Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из
кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.

Содержание

1. Антикризисное управление……………………………………………………………….3
2. Антикризисное регулирование…………………………………………………………...4
3. Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий………………………………………………7
4. Государственное антикризисное управление в странах с развитой рыночной экономикой………………………………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………….………………11
Список использованной литературы………………………………………...…………12

Вложенные файлы: 1 файл

антик.управ.кудрина.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

  1. Антикризисное управление……………………………………………………………….3
  2. Антикризисное регулирование…………………………………………………………...4
  3. Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий………………………………………………7
  4. Государственное антикризисное управление в странах с развитой рыночной экономикой………………………………………………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………….………………11

Список  использованной литературы………………………………………...…………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Антикризисное управление

  Понятие «антикризисное управление» связано с непосредственным влиянием субъекта управления на объект управления. В кризисных ситуациях свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах:

  1. Организация управления предприятиями федерального подчинения. При этом Министерство государственного имущества России осуществляет управление имуществом (имущественными комплексами), а оперативное руководство (управление) производством — отраслевые министерства и ведомства.

  2. Участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности. Осуществляется оно путём включения (выборов или назначения) в органы управления этих предприятий представителей государства.

  3. Государство обладает недвижимым имуществом (золотой фонд государственной собственности). Правильное использование и управление этим имуществом способствует предотвращению или ликвидации последствий кризисных ситуаций.

  4. В собственности государства находится преобладающая часть земельных угодий, в том числе сельхозугодья, лесной фонд. Здесь государство имеет право непосредственного воздействия и влияния на процессы, протекающие с участием земельных ресурсов.

  5. Государство имеет право контроля отношений собственности в регионах, в том числе перевода собственности из региональной в федеральную.

  По этим направлением в соответствии с Конституцией РФ государство имеет право непосредственно управлять кризисными ситуациями или, другими словами, осуществлять антикризисное управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               2.Антикризисное регулирование

 

      Антикризисное регулирование экономики — это косвенное воздействие государства на товаропроизводителей. Государственное регулирование призвано:

  а) стимулировать позитивные социально-экономические процессы;

  б) ограничивать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

  В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования кризисных ситуаций по следующим направлениям:

  — нормативно-законодательная деятельность;

  — финансы;

  — производство;

  — перераспределение доходов.

  1. Нормативно-законодательная деятельность. В гражданском законодательстве «экономической конструкцией» по праву следует считать Гражданский кодекс Р Ф. Это образное выражение очень точно и ёмко характеризует особо важное значение Гражданского кодекса в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции РФ имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».

  Основы банкротства предприятий заложены в следующих статьях Гражданского кодекса:

— ст. 61 (ликвидация юридического лица);

— ст. 62 (обязанности  лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);

— ст. 63 (порядок  ликвидации юридического лица);

— ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);

— ст. 65 (несостоятельность (банкротство) юридического лица).

  Очень важное значение в антикризисном законодательстве имеет Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а также другие законодательные акты и постановления Правительства РФ.

  В нашей стране законодательство о банкротстве предприятий только формируется. Так, первая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» действовала с 1 марта 1993 г. до 1 января 1998 г., вторая редакция — с 1 января 1998 г. по 2 декабря 2002 г. Со 2 декабря действует новый закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Новый закон в большей степени отражает экономические и социальные реалии современной ситуации в России.

2. Финансы. Финансовое  регулирование — это управление  совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Бюджетная политика определяется рядом специфических  факторов и прежде всего экономическим  и финансовым кризисом.

Глубина и продолжительность  кризиса в нашей стране во многом объясняются тем, что выбранный  путь «финансовой стабилизации»  не привёл к улучшению ситуации, а породил новые, весьма опасные  тенденции.

К примеру, финансовая политика в годы перехода к рынку привела не только к вытеснению долгосрочных кредитов краткосрочными, но и к сокращению объемов кредитования.

Была завышена доходность по операциям с валютой, ценными бумагами. По этой причине  значительная часть денежных средств  банков, предприятий и населения стала уходить не на кредитование производства, а на финансирование бюджетного дефицита.

Проводимая  Правительством финансовая политика достигла критической ситуации в 1998 г., когда  чистая выручка от реализации ГКО  стала отрицательной. В этот период бюджет, по сути, стал работать исключительно на ГКО, что закономерно обернулось крушением пирамиды государственного долга.

  Таким образом, в 1998 г. потерпела крах долговая модель российской экономики, что явилось основной причиной банкротства многих предприятий и банков.

  3. Производство. Преодоление кризисного состояния в значительной мере определяется внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, изменением направленности экспорта.

  Обеспечить решение этой задачи может только государство. Однако у федерального Правительства на данном этапе возможности ограничены. Поэтому в решении этого вопроса велика роль местных органов власти.

  Так, в ряде регионов страны принимаются меры по финансовой поддержке промышленных предприятий. В некоторых из них созданы советы по антикризисным программам, которые:

— разрабатывают  программы финансового оздоровления предприятий;

— анализируют  их выполнение;

— содействуют  осуществлению намеченных мер;

— заслушивают  сообщения территориальных органов  по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении процедур финансового оздоровления предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.

  На смягчение последствий кризиса и оживление экономики направлены региональные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства.

  4. Перераспределение доходов. Главным в этой деятельности является предотвращение массовой безработицы, абсолютной бедности, поддержание уровня жизни бедных слоёв населения не ниже прожиточного минимума. Всё это крайне необходимо, чтобы вывести экономику страны из кризиса.

  Таким образом, в условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий

 

  Государственную политику в сфере финансового оздоровления осуществляет Правительство РФ. В этих целях оно:

— возлагает  на один из федеральных органов исполнительной власти обязанности представлять в  деле о банкротстве требования РФ по денежным обязательствам и требования по уплате обязательных платежей, то есть определяет уполномоченный орган     Правительства РФ в делах о банкротстве предприятий и организаций;

— определяет порядок подачи заявлений уполномоченным органом;

— осуществляет координацию  деятельности представителей федеральных  органов исполнительной власти и  представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;

— определяет порядок проведения учёта и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций;

— утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации.

  В соответствии с новым законом «О несостоятельности (банкротстве)» контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляет федеральный орган исполнительной власти — регулирующий орган. Он действует в соответствии с поручением Правительства РФ.

Регулирующий орган:

— осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми  организациями арбитражных управляющих  федеральных законов и иных нормативных  правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

— проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций;

— обращается в  суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра  или о дисквалификации арбитражного управляющего;

— оказывает  поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в  ходе процедур банкротства;

— участвует  в организации подготовки арбитражных  управляющих и принятии теоретического экзамена;

— утверждает единую программу подготовки арбитражных  управляющих;

— ведёт единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих.

Федеральный регулирующий орган по делам о банкротстве  и финансовому оздоровлению образует территориальные органы, полномочия которых устанавливаются в пределах компетенции федерального регулирующего  органа.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» установлено, что:

— уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;

— регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью  саморегулируемых организаций арбитражных  управляющих, является Министерство юстиции  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Государственное антикризисное управление в странах с развитой рыночной экономикой

 

В странах с  развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт по предотвращению и  преодолению кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия  возникновения и развития различных  типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости изучения этого опыта и творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

  Система банкротства предприятий в этих странах включает ряд организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти, в частности:

— цели и принципы, которые должны быть достигнуты в  результате функционирования механизмов системы;

— организационную структуру;

— диагностику  состояния предприятия;

— юридическое  и нормативное обеспечение;

— методическое обеспечение;

— применяемые  процедуры;

— социальную защиту работников;

— подготовку кадров.

  Как правило, в законодательных актах этих стран отмечаются общие признаки банкротства: неплатежеспособность, увеличение кредиторской задолженности; нерентабельность сделок или использования имущества. Ходатайство о возбуждении дела о банкротстве может быть подано от самого должника, одного или нескольких кредиторов.  Большое внимание в законодательствах стран Запада уделено преступлениям в сфере банкротства предприятий. В частности, законодательство предусматривает не только простое, но и злостное банкротство, когда предприятие-должник, действуя из «своекорыстия», скрывает имущество, сознательно ставит других лиц под угрозу разорения, фальсифицирует отчётность.

Информация о работе Антикризисное управление