История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Палеолит (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.. Выделен в 1865 г. Джоном Леббоком. Палеолит — эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества.

Содержание

Первобытно – общинный строй.
История строительства и архитектуры в период палеолита.
История строительства и архитектуры в период неолита.
История строительства и архитектуры в период Бронзового века.
История строительства и архитектуры древних государств Междуречья.
История строительства и архитектуры в эпоху Античности
История строительства и архитектуры в эпоху Средневековья.
История строительства и архитектуры в эпоху Возрождения.
История строительства и архитектуры в эпоху Промышленной революции..
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Cepova.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Перед городскими воротами располагался Новогодний храм, посвященный Ашшуру, до которого доходила процессия верующих. Его бронзовые ворота украшала фигура Ашшура, идущего на битву против богини зла Тиамат. Этот храм строился и украшался на протяжении жизни нескольких поколений вплоть до падения Ассирийской державы. Его территория была особым образом озеленена: на площадке размером 16 тыс. квадратных метров в каменистом фунте по приказу царя Синаххериба (704–681 гг. до н. э.) были вырублены глубокие ямы, соединенные подземными каналами. Затем всю площадку засыпали землей и посадили деревья, получавшие влагу из подземных каналов..

Ашшур погиб в 614 году до н. э., захваченный мидянами.

Шумеры

Цивилизация в Месопотамии (Двуречье) распространялась от предгорий в  долину по мере оскудения природных  ресурсов (сведения лесов, истощения  почв, эрозии земель). В долине устойчивое оседлое земледелие и скотоводство были возможны на основе орошения, регулирования течения рек. Этим занимались шумеры – древнейший народ южной Месопотамии, живший во второй половине 4-го тыс. до н. э, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Шумерам также принадлежит изобретение клинописного письма, технология колеса и обожжённого кирпича. В результате перевыпаса или выхода из строя ирригационных систем, изменений речного русла хозяйство приходит в упадок, а пустыни расширяют свои пределы.

Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров  по тому, как изменяется внешний облик храмов. В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Храм - жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение - дом, жилище богов - храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

Внутреннее устройство и убранство культовых сооружений практически невозможно восстановить. Причина этого – влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

Все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм. Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат - многоступенчатая башня, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи.

На месте древнего города Ура  археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура. Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.

Он представляет собой монументальное трехэтажное строение из кирпича, высотой  более 20м. Нижний ярус храма, имеет форму  усеченной пирамиды, площадь основания которой более 200м, высота 15м. Ее наклонные поверхности расчленены плоскими нишами, которые скрадывают впечатление тяжеловесности, массивности здания. На первый ярус ведут три лестницы – центральная лестница и две боковых, которые сходятся вверху. На верхней площадке находится кирпичная надстройка и главное место храма – его святилище. Строительным материалом для этой постройки служил сырцовый кирпич, но для каждого яруса он проходил различную обработку, что придавало кирпичным террасам зиккуратта различный цвет. Основание храма возводилось из кирпича с битумной обмазкой, поэтому нижний ярус – черный. Средний ярус из обожженного кирпича – красный. И самый верхний «этаж» - выбеленный. Внутри зиккуратов находилось множество помещений (священные покои бога и богини, а также помещения, где жили их слуги – жрецы и работники храма).

Жилые дома для людей  не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные  постройки все из того же сырцового  кирпича. Дома возводились без окон, единственным источником света был  дверной проем. Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной. Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук. Древний город навсегда остался в аккадском эпосе «Уруком огражденным».

Вавилон

Распад государства  шумеров привел к тому, что политический центр Месопотамии медленно стал перемещаться вверх по Евфрату, через  города Исин и Ларсу, пока не закрепился в маленьком городе, впервые упомянутом только во времена III династии Ура. Его называли Баб-или — «Врата бога»- Древние греки переделали это аккадское название в Вавилон.

Как говорилось выше, равнина  была бедной породами растений, древесных  пород было очень мало, а каменных не было вообще. Для поддержания  жизни во время засухи и быстрого отвода воды во время ливней создавались  многочисленные каналы, озера для отвода воды, плотины и водоподъемы. Насыпи вдоль каналов выкладывались плотными стенами и усаживались пальмами, которые давали драгоценную в этой стране тень. Там, где канал должен был пройти через болотистую местность или где два канала скрещивались между собою, русло помещали в каменных трубах или на сводах, опиравшихся на большие столбы. Каналы были в действии в течение всего года: они служили для передачи орошения и вместе с тем были отличными дорогами для кораблей и лодок.

Жителям страны приходилось  готовить материал для домов, храмов, плотин из глины: постройки их были кирпичные. Оттого они не выдержали  действия времени и превращались в груду камней. По таким грудам нам приходится судить и об огромном городе Вавилоне (слово значит "врата божьи"), лежавшем на Евфрате.

Поражали также размеры  города и его укрепления: наружные стены Вавилона были длиной в 8 миль (1 миля = 7,468 км), их высота была до 200 локтей( 1 локоть = 38–46 см), а ширина до 50, т. е. верх стены был похож на широкую мощеную улицу, по которой могли ехать в ряд несколько военных повозок. В стенах было проделано до 100 медных ворот. За стенами находился широкий и глубокий ров, наполненный водою. Вавилон занимал пространство вдвое больше современного Лондона; но кроме построек в нем тянулись обширные пустыри, сады и поля.

Город был выстроен по правильному плану: прямые улицы  шли параллельно реке Евфрату, другие пересекали их под прямым углом и  упирались в набережную реки; эти улицы запирались также тяжелыми медными воротами. Над жилищами возвышались огромные каменные дома богов. Они строились на широкой квадратной насыпи и поднимались вверх уступами. Чем выше был этаж, тем более узкий квадрат он представлял собою. Каждый этаж был выкрашен особой краской и блистал позолотой. Входы в храмы и дворцы точно оберегались огромными высеченными из камня фигурами крылатых быков с человеческими головами.

Сегодня считается, что  Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров.

 Первым царем города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы. Самый крупный канал в Вавилоне он назвал "Хаммураби благословение народа".

Законы Хаммурапи, касающиеся строительства

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные  законы, и административные, и гражданские. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца.

(  228) Если строитель  построил дом человеку и завершил  его, [то] за один сар дома он [домовладелец] должен ему дать  в подарок 2 сикля серебра.

(  229) Если строитель  построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, [то] этот строитель должен быть казнен.

(  230) Если он убил  сына хозяина, [то] должны убить  сына этого строителя.

(  231) Если он убил раба хозяина, [то] он [строитель] должен отдать хозяину раба за раба.

(  232) Если он погубил имущество,  то все, что он погубил, он  должен возместить и, так как  дом, который он построил, он  не сделал прочно и тот рухнул, он должен [также] отстроить дом  из собственных средств.

(  233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, п стена обрушилась, [то] этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

(  234) Если лодочник соорудил  человеку судно, но свою работу  сделал ненадежно, п это судно  рассохлось (?) в том же году [или] оно имело [другой] недостаток, [то] лодочник должен это судно

История строительства  и архитектура в эпоху античности

Древний Египет Новое царство (ок. 1580-ок. 1090г. г. до н. э. )

Ведущую роль в архитектуре  и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. В этот период преобладают храмовые постройки. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксоркского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолоченные обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся  оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса Фасад храма Рамзеса II II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением Архитектуры  нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

Заупокойный храм Хатшепсут   Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Рельефы и надписи применялись во всех внутренних помещениях храмов, где они сплошным ковром покрывали стены и колонны. Композиции носили лентообразный характер. Ленты располагались друг над другом, смыкаясь одна с другой, размеры их по высоте менялись в зависимости от изображаемого сюжета. Содержание рельефов было связано с прославлением фараона – строителя храма – и богов. В изобразительном искусстве Египта существовали определённые каноны в передаче тех или иных персонажей или происходящих сцен. При построении рельефной или живописной композиции стены, пилона, колонны определялись положение и взаимная связь отдельных ленточных полос, на которые членилась их поверхность. Изобразительные мотивы чередовались здесь с иероглифами.

Гробницы Нового Царства. Некоторые из них конструктивные сооружения, другие находятся в земле. Вырезанные в скале гробницы в Баб-эль-Молуке, среди которых двадцать пять королевских могил, поразительны одновременно простотой их устройств и глубиной и сложностью шахт, туннелей и палат. Подобные туннели создавались и впоследствии, во времена Геродота, чтобы сбить с толку возможных расхитителей.

На десятки метров врезались  эти могилы в скалу. Палаты, часто  устроенные с колоннами и подобными, что устраивались в хранилищах, крышами, с расписанным рельефом и украшениями.

В первой половине IV тысячелетия до н.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, Ежегодные разливы Нила препятствовали засолению почв, которое было бедствием для Месопотамии. Поэтому в Египте плодородие земли не падало на протяжении тысячелетий. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей был длительным и охватил, по-видимому, целиком все IV тысячелетие до н. э.

Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй, основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение — капитель, а в нижней — базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.

Информация о работе История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции