История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Палеолит (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.. Выделен в 1865 г. Джоном Леббоком. Палеолит — эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества.

Содержание

Первобытно – общинный строй.
История строительства и архитектуры в период палеолита.
История строительства и архитектуры в период неолита.
История строительства и архитектуры в период Бронзового века.
История строительства и архитектуры древних государств Междуречья.
История строительства и архитектуры в эпоху Античности
История строительства и архитектуры в эпоху Средневековья.
История строительства и архитектуры в эпоху Возрождения.
История строительства и архитектуры в эпоху Промышленной революции..
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Cepova.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровую романскую и готическую одежду с помощью мраморной облицовки и скульптуры, приобретали жизнерадостный облик.

Помимо строительства  палаццо для представителей великого панства большое значение имели 

Особенностями ренессансных фасадов являются огромные оконные арочные проемы, разделенные колонками, рустовка первых этажей камнями, верхних-плитами, карнизы большого выноса и тонко прорисованные детали. В отличие от строгих фасадов архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер.

Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую  поверхность при наличии чисто  вытесанной окаймляющей дорожки. Позже  убранство рустами сохранялось  лишь в обработке цоколей и  на углах зданий.

В XV в.итальянские зодчие часто применяли коринфский ордер. Нередко были случаи сочетания нескольких ордеров в одном здании: для нижних этажей— дорический ордер, а для верхних этажей— композицию капители, близкую по пропорциям и рисунку к ионическому типу.

Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции рис.1 [1. стр.44], остававшийся недостроенным с XIV в.

2. Период Высокого  Возрождения

Период Высокого Возрождения  охватывает конец XV -первую половинуXVI в. Центром культуры становится Рим , в котором строительные работы активно ведутся.

В архитектуре этого  периода основные черты и тенденции  Возрождения получают свое законченное  выражение. Создаются наиболее совершенные  центрические композиции. Окончательно складывается тип городского палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому становится прототипом многих последующих общественных зданий.

Ордерные композиции приобретают большую строгость: наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера — римско-дорический и тосканский, а тонко разработанная аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. В целом композиции Высокого Возрождения приобретают большую значительность, строгость и монументальность. Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансамбля. Строятся загородные виллы как целостные архитектурные комплексы.

Крупнейшим архитектором этого периода был Донато д'Анджело  Браманте(1444—1514). Приписываемое Браманте здание Канчеллерии(начато в 1483г.) (главной папской канцелярии)в Риме, небольшая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монтррио, называемая Темпьетто(1502г)

3. Поздний период  Возрождения

Поздним периодом Возрождения обычно считаются середина и конец XVI в.В это время в Италии продолжался экономический спад.

Наблюдается отход от классики в сторону усложнения композиций, большей декоративности, нарушения  ясности форм, масштабности и тектоничности. В Венеции, несмотря на частичное проникновение в архитектуру новых веяний, более сохранялась классическая основа архитектурной композиции.

Яркими представителями  был великий Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), Виньола - автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры». Наиболее значительными его произведениями считаются замок Капрарола и вилла папы ЮлияII, Сансовино, построивший в Венеции здание Библиотеки Сан-Марко (начата в 1536г.)

Трехчастная схема, состоящая  из главного объема и отходящих от него в стороны одноэтажных ордерных галерей, служащих для связи со службами усадьбы и организующих парадный двор перед фасадом виллы. Именно эта схема загородного дома Палладио имела в дальнейшем многочисленных последователей при строительстве усадебных дворцов.

Графическое изображение и объемный макет являются главными средствами, с помощью которых архитектор ищет и отстаивает свои решения. Открытие линейной перспективы в эпоху Возрождения активно повлияло на пространственную концепцию архитектуры этого времени. В конечном счете, осмысление линейной перспективы привело к увязке площади, лестницы, здания в единую пространственную композицию, а вслед за тем к возникновению гигантских архитектурных ансамблей барокко и высокого классицизма. Много лет спустя большое влияние на развитие архитектурного формотворчества оказали эксперименты художников-кубистов. Они пытались изобразить предмет с разных точек зрения, добиться его объемного восприятия путем наложения нескольких изображений, расширить возможности пространственного восприятия путем введения четвертого измерения - времени. Эта объемность восприятия послужила отправной точкой для формальных поисков современной архитектуры, противопоставившей плоской ширме фасада замысловатую игру свободно расположенных в пространстве объемов и плоскостей.

 

История строительства  и архитектуры в эпоху промышленной революции

Стиль петровского  барокко

Петровское барокко— термин, применяемый историками искусства  к архитектурному и художественному  стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Петербургское барокко еще называли «Петровский манир» – Петр стремился отойти от традиций Византии в архитектуре и перейти на европейский стиль градостроительства. Для этого в Санкт-Петербург были приглашены многие талантливые и известные архитекторы того времени. На смену исконно русским «пятиглавым» храмам пришли церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой.

Ограниченный условными  рамками 1697—1730 гг. (время Петра и  его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Архитектуре петровского  времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка  фасадов. В отличие от нарышкинского  барокко, популярного в это время  в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Прообразом петровского  барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

В отличие от архитектуры XVII в., носившей преимущественно церковный  характер, в первой четверти XVIII в. ведущее  место заняло гражданское строительство. В это время были сооружены  здания для крупных промышленных предприятий — Хамовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве, Оружейный завод в Туле, заводы-крепости на Урале, а также здания общественного пользования: Главная аптека, «Комедийная хоромина» (здание театра) в Москве, монументальные здания кунсткамеры, Адмиралтейства и Двенадцати коллегий в Петербурга и др. Впервые в истории русской архитектуры застройка новой столицы — Петербурга производилась по заранее разработанному плану, предусматривавшему сооружение зданий вдоль широких прямых улиц.

Перелом в изобразительном  искусстве выражался в замене библейских и евангельских сюжетов тематикой из реальной жизни. Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I работы И. М. Никитина отличаются глубокой психологической характеристикой, художник выразил непреклонную волю и целеустремленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина («Полтавское сражение», «Куликовская битва») с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Большую художественную ценность имели скульптурные портреты Петра I и Меншикова, выполненные Растрелли-отцом. Широкое применение получило искусство гравюры, запечатлевшее наиболее важные события современной жизни.

Постоянное внимание городские власти обращали на состояние  улиц и каналов, на строительство мостов. В это время был составлен генеральный план города (архитектор Ж. Б. Леблон), называвшийся "Генеральный чертеж Санкт-Петербурх". Для улучшения дорог приступили к планировке и строительству прямых магистралей, так называемых "прешпектив", среди которых выделяется "Невская прешпектива", известная в последующем как Невский проспект. С 1710 г. начались работы по мощению улиц. Был построен целый ряд каналов и мостов: Аничков мост, наплавные (плашкоутные) мосты, канал от Адмиралтейства до р. Мойки, каналы Галерного двора, соединявшие р. Неву с Мойкой, Зимняя канавка, Крюков канал и т.д. В 1718-1721 был проложен самоточный 23-километровый Лиговский канал, снабжавший город питьевой водой и питавший фонтаны Летнего сада. С 1713 г. начинается регулярная работа морского торгового порта, который первоначально находился на стрелке Васильевского острова. В 1714 г. основана первая почтовая контора, образована первая пожарная команда (1722 г.), началось освещение некоторых улиц (1718 г.), строились бани, трактиры, торговые учреждения и т.д.

Стремление к новым  порядкам в пожарном деле особенно ярко прослеживается на манере застройки  Санкт-Петербурга. Попытка строить  город по определенному плану, строжайшая регламентация всего строительства  с соблюдением всевозможных мер предосторожности от огня, широко проведенные мероприятия по городскому благоустройству имели целью сделать столицу идеальным городом и придавали Петербургу те новые черты, которые отличали его от других русских городов. В таком городе регламентировалось не только строительство, но и сама жизнь городского населения.

 Жители Петербурга должны были селиться только в определенные, отведенные им (в зависимости от социального положения и рода занятий) места, строить и благоустраивать свои жилища по определенным образцам, участвовать в выполнении многочисленных, в том числе и пожарных, повинностей. Планировочные мероприятия выражались лишь в том, что при отводе мест под застройку размечались «линии», т.е. направления будущих улиц, но это, видимо, делалось не всегда, и часто постройки возникали стихийно, совсем не в «линиях» а там, где больше нравилось застройщикам. Одна за другой возникали свободы с узкими и подчас кривыми улицами, по сторонам которых стояли крошечные домики. Это был период почти исключительно одного лишь деревянного строительства (вплоть до 1711 г.}, что обусловливалось неисчерпаемыми запасами дешевого леса и высоким мастерством свезенных в город русских плотников, которые в короткие сроки возводили относительно сложные бревенчатые дома и сооружения. На первом этапе застройки города противопожарные мероприятия носили лишь режимный характер. Население предупреждалось об осторожности в обращении с огнем.

 В 1709 г. после  Полтавской победы над шведской  армией Петр получает возможность  сосредоточить свое внимание на строительстве будущей столицы. Главное внимание он и его правительство уделяют упорядочению застройки города и повышению его пожарной безопасности за счет строгой регламентации и настойчивого внедрения противопожарных мероприятий, которые определялись специальными царскими Указами.

 К этому времени  у Петра в отношении Петербурга  сложился определенный план:

- создать благоустроенный  город с прямыми улицами, застроенными  каменными домами, поставленными  в линии, с большими садами, бульварами и целой системой каналов;

- сделать водные магистрали (Неву, протоки, каналы) главными  путями сообщения, а сам город  возможно дальше выдвинуть в  сторону моря;

- всю застройку в  городе подчинить строгой регламентации; - каждой группе населения отвести определенную часть городской территории;

- организовать торгово-промышленное  население в производственные  объединения и сосредоточить  управление городом в руках  этой группы.

На манеру застройки  и его внешний облик было обращено исключительное внимание. В застройку  города вносятся элементы плановости: город строится по локальным планам одновременно в нескольких местах вдоль водных магистралей. Начиная с 1710 г., и особенно с 1714г., царские указы по регламентации строительства города следуют один за другим. Все строительство в новой столице было подчинено целому ряду правил и регламентировалось специальным Указом «О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня». Петр I указал строить здания «в одно жило» (в одну линию), промежутки между ними должны были составлять не менее 13 метров. Из текстов целого ряда указов, особенно начиная с 1715 г., видно, что Петр 1 часто сам намечал направление и ширину улиц, месторасположение мостов, направление каналов, характер застройки той или иной части города и т. д. Это делалось обычно в форме резолюций царя на вопросы, поставленные учреждениями, руководившими застройкой Санкт-Петербурга: канцелярией городовых дел, полицмейстерской канцелярией и др. Так, например, 4 ноября 1715 г. Петром были даны указания о застройке Выборгской стороны, 20 мая и 16 ноября этого же года — о застройке Адмиралтейского острова, в апреле 1716 г.— о застройке Московской стороны.

 Данные предписания были направлены, прежде всего, на предотвращение распространения огня в случае пожара, а также обеспечение быстрого прибытия пожарных команд к месту тушения пожара.

 

Доменико Трезини  и его постройки

В феврале 1704 года, когда  Трезини прибыл на берега Невы, ничто  не предвещало появления здесь Северной Венеции. «Болота, древесина, вода», - опишет архитектор место великого строительства много лет спустя. Петропавловская крепость возвышалась в первоначальном своем варианте – из глины и дерева, фундамент Адмиралтейства еще не был заложен…

Информация о работе История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции