Разработка антикризисной программы деятельности предприятия (на примере ООО «УМФ-2»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка антикризисной программы на предприятии.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы;
дан анализ и оценка банкротства предприятия;
разработана антикризисная программа для предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы 6
1.1. Сущность и содержание антикризисной программы 6
1.2. Методы прогнозирования банкротства предприятия 13
Глава 2. Прогнозирование банкротства ООО «Огнеборец» 21
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Огнеборец» 21
2.2. Анализ и оценка банкротства предприятия 24
2.3. Оценка перспектив развития ООО «Огнеборец» 41
Глава 3. Разработка антикризисной программы для ООО «Огнеборец» 44
3.1. Рекомендуемая антикризисная программа 44
3.2. Оценка результатов реализации рекомендуемой антикризисной программы 48
Заключение 52
Список использованной литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики и управления

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

по дисциплине  «Антикризисное управление»

 

на тему: Разработка антикризисной программы деятельности предприятия  (на примере ООО «УМФ-2»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил: студент группы М-318 Тухватуллин Р.И.

 

                                                ______________________

               (подпись)

 

   Проверила:                                  Гумерова З.Ж.     

                                                ______________________

         (дата и подпись) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2012

 

 

Содержание

 

Введение

Переход к рыночной экономике требует от предприятия  повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизация предпринимательства. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений, работников.

Три   волны   приватизации   разрушили   реальный   сектор   экономики, поставили   на   грань   банкротства   многие   предприятия.   Основная   масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода. В результате чего утраченной оказалась взаимосвязь спроса      и      предложения.      Продукция      нередко поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи.    Систему   нормальных   денежных   расчетов   заменил    бартер. Экономика столкнулась с таким феноменом,  как дефицит денег.   Вместо ожидаемого роста эффективности получили спад производства,  снижение рентабельности и производительности труда.

Современное состояние  большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является   реактивная форма   управления   и   недопущение   банкротства.   Подобный    подход позволяет    достичь    устойчивой    работы    предприятия    в    долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование      эффективного      механизма      управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния. С учетом постановки стратегических целей деятельности.

Многие предприятия  в современных рыночных условиях сталкиваются с кризисами, которые  отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общего развития или развития других организаций.

Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  тем, что для преодоления кризисных  ситуаций используется антикризисное  управление. Это управление, когда поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Антикризисное управление – это, прежде всего, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства, либо в условиях неплатежеспособности, возвращение дееспособности, превращение его в действующее. Кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Можно выделить различные типы кризисов: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их определению.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Состояние предприятия  в первую очередь определяется по его финансовому положению. Для того, чтобы определить текущее финансовое положение предприятия и, соответственно, принять определенные решения для его стабилизации при возникновении кризиса, необходимо проводить анализ показателей деятельности предприятия. Для менеджера предприятия важна оценка эффективности принимаемых им решений, эффективность используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных итоговых финансовых результатов.

Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

Таким образом, тема данной курсовой работы «Разработка антикризисной программы деятельности предприятия» является практически значимой как для предприятий, оказавшихся в тяжелой финансовой ситуации, так и для тех компаний, чья деятельность является прибыльной.

Целью  данной курсовой работы является разработка  антикризисной программы на предприятии.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

  • рассмотрены теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы;
  • дан анализ и оценка банкротства предприятия;
  • разработана антикризисная программа для предприятия.

Объектом  исследования в данной работе является ООО «Огнеборец».

Предмет исследования – анализ и оценка банкротства предприятия.

Выбранная тема достаточно широко рассмотрена в  экономической литературе. При подготовке курсовой работы особое внимание было уделено изучению литературы как зарубежных, так и отечественных авторов.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  определения сущности антикризисной программы

1.1. Сущность и содержание  антикризисной программы

В жизни предприятия  кризисы или угроза кризисов –  постоянное явление. Первопричиной, т.е. возможностью возникновения кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров.

Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.

 Кризис –  это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Понятие кризиса неразделимо связано с понятием риска.

Далее рассмотрим причины возникновения кризисов на предприятии (рис. 1) [2, с. 45].

Внутренние причины кризиса являются результатом деятельности самого предприятия.

Таким образом, предприятие попадает в кризисное  состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления, приведенных на рис.1.

В понимании  кризиса большое значение имеют  не только его причины, но и разнообразные последствия – возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время.

 

 



 

 


 





 




 



 








 


 


 

 


 

 

 

Рис. 1. Причины  кризисов.

Вообще последствия  кризисов теснейшим образом связаны  с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса  могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и  последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

 


 



 



 


 



 


 

Рис. 2. Возможные  последствия кризиса.

 

Разные последствия  кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понятия причин и последствий, ответственности (рис.2).

 








 

 

Рис.3. Возникновение  и распознавание кризиса

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. 

Причины возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно распознать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы  и причины кризиса (рис.3) [4, с. 32].

Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования факторов для последующего развития [4, с. 33].

Любое управление в определённой мере должно включать антикризисную программу по мере вступления в полосу кризисного развития предприятия. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учёт его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Всю совокупность факторов антикризисной программы можно представить четырьмя группами:

Первая  группа  включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие, что тоже является проблемой управления.

Но не все  кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления.

Вторая  группа связана с проблемами жизнедеятельности организации, в процессе решения которых формируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисных ситуаций. Это группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

Третья  группа связана с фактором антикризисного управления, который можно представить в диверсификации технологий управления. Эта группа включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии,   проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение.

Четвертая группа факторов включает политику антикризисной программы управления персоналом, которые всегда сопровождает кризисные ситуации [3, с. 56].

Антикризисная программа отражает то обстоятельство,  что она является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и  специфическими характеристиками. Одной из характеристик всякого управления является деятельность человека. Управление организацией -  это управление совместной деятельностью людей, которое состоит из множества проблем.

Предметом антикризисной программы являются факторы кризиса, т.е все проявления совокупного обострения противоречий, приводящих к наступлению кризиса.

Суть  антикризисной программы заключается в своевременной профилактике банкротства, либо при вхождении предприятия в кризисное состояние, в своевременном «лечении» предприятия, в грамотном и по возможности быстром выводе из кризиса. Она выражается в следующих положениях [3, с. 57]:

  1. Кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  2. Кризисы в определённой мере можно ускорять, предварять и отодвигать;
  3. К кризисам можно и необходимо готовиться;
  4. Кризисы можно смягчать;
  5. Управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
  6. Кризисные процессы могут быть до определённого предела управляемыми;
  7. Управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Информация о работе Разработка антикризисной программы деятельности предприятия (на примере ООО «УМФ-2»)