Бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:11, лекция

Краткое описание

Бизнес-план, его назначение и период планирования
Содержание бизнес-плана
Последовательность разработки бизнес-плана

Вложенные файлы: 1 файл

Biznes-planirov.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Тема 4: Бизнес-план предприятия

 

 

Вопросы:

  1. Бизнес-план, его назначение и период планирования
  2. Содержание бизнес-плана
  3. Последовательность разработки бизнес-плана

 

 

Литература:

  1. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика.- Ростов н/Д: Феникс, 2002
  2. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1999.

 

 

  1. Бизнес-план, его назначение и период планирования

 

Формирующиеся рыночные отношения  порождают новое поколение предпринимателей и вынуждают по-новому работать существующие предприятия.

Бизнес-план – это документ, стандартный  для большинства стран с рыночной экономикой.

Сегодня потребность в нем в  России вызвана необходимостью решения  таких задач:

  • подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов
  • разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается слишком велик
  • выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующих предприятий
  • привлечение иностранных инвестиций

Основной центр бизнес-плана  – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач.

Бизнес – план  разрабатывается  на различные инновационные объекты  или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда.

Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только что создающегося предприятия, так и для существующих предприятий на очередном этапе их развития.

Основная цель бизнес-плана: понять себя и продать себя.

Бизнес-план решает следующие проблемы

  • определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности
  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития
  • привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы
  • помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на предприятие и его рабочую среду.

Бизнес-план – это документ, который  описывает все основные аспекты  будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также  определяет способы решения этих проблем. Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы.

Бизнес- план документ перспективный, составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед. При этом для первого  года основные показатели рекомендуется давать в помесячной разбивке, для второго года – в поквартальной, начиная с третьего - ограничиваться годовыми показателями.

Большинство компаний в  странах с развитой рыночной экономикой составляют бизнес-планы на один год. В них детально рассматриваются вопросы деятельности фирмы в предстоящие 12 месяцев и очень бегло характеризуется период на 1-4 года.

Некоторые фирмы составляют бизнес-план на 3 года и лишь отдельные  фирмы планируют на период свыше 5 лет.

Несмотря на то, что бизнес-план, как и стратегический план, разрабатываются на 3-5 лет, между ними имеются различия:

  1. бизнес-план, в отличие от стратегического, включает не весь комплекс общих целей  фирмы, а, как правило, только одну из них, ту, которая связана с развитием определенного нового бизнеса.
  2. стратегические планы – это планы с растущим горизонтом, а бизнес-план – имеет четкие временные рамки, после истечения которых, определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.

Бизнес-план – это информационно-аналитический  документ, содержащий, как правило, данные открытого характера.

Бизнес-план – серьезный аналитический  документ, а с другой стороны –  средство рекламы.

Бизнес-план должен быть написан деловым  языком, понятным финансовым партнерам.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутреннего планирования) не регламентируется ни по объему, не по структуре. Бизнес-план, представленный с целью получения инвестиций не должен превышать 20-50 страниц.

Существуют два основных подхода  к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес –план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является наиболее предпочтительным.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами по себе его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками планов выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы.

Личное участие руководителя в разработке бизнес-плана необходимо.

 

  1. Содержание бизнес-плана

В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.

 




 

   





 


 

Рис.1. Типология бизнес-планов.

 

К факторам, определяющим объем и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести:

  • специфику и вид предпринимательской деятельности
  • размеры предприятия
  • цель составления бизнес-плана
  • общую стратегию предприятия
  • перспективы роста создаваемого предприятия
  • размер предполагаемого рынка сбыта
  • наличие конкурентов

Не существует жестко регламентированной формы и структуры  бизнес-плана.

Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования позволяет свести предлагаемые рекомендации к следующей структуре:

    1. Резюме
    2. Описание товаров и услуг
    3. Рынок сбыта товара
    4. Конкуренция и конкурентные преимущества
    5. План маркетинга
    6. План производства
    7. Организационный план
    8. Юридический план
    9. Оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками
    10. Финансовый план
    11. Стратегия финансирования

1. Резюме

Представляет собой краткое (1-3 страницы) изложение плана с подчеркиванием его привлекательности для потенциальных  инвесторов. Этот раздел должен вызвать  интерес, придать ощущение значимости проекта.

Основные пункты этого раздела:

  • краткое описание бизнеса и рынка на который он ориентируется
  • конкурентные преимущества
  • необходимый размер инвестиций, ожидаемые доходы, перспективы для инвестора

2. Описание товаров  и услуг, из-за производства которых задумывался проект

В этом разделе необходимо объяснить, почему покупатели выберут именно этот товар:

  • конкурентное описание товара и способов его применения
  • тенденции применения данного товара
  • каков диапазон подобных товаров, предлагаемых конкурентами, обладает ли данный товар уникальностью
  • каков уровень защиты товара (патенты, авторские права, зарегистрированная торговая марка)

В описании товара должно входить  не только перечисление химических физических свойств товара, но и дизайн, упаковка.

  1. Рынок сбыта товара

В этом разделе делается вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна, нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции.

  1. Конкуренция и конкурентные преимущества

В этом разделе представляется информация о возможных конкурентах, качестве продукции, ценах, условиях продаж, чтобы инвестор мог оценить продуманность вашего проекта.

  1. План маркетинга

Содержание раздела:

  • каковы основные характеристики покупателей на том рынке, на который ориентируется фирма
  • на какую долю в данном сегменте рынка может претендовать фирма
  • какова методика расчета цен на товары
  • какие каналы распространения товаров
  • какие меры фирма предпримет для эффективного продвижения товаров
  • как планируется организовать послепродажный сервис

6. План производства

Доказывается, что фирма в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества:

  • основные методы производства и используемые технологии
  • общая структура производственного процесса
  • необходимые сырье и материалы (основные поставщики)
  • необходимые мощности  для организации производства
  • контроль качества
  • месторасположение производства
  • потребность в рабочей силе
  1. Организационный план

Организационный план знакомит с формой собственности, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

  1. Юридический план знакомит с организационно-правовой формой предприятия
  2. Оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками  (общая оценка рисков, анализ рисков, их источников, разработка мер по минимизации рисков)
  3. Финансовый план содержит
  • план продаж (разрабатывается в разрезе каналов реализации по видам товаров, в первый год – по месяцам, второй – по кварталам, на последующие годы – за год)
  • план доходов  и расходов
  • план денежных поступлений и платежей (составляется для обоснования потребности предприятия в заемных средствах)
  • баланс (составляется для оценки финансового состояния предприятия в период осуществления проекта)
  1. Стратегия финансирования включает обоснование потребности в инвестициях, выбор источника финансирования и оценку эффективности проектируемых вложений.

Эту структуру нельзя рассматривать  как нечто застывшее, она будет  изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса

 

 

  1. Последовательность разработки бизнес-плана

 



 

 

 

 

 

  1. принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта
  2. анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта
  3. выбор изделия, услуги, производство которых будут являться целью проекта
  4. исследование возможного рынка сбыта
  5. составление прогнозов объема сбыта
  6. выбор места для осуществления деятельности
  7. разработка плана производства
  8. разработка плана маркетинга
  9. разработка организационного плана
  10. разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности
  11. решение вопросов организации бухгалтерского учета
  12. решение вопросов страхования
  13. разработка финансового плана
  14. написание резюме

Информация о работе Бизнес-план предприятия