Архитектура первобытнообщинного строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:34, доклад

Краткое описание

Одно из древнейших и величайших достижений человечества – рождение архитектуры. Впервые архитектура родилась в эпоху палеолита. В этот период времени, примерно до 12-10 тысячелетия до н.э. человек формировался как разумное существо. Именно в этот период развития человеческого общества родилось осмысленное людьми пространство, которое мы сейчас называем архитектурой. По сути, в этот период архитектурой называлось покорение природного пространства путём придания ему нового человеческого смысла.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1. Архитектура первобытнообщинного общества.docx

— 21.48 Кб (Скачать файл)

1.1. Архитектура первобытнообщинного  общества

 

Одно из древнейших и величайших достижений человечества – рождение архитектуры. Впервые архитектура  родилась в эпоху палеолита. В  этот период времени, примерно до 12-10 тысячелетия  до н.э. человек формировался как  разумное существо. Именно в этот период развития человеческого общества родилось осмысленное людьми пространство, которое  мы сейчас называем архитектурой. По сути, в этот период архитектурой называлось покорение природного пространства путём придания ему нового человеческого  смысла.

Люди объединялись в родовые  общины, где главенствующую роль играли женщины. Эта эпоха родового общества называется матриархатом. Форму хозяйствования в этот период можно определить как  присваивающую. Охота, рыболовство, собирательство являлись основными способами человека добывать себе пищу. Человек ещё  не был скован ни земледелием, ни животноводством, поэтому и жилище человека эпохи  палеолита выбиралось на непродолжительное  время. Обычно это была пещера, землянка, либо шалаш. В эпоху верхнего палеолита, от 40 до 10 тысячелетия до н.э., появляются очень интересные жилые строения. Французский историк и археолог де Люмлей открыл в пещере Грот де Лазарет в окрестностях Ниццы особый тип жилья. В пещере был оборудован шалаш, который опирался на интересную конструкцию. Вертикальные балки стоек удерживались на земле при помощи камней. На них были уложены балки перекрытия, которые другим концом упирались в выступы в стене пещеры. При этом данная конструкция шалаша не примыкала вплотную к стене пещеры, что спасало её от просачивавшейся по стене пещеры воды. Остов шалаша обтягивался шкурами животных. Кроме этого в этом очень интересном жилом помещении впервые появляется зонирование пространства. Очаг помещался при входе в пещеру, что предохраняло конструкцию шалаша от возможного пожара. Кроме этого внутри шалаша был выделен тамбур или сени. Таким образом, можно сказать, что шалаш в пещере Грот де Лазарет есть пример зарождения первого функционального разделения жилого пространства, а конструкции опор есть первичная стоечно-балочная система.

В эпоху неолита происходит изменение жизненных условий  человеческого общества. Потепление климата привело к тому, что  людям стало выгоднее заниматься земледелием, в результате возникают  первые стационарные жилые поселения  и первые религиозные архитектурные  сооружения. До наших дней сохранилось  множество интересных архитектурных  религиозных ансамблей эпохи  неолита. Все эти сооружения подразделяются на три основных архитектурных типа. Это менгиры, дольмены и кромлехи. Надо отметить, что все эти сооружения первобытного времени несут в  себе определённый религиозный сакральный смысл.

 

Менгиры – это сооружения в форме вертикально стоящих столпов высотой около 20 метров, с заострёнными или закруглёнными верхними концами, иногда историки-религиоведы склонны видеть в менгирах религиозный символ древнего кельтско-славянского культа Рода и Рожанницы, так называемый (фаллический культ).


 

Археологи считают что  менгиры обозначали места погребения предков того или иного рода и  поэтому являлись объектами религиозного поклонения.

 

Дольмены – это сооружения, составленные из нескольких камней перекрытых одной или двумя горизонтальными плитами.


 

Данное сооружение представляет собой погребальную камеру. Дольмены тоже несли в себе некий религиозный  смысл и можно даже говорить о  том, что великие египетские пирамиды есть своеобразные наследники дольменов, так как ещё в эпоху Шумерского царства стали появляться сырцовые усыпальницы, созданные для «нужд  вождей и царей». Эти усыпальницы  были созданы в форме именно дольменных сооружений. Это были огромные сооружения, составленные по кругу из огромных многотонных камней перекрытых тщательно обработанными каменными блоками. Надо отметить, что последнее по времени мегалитическое сооружение дольменного типа было возведено уже в 532 году н.э. Этим сооружением является мавзолей готского короля Теодориха Великого. Готы, имевшие перед своими глазами величайшие памятники римского периода, тот же мавзолей Галлы Плацидии, так и не смогли воспользоваться этим наследием, и знаменитый мавзолей Теодориха, перекрыт куполом, который создан по типу мегалитического горизонтального каменного дольменного блока.

 

Кромлехи – представляют собой большие каменные круги, составленные из тяжёлых глыб выше человеческого роста.


 

Их можно найти практически  во всех частях Европы. От Соловецких островов Белого моря, до Сардинии и от Испании  до побережья Каспия. По мнению археологов, наибольшее количество кромлехов сохранилось  в Великобритании, их там несколько  сотен. Наиболее знаменитый кромлех  – это всемирно известный Стоунхендж под городом Солсбери. Пожалуй, это  самый известный кромлех, который  можно назвать первым архитектурным  сооружением который подвергался  реставрации в конце XV столетия. Однако наиболее впечатляющим кромлехом является сооружение, расположенное в 350 км от Стоунхенджа в местечке Арбор Лоу. В отличие от Стоунхенджа кромлех Арбор Лоу окружён ещё и большим рвом. Это даёт возможность предположить, что кромлех в Арбор Лоу является не только религиозным сооружением, но и оборонительным.

На Евразийских просторах  мы тоже имеем интересные архитектурные  памятники, которые говорят нам  о кочевом характере культуры первобытных народов Евразии. Это  так называемые погребальные скифско-сарматские и славянские курганы, а также погребальные курганы монгольских народов. По сути, курган играл роль не только мемориального памятника, который хранит память о погребённых в нём предках, но и являлся единственным ориентиром на огромных пространствах Евразии.

Однако в конце эпохи  неолита появляются и стационарные жилые постройки. Есть мнение что  термин «строить» изначально обозначал  соединение трёх опор – подобная жёсткая  конструкция вполне пригодна для  шалаша. Однако более основательным  считается, что русское слово  зодчество происходит от иранско-славянского  корня «зед», обозначавшего различные изделия и объекты из глины. Как мы знаем на юге, на землях трипольской культуры (современная центральная Украина) дома именно лепили из глины, либо обмазывали глиной плетёные конструкции, либо лепили из необожжённого кирпича и к тому же ставили эти дома на сваях по берегу Днепра, что давало возможность защищаться от внезапного нападения. Подобные методы строительства жилых домов были характерны не только для трипольской культуры, но и для эпохи Шумерского царства, для периода Раннего и Древнего Царства в Египте, для первобытного Китая. Кроме этого поселения трипольской культуры были уже стационарными поселениями, построенными на сваях. Надо сказать, что многие историки изучающие историю славянства считают, что подобный тип сооружения как раз характерен для протославянских племён. В защиту этого мнения надо отметить тот факт, что до настоящего времени техника строительства домов и целых городов на сваях присутствует во многих европейских странах, в которых ранее жили славяне. Например, на севере Италии таким способом построен город Градо, который даже своим названием свидетельствует о том, что был основан, отстроен и населён славянами – венедами (венетами), которые, по свидетельству историка Тацита «живут по побережью Ядранского (Адриатического) моря». Кстати, название города до сих пор сохраняет славянский корень «Град». Однако самым ярким примером того, что трипольская архитектура могла быть именно протославянской является сохранившийся на востоке Германии этнографический заповедник в Лаузице –Шпреевальде, под городом Коттбус, где проживает славянское этническое меньшинство Германии лужицкие сорбы. Дома в Лаузице построены на сваях вдоль берегов рек Лужицы (Лаузица) и Шпрее, и соединены между собой каналами.

В 1937 году советские археологи  П.П. Ефименко и А.Н. Рогачёв у села Костенки на Украине смогли раскопать несколько интереснейших стоянок с просторными удлинённой формы жилищами. Размер самого крупного строения составлял 33,5х5,5 метров. Жилище было заглублено в землю на 40 см и располагалось своей длинной осью вдоль склона, это снижало опасность его затопления весенними паводками.

В отличие от трипольского типа здания жилой дом костенковской культуры был предназначен для проживания не одной семьи, а нескольких семей принадлежавших к одному роду. Этот факт говорит о том, что жители костенковского городища жили ещё родовыми семейными общинами и не перешли ещё к соседской общине как трипольцы. Внутри костенковское жилище подразделялось на ряд помещений, которые служили отдельными семейными общежитиями. Таким образом, это жилище разделялось по количеству проживавших в нём семей, чему соответствовало количество очагов.

   
 

 


Информация о работе Архитектура первобытнообщинного строя