Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение стратегии и тактики антикризисного финансового управления, рассмотрение причин возникновения кризисной ситуации.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
2) Определить роль стратегии в антикризисном управлении;
3) Изучить разработку стратегии антикризисного финансового управления организацией;
4) Раскрыть тактику реализации стратегии антикризисного финансового управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие кризиса………………………………………………… 5
1.1 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии…………………………………………………….. 5
1.2 Симптомы и этапы кризиса предприятия……………………... 8
Глава 2 Антикризисное управление…………………………………….. 12
2.1 Понятие антикризисного управления………………………… 12
2.2 Эффективность антикризисного управления………………… 14
Глава 3 Разработка стратегии и тактики антикризисного финансового управления………………………………………………………… 18
3.1 Разработка антикризисной стратегии организации……………. 18
3.2 Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика управления………………………………………………………… 25
3.3 Организация внедрения антикризисной стратегии……………. 28
Заключение………………………………………………………………. 30
Приложения 33
Расчетная часть ( вариант 3) 37
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая фин мендж - моя.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

     Введение

3

Глава 1 Понятие кризиса…………………………………………………

5

    1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии……………………………………………………..

5

    1. Симптомы и этапы кризиса предприятия……………………...

8

Глава 2 Антикризисное управление……………………………………..

12

    1. Понятие антикризисного управления…………………………

12

    1. Эффективность антикризисного управления…………………

14

Глава 3 Разработка стратегии и тактики антикризисного финансового  управления…………………………………………………………

18

    1. Разработка антикризисной стратегии организации…………….

18

    1. Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика управления…………………………………………………………

25

    1. Организация внедрения антикризисной стратегии…………….

28

Заключение……………………………………………………………….

30

Приложения

33

Расчетная часть ( вариант 3)

37

Список использованной литературы

53


 

 

Введение

Вне зависимости  от экономической ситуации, отрасли  и масштабов деятельности, времени  присутствия на рынке, опыта и  профессионализма менеджеров и многих других индивидуальных факторов с кризисами  сталкиваются абсолютно все хозяйствующие субъекты. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисной управленческой стратегии приобретает существенную значимость. Таким образом, актуальность изучения проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.

 В условиях  рыночной экономики управление  финансами, или финансовый менеджмент, является наиболее сложной  и приоритетной задачей, стоящей перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности, так как при повышении степени свободы и манипулировании финансовыми ресурсами повышается и значимость эффективного управления ими. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что в рыночной системе хозяйствования главным критерием эффективности работы экономических субъектов являются именно финансовые результаты их деятельности, устойчивые и положительные значения которых могут быть достигнуты только при высоком профессиональном уровне их финансового менеджмента.

Актуальность  данной темы обуславливается тем, что  организация в условиях быстро меняющейся экономической обстановки и в  условиях жесткой конкуренции может потерять свою платежеспособность, что может привести к кризису и, как следствие, к банкротству, поэтому, чем раньше будет обнаружена тенденция, ведущая предприятие к кризису, и, соответственно, чем раньше будет разработана антикризисная управленческая стратегия, тем раньше предприятие восстановит платежеспособность и выйдет на нормальный режим работы.

В связи с  этим возникает необходимость проводить  систематический финансовый анализ предприятия. Финансовый анализ позволяет  не только выяснить, в чем заключается конкретная болезнь экономики предприятия-должника, но и заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.

Вопросы антикризисного финансового управления затрагивают  интересы как частных (физических) лиц, так и юридических.

Целью  работы является изучение стратегии и тактики  антикризисного финансового управления, рассмотрение причин возникновения  кризисной ситуации.

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии;

2) Определить роль стратегии в антикризисном управлении;

3) Изучить разработку стратегии антикризисного финансового  управления организацией;

4) Раскрыть тактику реализации стратегии антикризисного финансового    управления.

 

 

1. Понятие кризиса

1.1 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии

 

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных  параметров параметрам окружающей среды. Все причины в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены на экономические, технические, социальные, политические, природные и др.

 Кризисы могут быть классифицированы по нескольким основаниям (рисунок 1). По одной из классификаций они подразделяются на прогнозируемые и непредсказуемые [5].

Техническая катастрофа или хроническая  неплатежеспособность, приводящая к  банкротству, происки конкурентов  или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства  компании – вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации. Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

В глубинных  причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

  1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
  2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы  возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:

  1. Социально-экономические факторы общего развития страны
    • Рост инфляции;
    • Нестабильность налоговой системы;
    • Нестабильность регулирующего законодательства;
    • Снижение уровня реальных доходов населения;
    • Рост безработицы.
  2. Рыночные факторы
    • Снижение емкости внутреннего рынка;
    • Усиление монополизма на рынке;
    • Нестабильность валютного рынка;
    • Рост предложения товаров-субститутов.
  3. Прочие внешние факторы
    • Политическая нестабильность
    • Стихийные бедствия
    • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние  факторы возникновения кризиса:

  1. Управленческие
    • высокий уровень коммерческого риска;
    • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
    • неэффективный финансовый менеджмент
    • плохое управление издержками производства;
    • отсутствие гибкости в управлении;
    • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  2. Производственные
    • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
    • Устаревшие и изношенные основные фонды;
    • Низкая производительность труда;
    • Высокие энергозатраты;
    • Перегруженность объектами социальной сферы.
  3. Рыночные
    • Низкая конкурентоспособность продукции;
    • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Симптомы и этапы кризиса  предприятия

 

Предприятие – это  обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.

Кризисы являются показателем  развития отдельного предприятия, которое  может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли  в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние, внутренние, локальные и общие.

Предприятие зависит  от внешних факторов, характеризующих  состояние экономики, в которой  осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.

Для каждого отдельного предприятия существует свое соотношение  внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие по структуре и организации  предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие – находиться на грани банкротства, а третьи – извлекать выгоду. Причин в этом может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними [10].

Но может быть и  другая ситуация, когда предприятие  входит в кризис при вполне благоприятных  внешних факторах. Здесь причинами  являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятии решений, некачественный маркетинг и многие другие.

Ниже приводятся основные симптомы, свидетельствующие о приближении  кризисной ситуации:

1. Снижение спроса на продукцию предприятия и одновременный рост спроса на продукцию предприятий-конкурентов.

2. Негативная динамика со стороны внешней среды: снижение объемов материальных и сырьевых ресурсов, повышение цен на сырье и техническое оснащение.

3. Сокращение темпов производства соседних отраслей.

4. Потеря конкурентного статуса на фоне общего усиления конкуренции на рынке.

5. Неблагоприятные правительственные меры в отрасли предприятия: повышение таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного курса рубля.

6. Нестабильная обстановка в регионе, где находится предприятие. Это может быть неблагоприятная экологическая, политическая, социальная обстановка.

7. Нестабильность действий иностранных партнеров.

8. Новые открытия и инновационные разработки предприятиями-конкурентами.

9. Старение и ухудшение технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование технологий, вызывающих потери и снижение качества продукции.

10. Трудности с персоналом: недостаточный профессиональный уровень, несоответствие навыков сотрудников новым требованиям и технологиям, снижение заинтересованности.

11. Недостаточная организация управленческой структуры, ее застойность.

12. Финансовая политика характеризуется наличием заемных средств, падением курса акций предприятия [7].

Симптомы – это начальные признаки, самые первые «звонки». Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Анализ таких показателей, как, например, производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала может отражать состояние производственной основы предприятия. Наиболее важную роль играют финансово-экономические и социально-экономические показатели. Состояние показателей оценивается, с одной стороны, относительно нормативных величин, а с другой – относительно друг друга.

Симптомом предкризисного состояния может являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т. д. [2].

Во все периоды жизни предприятия существует опасность возникновения кризиса. Но и сам кризис также протекает в несколько указанных ниже этапов, которые отличаются характером, содержанием, воздействиями и мерами по их устранению.

1. Снижение основных показателей предприятия – рентабельности и объемов прибыли. В результате ухудшается финансовое состояние предприятия. Решить эту проблему можно несколькими способами: выбором другой стратегии или изменением старой, сокращением издержек, увеличением производительности.

2. На втором этапе уже проявляется убыточность производства, в результате чего происходит снижение резервных фондов предприятия. Если же этих фондов нет, то наступает сразу третья фаза.

Информация о работе Антикризисное управление