Разработка антикризисной программы деятельности предприятия (на примере ООО «УМФ-2»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка антикризисной программы на предприятии.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы;
дан анализ и оценка банкротства предприятия;
разработана антикризисная программа для предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы 6
1.1. Сущность и содержание антикризисной программы 6
1.2. Методы прогнозирования банкротства предприятия 13
Глава 2. Прогнозирование банкротства ООО «Огнеборец» 21
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Огнеборец» 21
2.2. Анализ и оценка банкротства предприятия 24
2.3. Оценка перспектив развития ООО «Огнеборец» 41
Глава 3. Разработка антикризисной программы для ООО «Огнеборец» 44
3.1. Рекомендуемая антикризисная программа 44
3.2. Оценка результатов реализации рекомендуемой антикризисной программы 48
Заключение 52
Список использованной литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Антикризисная программа  существенно отличается от обычных приёмов, форм и технологий управления предприятием.

Главной целью антикризисной программы является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране.

В ее рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении текущих проблем фирмы [36, с. 102].

Главное в антикризисной программе – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной тактики альтернативных вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации.

В основе антикризисной программы лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия.

Антикризисная программа направлена на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

При составлении  и реализации программы финансового  оздоровления необходимо руководствоваться  рядом принципов, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации программы [26. с. 215] .

  1. Целевой характер разработки и реализации программы финансового оздоровления. При разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющим (например, восстановление платёжеспособности предприятия).
  2. Принцип адекватности означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим и финансовым условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансово-экономического состояния предприятия и на этой основе выбираются мероприятия по финансовому оздоровлению.
  3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассматривать предприятие-должник как сложную социально-экономическую систему. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоравливающие» отдельные подсистемы.
  4. Структурный принцип предполагает наличие в плане, как минимум, трёх обязательных разделов: характеризующие текущее и будущее состояние предприятия, формулирующий мероприятия по финансовому оздоровлению.
  5. Содержательный принцип. План финансового оздоровления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.
  6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов вместе с руководителями предприятия-должника. Только такой тандем может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.

Таким образом, антикризисная программа представляет собой систему мер, направленных на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей  стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

1.2. Методы прогнозирования банкротства предприятия

Содержание  и основная целевая установка  финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами [9, с. 49].

В традиционном понимании  финансовый анализ представляет собой  метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Результативность управления предприятием в значительной степени  определяется уровнем его организации  и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия. Причин тому несколько, основная из них состоит в изменении форм собственности. Этот процесс, наиболее динамично развивающийся в сфере обращения, вполне естественно привел к разрушению многих вертикальных связей и последовавшей за этим информационной обособленности предприятий.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов. Для этого необходимо:

а) владеть методикой  оценки финансового состояния предприятия;

б) иметь соответствующее  информационное обеспечение;

в) иметь квалифицированный  персонал, способный реализовать  данную методику на практике [22, с. 32].

Оценка финансового  состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния.

Анализ финансового состояния  предприятия преследует несколько  целей:

  • определение финансового положения;
  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
  • выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
  • прогноз основных тенденций финансового состояния.

 Таким образом,  анализ финансового состояния  предприятия представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Целью анализа финансового состояния предприятия (ФСП)  в рамках антикризисной программы является характеристика состояния дел предприятия для своевременного выявления и устранения недостатков в финансовой деятельности и нахождения резервов улучшения ФСП.

Анализ ФСП включает в себя:

         1. Выявление важнейших характеристик баланса: оценку общей стоимости имущества, оценку соотношения иммобилизованных и мобильных средств, собственных и заёмных средств. Здесь важно сопоставить динамику объёма реализации и прибыли.

2. Анализ изменений  в составе и структуре активов  и пассивов.[14, с. 121]

Практика финансового  анализа уже выработала методику анализа финансовых отчётов. Можно выделить 5 основных видов анализа:

  1. Горизонтальный – сравнение каждой позиции отчётности с предыдущим периодом;
  2. Вертикальный – определение структуры финансовых показателей;
  3. Трендовый – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных явлений и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
  4. Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчёт числовых отношений различных форм отчётности, определение взаимосвязей показателей;
  5. Факторный – анализ влияния отдельных причин (факторов) на результативный показатель.

Таким образом, анализ финансовой отчётности является, по сути, предварительным анализом финансового состояния предприятия, позволяющим судить о характере использования финансовых ресурсов.[38, с. 132]

При прогнозировании и диагностике кризиса, основываясь на теоретических и практических разработках отечественных экономистов, рекомендуется проанализировать в совокупности следующие показатели:

    • Ликвидности и платёжеспособности;
    • Финансовой устойчивости;
    • Деловой активности.

 

1. Показатели ликвидности и платёжеспособности.

Платёжеспособность – способность предприятия своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

 Ликвидность – способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства, необходимые для нормальной финансово-хозяйственной деятельности и погашения его текущих (краткосрочных) обязательств.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность  его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период,  тем выше ликвидность данного вида активов.

1). Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время за счёт наиболее ликвидных оборотных активов – денежных средств и краткосрочных финансовых вложений:

 

денежные  средства + краткосрочные финансовые вложения

Кал =                                           краткосрочные обязательства (1)

 

 

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,2-0,5 (то есть не менее 20-50%).

 

2). Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточного покрытия) показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счёт наличности, но и за счёт ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненную работу, оказанные услуги:

 

 

К бл        =   (денежные средства +краткосрочные фин. вложения + дебиторская  задолженность)

                                                                                                               


краткосрочные обязательства

(2)

 

Нормативное значение для коэффициента критической ликвидности не менее 0,7-1,0.

 

3). Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства:

 

К тл      =                      текущие (оборотные) активы

                                     краткосрочные обязательства     


                                                             (3)

В общем случае, считается нормальным значение этого  показателя, находящегося в пределах 2,0-3,0. И чем выше значение, тем  больше доверия вызывает предприятие у кредиторов.

 

2. Показатели  финансовой устойчивости

С позиций долгосрочной перспективы ФСП характеризуется  структурой источников средств, степенью зависимости предприятия от внешних  инвесторов и кредиторов. Данную информацию может дать анализ следующих показателей:

1). Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств показывает, сколько заёмных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств:

 

 Кзс =            заёмный капитал


        собственный капитал

(4)

Нормативное значение этого коэффициента не должно превышать  единицы, однако на практике коэффициент отношения собственных и заёмных средств зависит от вида хозяйственной деятельности предприятия и скорости оборота оборотных средств.

2). Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости) характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность:

 

 ККС =        собственный капитал


             валюта баланса

                                                    (5)

Считается, что  чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть не ниже 60%.

3). Коэффициент финансовой зависимости (концентрации заёмного капитала) является обратным коэффициенту концентрации собственного капитала, и в сумме они дают единицу.

4). Коэффициент манёвренности собственных средств показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована:

 

КМ=                 собственные оборотные средства                                      


               собственный капитал       

(6)

Значение этого  показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры его активов, в том числе и оборотных.

5). Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает, какая часть основных средств и других внеоборотных активов профинансирована за счёт долгосрочных заёмных источников.

 

КСВ =           долгосрочные пассивы


                     внеоборотные активы           

Информация о работе Разработка антикризисной программы деятельности предприятия (на примере ООО «УМФ-2»)