Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Возрастная анатомия и физиологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты Возрастная анатомия, физиология, гигиена (дошфак).docx

— 246.36 Кб (Скачать файл)

От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так  называемый непродуктивный элемент  деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

 

21

 

Правильный режим — это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток, протекание их в определенной, ежедневно повторяющейся последовательности. Выполнение режима приводит к образованию в коре больших полушарий прочных условных связей и стереотипов, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Основные компоненты режима, правильное соблюдение которых имеет особенно большое значение для здоровья ребенка,— сон, приемы пищи, занятия и пребывание на свежем воздухе.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается  свой режим, позволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспитание. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших—с 7—8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года—5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 - 4,5 часов. В режиме детей до 2 лет дневной сон повторяется несколько раз и предшествует кормлению; после, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).

Все время бодрствования детей  до 3 лет должно быть отведено на игры и непродолжительные занятия.

Пребывание на свежем воздухе. В теплое время года всю жизнь детского учреждения желательно вынести на участок. В этот период ночной сон укорачивается (подъем не в 8, а в 7 часов 30 минут, укладывание для всех групп в 20 часов 30 минут), а дневной — соответственно удлиняется. В старших группах второе занятие полностью снимается.

 

 

22.

 

Координация функций в организме

 

Координация - взаимодействие нейронов, а следовательно и нервных процессов в ЦНС, которая обеспечивает согласованную деятельность, направленную на интеграцию (объединения) функций различных органов и систем организма.

Принципы координации:

1. Принцип конвергенции - концентрация  возбуждение от различных нейронов  на одном. Импульсы, приходящие  в ЦНС по разным аферентним волокнам могут сходиться (конвергировать) в одних и тех же вставных и эффекторных нейронов.

2. Принцип иррадиации - распространение  возбуждения. Импульсы, поступающие  в ЦНС при сильном и длительном  раздражении рецепторов, вызывают  возбуждение не только данного  рефлекторного центра, но и других  центров. Процесс иррадиации связан  с наличием в ЦНС многочисленных  ветвлений аксонов и дендритов,  цепей вставных нейронов, которые  объединяют друг с другом различные  нервные центры.

Иррадиация хорошо выражена у детей  дошкольного и младшего школьного  возраста. Например, дети при появлении  игрушки размахивают руками, громко смеются, прыгают.

3. Принцип индукции - наведение  одного процесса другому. При  возбуждении одних нервных центров  деятельность других, функционально  связанных с ним, затормаживается (отрицательная индукция). Если в нервном центре возникает торможение, то в функционально связанном - возбуждение (положительная индукция).

 

 

 

 

 

23.

 

Утомление и переутомление дошкольников

 

Утомление - это физиологическое  состояние организма, проявляющееся  во временном снижении его работоспособности  в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления  являются нарушения в слаженности  функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в  периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и  проводимость сигналов, происходят биохимические  и биофизические изменения рецептивных  и сократительных элементов структуры  мышц. В центральной нервной системе  наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных  центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление  является сложнейшим физиологическим  процессом, начинающимся в высших отделах  нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и  объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство  усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий  организм о дезорганизации в первичной  деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно  отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Невнимательное отношение  к чувству усталости ребенка, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя  степень утомления, находящаяся  уже на грани с патологией. Переутомление  может быть результатом больших  физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и  неправильный образ жизни, недостаточный  сон, неправильный режим дня и  т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный  отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его  сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется  и не сменяется охранительным  торможением, то можно говорить о  переутомлении.

 

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) в утренние часы после завтрака систематически проводятся общегрупповые занятия. Их длительность 10—15 минут с целью избегания утомления и переутомления, после этого промежутка времени внимание и концентрация детей на учебной задаче ослабевают.

 

 

24.

 

Торможение условных рефлексов

 

Условное торможение - осуществляется по принципу условного рефлекса.

Особенности:

это индивидуальная, приобретенная  в течении жизни реакция организма;

требует определенных условий, для осуществления его надо вырабатывать;

развивается в нейронах коры головного  мозга.

Условное торможение возникает  при неподкреплении условного сигнала. В коре головного мозга перестает осуществляться временная рефлекторная связь.

Значение торможения условного  рефлекса:

отношение организма с окружающей средой становится более совершенными;

осуществляется более детальный  анализ и синтез информации.

позволяет избежать существования  множества биологически нецелесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей среды, играет существенную роль в процессах обучения, способствует оптимальному, а не избыточному проявлению условных рефлексов, экономит силы организма.

 

25.

 

Сон - физиологическое состояние, которое  характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного  бодрствования. Однако оказалось, что  активность мозга во время сна  часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон - это активный физиологический процесс.

Рефлекторные реакции во время  сна снижены. Спящий человек не реагирует  на многие внешние воздействия, если они не имеют чрезмерной силы.

Теории сна:

1) Гуморальная теория, в качестве причины сна рассматривает вещества, появляющиеся в крови при длительном бодрствовании. Доказательством этой теории служит эксперимент, при котором бодрствующей собаке переливали кровь животного, лишенного сна в течение суток. Животное-реципиент немедленно засыпало. Но гуморальные факторы не могут рассматриваться как абсолютная причина возникновения сна. Об этом свидетельствуют наблюдения за поведением двух пар неразделившихся близнецов. У них разделение нервной системы произошло полностью, а системы кровообращения имели множество анастомозов. Эти близнецы могли спать в разное время: одна девочка, например, могла спать, а другая бодрствовала.

2) Подкорковая и корковая теории сна. При различных опухолевых или инфекционных поражениях подкорковых, особенно стволовых, образований мозга, у больных отмечаются различные нарушения сна - от бессонницы до длительного летаргического сна, что указывает на наличие подкорковых центров сна. При раздражении задних структур субталамуса и гипоталамуса животные засыпали, а после прекращения раздражения они просыпались, что указывает на наличие в этих структурах центров сна.

3) Химическая теория. По этой теории во время бодрствования в клетках тела накапливаются легко окисляющиеся продукты, в результате возникает дефицит кислорода, и человек засыпает. Мы засыпаем не от того, что отравлены или устали, а чтобы не отравиться и не устать.

 

Функции сна:

-обеспечивает отдых организма.

-играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.

- способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.

- это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).

- восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.

Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у детей  положительное отношение ко сну. Спокойное состояние, необходимое  малышу перед засыпанием, создаётся  воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и  подготовки ко сну. Когда дети засыпают, нельзя допускать шума, громкой музыки и разговоров; помещение не должно быть ярко освещено. Однако нет необходимости  в полной тишине, так как дети могут привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему  шороху.

Укладывание детей спать в строго определённые часы вырабатывает у них  привычку к быстрому засыпанию. Спать  малыш должен в хорошо проветренном помещении, куда непрерывно поступает  свежий воздух.

Методика организации сна. Воспитатель, прежде всего, помогает подготовиться  ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Дети ложатся в кровать на правый или  левый бок (как им удобно). Но не следует  разрешать им ложится на живот, съёживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки. Воспитатель следит за тем, чтобы руки детей были поверх одеяла. В течении всего периода сна он находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другого одеть, третьему исправить позу и т.д. Дети, которые засыпают позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.

После дневного сна детей поднимают  постепенно. Тех, которые засыпают позже  других (слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность  поспать подольше, но инее задерживают  в постели больше положенного  времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определённом порядке, чтобы все были причёсаны.

Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей - не более 15 минут, у младших 20-25 мин. Старшие дети сами заправляют или  убирают свои постели.

Подготовка детей ко сну и  время подъёма используется педагогом  для воспитания у них культурно-гигиенических  навыков и развития самостоятельности.

Для установления преемственности  в работе детского сада и семьи  воспитатель рассказывает родителям  о правильной организации сна  в домашних условиях. Важно разъяснить, что для крепкого, спокойного и  здорового сна ребёнку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определённые часы укладывания. Перед  сном с ним хорошо погулять. Нужно  убедить родителей в том, что  вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или  какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать слишком  много жидкости.

 

26.

Кожный анализатор - совокупность анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и синтез механических, термических, химических и др. раздражений, падающих из внешней среды на кожу и некоторые слизистые оболочки (полости рта и носа, половых органов и др.). Как и др. анализаторы, кожный анализатор состоит из рецепторов, проводящих путей, передающих информацию в центральную нервную систему (ЦНС), и высших нервных центров в коре головного мозга.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"