого –  реализация проекта и получение  дохода;

2) инвестора, интерес  которого – возврат вложенных  средств и получение дивидендов;

 

3) потребителей, использующих  продукцию, интерес которых –  удовлетворение потребностей в  товарах;

4) органов власти, определяющих потребности и приоритеты  развития бизнеса, основная цель  работы которых – удовлетворение  общественных потребностей.

 

В бизнес-плане оценивается  перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана  руководители компании принимают решение  о накоплении прибыли и распределении  ее части в виде дивидендов между  акционерами. Этот план используется при  обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

 

 

 

 

Классификация бизнес-планов.

 В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему). 

Виды бизнес-планов различаются в зависимости от специфики инвестиционного проекта, организационно-предпринимательской  деятельности и стратегических перспектив организации, размеров предприятия  и предполагаемого рынка сбыта.

Информация о работе Бизнес-план предприятия