История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Палеолит (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.. Выделен в 1865 г. Джоном Леббоком. Палеолит — эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества.

Содержание

Первобытно – общинный строй.
История строительства и архитектуры в период палеолита.
История строительства и архитектуры в период неолита.
История строительства и архитектуры в период Бронзового века.
История строительства и архитектуры древних государств Междуречья.
История строительства и архитектуры в эпоху Античности
История строительства и архитектуры в эпоху Средневековья.
История строительства и архитектуры в эпоху Возрождения.
История строительства и архитектуры в эпоху Промышленной революции..
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Cepova.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием, - пронаос, центральное, самое обширное, - наос (или целла, собственно святилище) и опистодом – для хранения даров – со входом с заднего фасада.

Эрехтейон – это единственная постройка в Древней Греции, которая имеет ассиметричный план.

Древний Рим (VI в. до н. э – I н.э.)

Применение новых архитектурных  форм потребовало коренного изменения  подпор: для поддержки тяжёлых  арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение.

В 312 г.до н. э. Началось строительство  первой стратегической трассы- Аппиевой дороги. Она вела из Рима в Капую, для ее строительства потребовалось свыше 100 лет.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые  греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:

  • римско-дорический,
  • римско-ионический,
  • римско-коринфский,
  • композитный,
  • тосканский.

Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на ⅓ высоты фуста. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.

Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.

В основном римляне употребляли коринфский ордер за свою пышность и праздность, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь. Фуст колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.

Кроме того, римляне придумали ещё  более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».

Тосканский ордер - упрощённый вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже I в. до н. э. - I в. н. э. отличался наличием  колонны с базой, но без желобков-каннелюр и гладкий фриз.

Для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно  являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.

Этапы развития римской архитектуры

Первый период  (с момента основания Рима до середины II в. до н. э.)

Строительство сооружений общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным  туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, дороги (Аппиева дорога), вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

Акведуки

Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Сооружались из камня, кирпича, водостойкого и пуццоланового бетона.. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.

Акведуки римского стиля  использовались уже в VII столетии до н. э., когда Ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров.

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфель в Германии — очень хорошо сохранившийся пример). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

Технологически акведуки не устарели даже через 1000 лет после  падения Римской империи. Они  были построены с замечательной  точностью: акведук Pont du Gard в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали  при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень  эффективна: через Pont du Gard проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности  с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.

Второй период с середины II в. до падения республиканского правления (до 31 г. до н. э.)

Появляются первые мраморные  храмы, тогда как прежде храмы  строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина.

Римский храм этой и последующих  эпох обыкновенно представлял собой  одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы (иногда круглой), стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком. (Храм Весты, храм Портуна)

В числе сооружений нерелигиозного характера заслуживают внимания в особенности: Табуларий — здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представляли 11 аркад с дорическими колоннами;, трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй, первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix)., форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей,

 

Третий период (с захвата Августом полновластия над республикой до 138 года н.э.)

Пантеон Колизей.

В это время широко применяется бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, цирки, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов, укреплений.

К этому периоду относится  сооружение двух самых известных  римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира), Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Четвёртый период

Отличительным знаком этого  периода были бани и термы, а также гипокауст.

Термы в Древнем Риме. Римские бани

Здесь ярко выражен практицизм  архитекторов Древнего Рима. Омовениям и банным процедурам римляне придавали огромнейшее значение. Остатки древних терм, построенных римлянами, можно найти в Тунисе и Англии.

Одними из самых знаменитых и неплохо сохранившихся до наших  дней являются термы Каракаллы. Термы  представляли собой огромный комплекс, состоящий из множества помещений, у каждого из которых было свое назначение. Здесь были и непосредственно парилки, и библиотеки, и "кабинеты массажа", и комнаты для бесед, и даже стадион.

Стены комплекса были выполнены, как сейчас бы сказали, способом монолитного литья в опалубку. В качестве опалубки выступал камень и кирпич, промежуток заполнялся бетоном. И вся эта мощная несущая конструкция отделана разноцветным мрамором.

Скульптура, мозаика, фонтаны, многочисленные розетки и орнаменты были обязательным атрибутом здания.

Свет в термы поступал через полукруглые окна, обрамленные бронзовыми рамами. В проемы были вставлены тонкие пластинки из почти прозрачного природного камня желтоватого оттенка. По другим сведениям эти пластинки были выполнены из слоновой кости.

Конечно, есть здесь и  огромный открытый бассейн - фригидарий (холодная комната). Впрочем, открытой была непосредственно чаша бассейна. По периметру чаши выполнен портик, поддерживаемый колоннами. Колонны не могли выполнить предназначенную им несущую функцию в монументальных сооружениях римлян. Их заменили мощные стены, дополненные пилястрами и полуколоннами.

Гипокауст

Гипокауст (лат. hypocaustum, от греч. hypó — под, внизу, нижний и kaustós — горячий, раскалённый, подогретый) — наиболее распространённый тип классической античной, в особенности древнеримской, отопительной системы, предназначенной для обогрева одноэтажных зданий. Как правило, затраты на установку гипокауста окупали себя в общественных банях, которые возводились за счёт государства. Провести гипокауст в частных домах (виллах) могли позволить обычно только состоятельные римляне, политики или торговцы. Но даже в этом случае гипокаустом зимой отапливалась не вся вилла, а только определённая её часть.

Гипокауст представлял  собой печь, обычно расположенную  за пределами отапливаемого помещения, которая имела систему каналов  и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания. Интересно, что с упадком Римской  империи, гипокауст быстро вышел  из употребления в периферийных северных провинциях

Точно установить техническую  и хронологическую эволюцию гипокауста затруднительно. Возник он, по-видимому, в Древней Греции, но в Древнем  Риме его усовершенствовал известный  торговец и гидроинженер Сергий Ората в I веке до н. э. Остатки гипокауста в настоящее время можно наблюдать на месте археологических раскопок древнеримских вилл: Вилла Армира (соврем. Болгария), Вьё-ля-Ромэн (соврем. Франция), Вилла Биньор (Великобритания) и проч.

 

История строительства  и архитектуры в эпоху средневековья

Византия (395—1453)

Византия знаменита великолепными сооружениями, призванными укреплять авторитет государства и церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Большого расцвета Византия достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый византийский архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.

Особенности феодального  строя сказались и на его архитектуре. В эту эпоху постоянных войн много  внимания уделялось строительству  крепостей, и военная архитектура  средневековья дала много нового по сравнению с античностью. В  это время появились такие детали, как боевые парапеты с зубцами и бойницами, бойницы, простые и навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки и т.п. Были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений и созданы основные типы крепостей ¾ замок, находящийся в горной или равнинной местности, городская крепостная стена и укреплённый монастырь.

Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя, представляли собой архитектурные  сооружения, влиявшие на развитие зодчества.

Монастыри, широкое распространение  которых также было одной из особенностей средних веков, нуждались в укреплениях  и в силу того, что в их стенах нередко хранились большие богатства, и потому, что они строились  не только в городах, но и вдали от них, и должны были в военное время служить убежищем для окрестного населения. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье, имели значение культурных центров. В них хранились и переписывались книги, велись хроники (летописи), содержались школы. В тех случаях, когда монастыри возникали в слабозаселённых местностях, они содействовали распространению сельского хозяйства, а возведение монастырских зданий, в особенности каменных церквей, способствовало появлению новых строителей и художников.

Информация о работе История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции