Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 07:27, контрольная работа

Краткое описание

Вне зависимости от экономической ситуации, отрасли и масштабов деятельности, времени присутствия на рынке, опыта и профессионализма менеджеров и многих других индивидуальных факторов с кризисами сталкиваются абсолютно все хозяйствующие субъекты. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисной управленческой стратегии приобретает существенную значимость. Таким образом, изучение проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.

Актуальность изучения антикризисного управления обуславливается тем, что организация в условиях быстро меняющейся экономической обстановки и в условиях жесткой конкуренции может потерять свою платежеспособность, что может привести к кризису и, как следствие, к банкротству, поэтому, чем раньше будет обнаружена тенденция, ведущая предприятие к кризису, и, соответственно, чем раньше будет разработана антикризисная управленческая стратегия, тем раньше предприятие восстановит платежеспособность и выйдет на нормальный режим работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Основные черты модели антикризисного управляющего………………....4

2 Особенности проведения процедуры ликвидации предприятий…..…….14

3 Принципы подбора эффективной антикризисной команды для

управления организацией……………………………………..………….…27

Заключение………………………………………………………………………...31

Список использованных источников и литературы…………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная АУ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

  Российский государственный  торгово-экономический  университет (РГТЭУ)

челябинский институт (филиал) 
 

Кафедра «Менеджмента и мировой экономики» 
 
 
 

контрольная работа  

по дисциплине «Антикризисное управление»

Вариант №6, 17, 27 
 

   
 
 

   Выполнил:  студентка 5 курса

   специальности  «Экономика и

  управление на предприятии

  (торговли, общественного питания)»

   заочной  формы обучения на базе ПСО     

   ЭЗ-07-36                                                         ______________________ А.С. Нургалин 

   Проверил:                                                       ______________________ Е.В. Возилова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск – 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Основные черты модели антикризисного управляющего………………....4

2 Особенности проведения процедуры ликвидации предприятий…..…….14

3 Принципы подбора эффективной антикризисной команды для

          управления организацией……………………………………..………….…27

Заключение………………………………………………………………………...31

Список  использованных источников и литературы…………………………....33


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Вне зависимости от экономической ситуации, отрасли и масштабов деятельности, времени присутствия на рынке, опыта и профессионализма менеджеров и многих других индивидуальных факторов с кризисами сталкиваются абсолютно все хозяйствующие субъекты. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисной управленческой стратегии приобретает существенную значимость. Таким образом, изучение проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.

    Актуальность  изучения антикризисного управления обуславливается тем, что организация в условиях быстро меняющейся экономической обстановки и в условиях жесткой конкуренции может потерять свою платежеспособность, что может привести к кризису и, как следствие, к банкротству, поэтому, чем раньше будет обнаружена тенденция, ведущая предприятие к кризису, и, соответственно, чем раньше будет разработана антикризисная управленческая стратегия, тем раньше предприятие восстановит платежеспособность и выйдет на нормальный режим работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  черты модели антикризисного управляющего
 

    Менеджер  по АКУ — это тип личности, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, посткризисная ситуация — этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель

    Структура знаний представляет собой знания и  умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательство и творчество в делах, инициативность.

    Каждый  этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АКУ, его «умения» можно классифицировать по следующим основным группам.

    Первая  группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50 %):

  • умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль;
  • умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;
  • умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;
  • умения делегировать полномочия, функции, власть;
  • умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять;
  • умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке.

     Реализация  данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов, другой - из 20), компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, перспективность (предусмотрительность), информированность.

     Вторая  группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Она имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера по АКУ.

     Для эффективной реализации данной функции  антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.

     Важным  требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще, а у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением к нему. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации. К примеру, менеджер может обладать набором личных качеств для высокого авторитета и в то же время иметь весьма низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на таком же или более высоком уровне.

     Авторитет и престиж могут снизиться не только по причине ошибок, некорректного поведения или допущенного снижения личностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квалификация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста его уровня квалификации.

Определим:

Авторитет есть мера того, насколько подчиненные (сотрудники) считаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, стремятся исполнить его приказы.

Престиж — это мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.

     Итак, высокие авторитет и престиж  становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах.

     Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, выдержанность, культурность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интеллигентность и др.

     Третья  группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура — личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т. д.

     Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:

  1. умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить «вглубь»;
  2. сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы;
  3. организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;
  4. обосновать концепции надежности и законности;
  5. предусмотреть различные пути проведения контроля;
  6. интерпретировать отсутствие адекватного ответа.

     Эти умения невозможно реализовать, не обладая  способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.

     Следующей важной составляющей модели менеджера  является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.

     По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт – общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями. Интроверт — замкнут, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция: способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсолютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее, в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.

     По  темпераменту существуют четыре основных типа:

Сангвиник – спокойный, уравновешенный, подвижный, адекватная самооценка, трудолюбив. Слабая черта — неумение быстро перестраиваться в новых условиях;

Флегматик — эмоционально устойчив, темп мышления замедлен, самооценка занижена, инертен, для вхождения в новую среду требуется период адаптации;

Холерик — эмоционально неустойчив, отличается подвижной мимикой, ускоренным темпом мышления, высоко коммуникабелен, активен. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена;

Меланхолик — эмоционально чувствителен, неустойчив, отличается высокой степенью тревожности, в изменяющихся условиях подвержен стрессам. Хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей.

     В действительности преобладают смешанные типы темпераментов. Поэтому оценка личности по данной характеристике может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу темперамента или о преобладании черт. Очевидно, что человек с выраженными меланхолическими чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией.

     Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, «сквозных», а также возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего.

     Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим  функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции.

  1. Стратегическая – заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления плана.
  2. Административная — контроль и оценка результатов, осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний.
  3. Экспертно-инновационнаятребует от антикризисного управляющего постоянного, целенаправленного знакомства с новшествами в различных сферах экономики, их квалифицированной оценки и селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику.
  4. Воспитательная предполагает создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.
  5. Лидирующая в этой функции антикризисный управляющий выступает инициатором и интегратором деятельности, следящим, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации. От него зависят общий настрой в работе и сохранение внутреннего единства группы.

Информация о работе Антикризисное управление