История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Палеолит (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.. Выделен в 1865 г. Джоном Леббоком. Палеолит — эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества.

Содержание

Первобытно – общинный строй.
История строительства и архитектуры в период палеолита.
История строительства и архитектуры в период неолита.
История строительства и архитектуры в период Бронзового века.
История строительства и архитектуры древних государств Междуречья.
История строительства и архитектуры в эпоху Античности
История строительства и архитектуры в эпоху Средневековья.
История строительства и архитектуры в эпоху Возрождения.
История строительства и архитектуры в эпоху Промышленной революции..
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Cepova.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Готический  стиль

Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе (в Англии, Германии, где стал доминирующим), где господствовала до 16 века. В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но, несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья. В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура Готический стиль распространился из Франции в Англию и Германию,где стал доминирующим.

Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это 1140 – 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания – крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые внесли революционные изменения в европейскую архитектуру. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В готических соборах окна увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную стену.

Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками, и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности.

Другой характерной  чертой готической архитектуры, возникшей  чуть позже, является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен замысловатым орнаментом. Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры. Развитие более реалистичного искусства, и отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили господствовавшие прежде рельефные композиции, фигуры которых как бы проступали из стены.

Позднее французская  готика приобретает еще большую декоративность. «Лучистая» и «пламенеющая» готика, распространившись почти по всей Европе, во многих странах приняла своеобразные формы.

В конце XII — начале XIII в. Жизнь в Европе начинает меняться, поэтому изменяется отношение к  готике. Она предстает романтичной и возвышенной.

Собор — главное архитектурное  сооружение готики. Готический собор  — место не только богослужений, но и место театральных представлений, собраний. Обычно это самая высокая  точка городского силуэта.

Монастырский собор, по сравнению с городским, замкнут в самом себе. Городской собор открыт миру. Строительство соборов было вызвано еще и тем, что этого требовало развивающееся знание — при соборах были школы. Это также было одной из причин достаточно быстрого строительства соборов. Так, Шартрский собор был построен за двадцать шесть лет, собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг.

К особенностям готической архитектуры относят базиличную форму. Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Тяжеловесность романского собора сменяется предельной устремленностью вверх. Нормой становится крестообразный план, трехнефный или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом (поперечным нефом) или совсем без трансепта, иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа.

Каждая сторона башни  сплошь закрыта окном. Стрельчатая  арка встречается и в романском  стиле. Но там она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное — для свода. Стрельчатый свод влечет за собой  применение опорных арок (аркбутанов). Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Давление бокового свода главного нефа (корабля) переносится на контрфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутанов). Контрфорсы увенчаны фиалами (башенками). У романского собора стены держат конструкцию, а у готического каркас архитектурных деталей и конструкция держат весь ансамбль.

Рассмотренные особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект.  
Особенно выразительны и оригинальны окна готического собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся в период готики.

Архитектурными памятниками  готического искусства являются во Франции собор Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) (XII-XIV вв.), собор в Шартре (XII-XIV вв.), собор в Реймсе (1211-1330); в Германии — собор в Кёльне (XIII-XIX вв.).

Скульптура готическая — круглая, но фронтальная. Так же, как и в романском стиле, она  выполняет подчиненную роль. В  ней соблюдена мера идеального и реального. Наблюдается органичное слияние содержания и формы. Но Божество трактуется иначе. Готическое искусство носит более индивидуализированный характер образов (в сравнении с романским стилем). В образе Христа, например, начинают подчеркиваться черты прощения, доброты, личностности. Достаточно часто художники этого периода обращаются к образу Богоматери.

«Готика XIII века уже не возвещает конец света как  леденящую кровь катастрофу. То, что в тысячном году представлялось страшным катаклизмом, в эту эпоху князья церкви рисуют как радостное освобождение

Если сравнивать романский  стиль и готический, то различия слишком разительны: один – торжественно-массивный, суровый, другой – величественно  – легкий, светлый. Но если рассматривать  строения переходного периода от одного стиля к другому, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Зарождение нового стиля - готики – началось с архитектуры, и лишь потом он стал распространяться на скульптуру и живопись Во многих городах возникали университеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Все изобразительное убранства готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, задумывалось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний, несомненно, подчиненных богословию.

С технической точки  зрения, готика была просто системой, позволяющей  использовать гораздо менее массивные  несущие конструкции для обеспечения  устойчивости более высоких сооружений. Это стало возможно благодаря таким относительно новым приемам, как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбы (контрфорсы) со связующими косыми арками (аркбутанами). Стрельчатая арка считается символом готики (поэтому готический стиль иногда называют стрельчатым): взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более устойчивой и гибкой, поскольку ее высота, в отличие от круговых арок, перекрывавших заданное пространство, могла регулироваться в зависимости от угла подъема.Решающим для развития готики было открытие, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если именно в этих местах их поддержать, другим элементам постройки не обязательно быть несущими. В результате оставалось много открытого пространства. Функция сводов (каменных потолков и крыш)изменилась, поскольку нагрузку принимали теперь на себя их ребра(нервюры), диагонально перекрещивающиеся в вышине. Это позволяло заполнять пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой.Нисходящая нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры,расположенные с равным интервалом, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей.

Еще одним достижением  готической архитектуры был арочный  контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном расстоянии и соединялись с ней лишь узкими изогнутыми арками, чего, однако, было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. И, что было очень важно, это позволяло главному нефу - центральной части церкви -возвышаться над боковыми приделами храма, причем верхний ряд окон, освещающих хоры, ничем не заслонялся.Общим результатом применения этих приемов стало то, что массивные церковные строения приобрели вид легких каркасов. Ряды контрфорсных арок, например, завершались остроконечными башенками, что усиливало устремленность в небо и стало одной из наиболее запоминающихся черт, присущих готическим зданиям.

Пространство между "костями" каркаса могло быть застеклено или  заполнено скульптурами. Каменная часть  верхней плоскости окон следовала  общей тенденции готики, становясь  все более облегченной и паутиноподобной.

 

История строительства и архитектуры в эпоху Возрождения

Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века. Возник этот стиль в Италии в концеXIV в. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Особенное значение в  этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.

Развитие Архитектуры  Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

Первые градостроительные  идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному  плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.

В этот период здесь было реконструировано несколько городов  с использованием новых принципов  градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций.

Во все периоды Возрождения  основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города— площади  и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств в XVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания. Новыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей.

С XVIIIв. реки стали использовать как связующие элементы городов (в эпоху средневековья реки и  бассейны мешали развитию города), а  в благоприятных условиях —и в качестве композиционных осей. Строительство мостов и сооружение набережных закрепили это направление в градостроительстве.

В связи с новым  художественным пониманием силуэта  города постепенно устранялись высокие  средневековые крыши, ренессансные здания завершались крышами с  аттиками и балюстрадами, преобладают плавные линии куполов. На изменение очертаний города большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку.

В Париже в XVIIIв. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые  партеры. Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в концеXVIII в.

С увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных  очертаний, получившими доминирующую роль в панорамах городов. Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды.

В архитектуре поиски «идеальных»форм зданий,основанных на полной и законченной композиции,стали одной из ее определяющих тенденций. Архитектура Возрождения делится на три основных периода: раннее, высокое и позднее. Архитектурным центром Раннего Возрождения была Тоскана с главным городом— Флоренцией.

1. Период Раннего Возрождения

Раннее Возрождение  в зодчестве характеризуется  формами зданий, созданных известным  зодчим инженером Филиппо Брунеллеско(первая половинаXV в.). Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры,начал уступать место новой конструкции— видоизмененному коробовому своду. Однако стрельчатые формы арки еще продолжали применять до середины XVIв.

Значительное место  в архитектуре итальянского Возрождения  занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь  крупные городские дворцы (палаццо), предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов, общественные здания; первой таким строением был воспитательный дом Оспєдальї дельи Інноченті во Флоренции ( ар-р Филиппе Брунеллески).

Информация о работе История строительства и архитектуры от первобытнообщинного строя до периода промышленной революции