Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Возрастная анатомия и физиологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты Возрастная анатомия, физиология, гигиена (дошфак).docx

— 246.36 Кб (Скачать файл)

 

 

4. Понятие и основные виды  тканей

 

 

Ткани — это совокупность клеток и неклеточных структур (неклеточных  веществ), сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Выделяют четыре основные группы тканей: эпителиальные, мышечные, соединительные и нервную.

 

Группы тканей:

 

1. Эпителиальная ткань. Клетки  располагаются плотно друг к  другу, межклеточное вещество  не развито. Они выполняют роль барьера, защиты и секреторные функции. Соответственно встречаются в организме: это поверхность кожи, слизистая оболочка внутренних органов, слюнные железы, потовые.

2. Соединительная ткань.Клетки располагаются относительно далеко друг от друга, свойства ткани зависит от межклеточного вещества. Если межклеточное вещество жидкое — это кровь, если рыхло-волокнистое — кожа, твердое — кость. Соответственно функции — опора, защита, транспорт веществ.

3. Мышечная ткань. В основе  ее — мышечное волокно. 

3.1. Клетки могут быть веретеновидные  с одним ядром, это гладкая  мышечная ткань, она входит  в состав стенок внутренних  органов (желудок, пищевод, кровеносные  сосуды, кишечник).

3.2 Поперечно – полосатые ткани,  многоядерные, образуют мышцы тела.

3.3 Сердечная поперечно-полосатая ткань.

 

 

 

5. Показатели физического развития  детей дошкольного возраста

 

О физическом развитии ребенка можно судить по его весу, росту, окружности его грудной клетки и другим показателям. Даже совершенно здоровый ребенок растет в длину и увеличивается в весе неравномерно.

 В одни возрастные периоды  он растет быстрее, в другие - медленнее. При рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, а к концу года—75 см, т. е. увеличивается на 50%; вес (в среднем 3200 г при рождении) за год утраивается, достигая 9,5—10 кг. За 2-й год ребенок вырастает на 10—15 см и увеличивается в весе на 2,5—3 кг. В последующие годы, до периода полового созревания, ежегодная прибавка в весе ребенка составляет приблизительно 1,5—2 кг, в росте—4—5 см.

Показатели физического развития очень изменчивы, особенно в первые годы жизни. Они сильно снижаются под влиянием тяжелых бытовых условий, при отсутствии достаточного количества свежего воздуха, плохом питании, недосыпании, малой подвижности и пр.

Любое, как незаразное, так и  заразное (инфекционное), заболевание, особенно если оно протекает тяжело, ослабляет организм ребенка, нарушает его нормальное развитие. Постоянное наблюдение за физическим развитием позволяет воспитателю детского сада вовремя выявить неблагоприятные сдвиги в состоянии ребенка.

Желательно, чтобы воспитатель  присутствовал при врачебном  обследовании детей его группы. При  этом он знакомится с проведением обследования, помогает врачу и дает ему нужные сведения о поведении ребенка, его настроении, интересах, аппетите, сне, о том, как ребенок переносит низкие и высокие температуры, и пр. Воспитатели, которые знают, как определяется физическое развитие ребенка и какие признаки характеризуют его нарушения, легче заметят у детей те или иные отклонения от нормы. Результаты обследования и оценки состояния детей воспитатель учитывает при работе с детским коллективом.

 

6. Характеристика основных периодов  развития ребенка

 

По мере роста и развития меняется строение и работа органов, меняются потребности организма, иными становятся интересы и поведение ребенка. Соответственно должна изменяться организация условий жизни, воспитания и обучения ребенка. В целях установления важнейших особенностей, характеризующих последовательные этапы роста и развития ребенка, давно делались попытки выделить несколько возрастных периодов. Основанием для деления служили различные признаки развития, как, например, прорезывание зубов, особенности роста, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности психического развития и т. д. Наиболее целесообразным и практически удобным следует считать такое деление на периоды жизни ребенка, которое учитывает особенности воспитания и обучения. Различают период внутриутробного развития; период новорожденности (первые 2 недели жизни); грудной возраст (до одного года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 2 лет); младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет); средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); школьный возраст.

В дошкольных учреждениях дети грудного возраста от 3 месяцев до 1 года составляют первую группу раннего возраста, которую делят на 3 подгруппы (3—6 месяцев, 6—10 месяцев, 10—12 месяцев), преддошкольники—вторую группу раннего возраста. Детей младшего дошкольного возраста делят на две группы (от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет). Детей старшего дошкольного тоже делят на две группы (вторая называется подготовительной к школе).

 

7. Значение, строение и функции  нервной системы

 

В нервной системе различают центральный и периферический отделы. К центральному отделу относятся спинной мозг, расположенный в позвоночном канале, и головной мозг, находящийся внутри мозгового черепа. Снаружи головной и спинной мозг покрыты оболочками.

На разрезе мозга (как головного, так и спинного) можно заметить, что в одних местах нервная ткань имеет более темный оттенок— серое вещество, а в других более светлый — белое вещество. Серое вещество мозга состоит из огромного количества нервных клеток; его белое вещество представляет собой скопление нервных волокон, по которым проходит возбуждение.

Часть нервных волокон выходит  за пределы мозга, образуя нервы, которые направляются к различным органам тела. Совокупность нервов составляет периферический отдел нервной системы.

Существование организма невозможно без координации, т. е. согласования деятельности отдельных органов. Точной и быстрой координации требует выполнение любого двигательного акта. Согласованно должны работать и другие органы. Так, в зависимости от выполняемой работы мышцы по-разному должны снабжаться кровью, что обеспечивается сужением или расширением сосудов; одновременно изменяется частота и сила сердечных сокращений и дыхательных движений. Регуляция и координация работы органов, строгое подчинение их деятельности потребностям организма как единого целого осуществляются нервной системой. Она обеспечивает приспособление организма к постоянно меняющимся условиям жизни, ориентировку в окружающем мире. Нервная система может быть названа органом не только регуляции и координации деятельности организма, но и познания окружающего мира. С деятельностью нервной системы связано мышление человека и все его поведение.

С каждым органом тела нервная система  связана двойными путями: по одним  она получает информацию о том, что происходит как в самом организме, так и в окружающей среде, а по другим посылает ответные импульсы, воздействующие на работу органа. Нервные волокна, передающие возбуждение в центральную нервную систему, называются афферентными (т. е. приносящими) или центростремительными, а передающие его органам называются эфферентными (т. е. уносящими) или центробежными

Реакции организма, возникающие в  ответ на раздражение и протекающие  при участии нервной системы, называются рефлексами. Они лежат в основе всей деятельности нервной системы Всякое изменение, возникающее в любом органе тела, вызывает возбуждение соответствующих окончаний центростремительных нервов, что и влечет за собой рефлекторные реакции органов.

 

8. Уровни организации нервной  системы 

 

Простейшими элементами мозга (головной и спинной мозг) являются нейроны  и глиальные клетки. Общее число нейронов в центральной нервной системе (ЦНС) составляет порядка 50 миллиардо. Их распределение в различных образованиях мозга неравномерно.

Структуру нейрона в элементарном виде можно представить себе в  виде тела с ядром и двух видов  отростков — одного длинного (аксон) и множества коротких (дендритов). Отростки выполняют передачу информации от нейрона к нейрону на короткие и длинные расстояния.

Места соединения (контакты) между  нейронами называются синапсами, а  сам процесс передачи информации в этих местах — синаптической передачей. При взаимодействии нейронов пресинаптическая клетка выделяет определенное вещество (нейро-медиатор) на рецепторную поверхность постсинаптического нейрона. Нейромедиатор замыкает цепь, осуществляя химическую передачу информации через синаптическую щель — структурный разрыв между передающей и воспринимающей клетками в месте синапса.

Отдельный нейрон с дивергентной структурой может посылать сигналы тысяче и  даже большему числу других нейронов. Но чаще один такой нейрон соединяется  всего лишь с несколькими определенными  нейронами. Точно так же какой-либо нейрон может получать входную информацию от других нейронов с помощью одной, нескольких или многих входных связей, если на нем сходятся конвергентные  пути.

Рассматривая поперечный разрез спинного мозга, нетрудно заметить, что в середине расположено серое вещество, а по краям — белое. Участки серого вещества, раздражение которых вызывает работу тех или иных органов, условно называют нервными центрами этих органов. В сером веществе спинного мозга нaxoдятcя цeнтpы кoнeчнocтeй, а также центры внутренних органов. Нервные волокна, составляющие основную массу белого вещества, образуют проводящие пути. Они осуществляют связь между нейронами различных отделов мозга.

 

9.

 

Спинной мозг тянется в виде толстого шнура, разделенного двумя бороздами  на правую и левую половины. В  центре спинного мозга проходит канал, который продолжается в головной мозг.

В середине поперечного разреза  спинного мозга можно наблюдать  расположенное серое вещество, а  по краям — белое. Участки серого вещества, раздражение которых вызывает работу тех или иных органов, условно называют нервными центрами этих органов. В сером веществе спинного мозга нaxoдятcя цeнтpы кoнeчнocтeй, а также центры внутренних органов. Нервные волокна, составляющие основную массу белого вещества, образуют проводящие пути. Они осуществляют связь между нейронами различных отделов мозга.

Между каждой парой соседних позвонков  от спинного мозга отходят слева и справа спинномозговые нервы — всего 31 пара. Каждый нерв начинается двумя корешками — передним и задним. Через задние корешки возбуждение передается с периферии в спинной мозг, а через передние—от спинного мозга к мышцам и другим органам. Поэтому передние корешки называют двигательными, а задние чувствующими. Оба корешка по выходе из мозга сливаются в один нерв. Таким образом, нервы, идущие от спинного мозга, смешанные, в них находятся нервные волокна афферентные, (центростремительные) и афферентные (центробежные).

В случае отсутствия двигательной активности нижних конечностей имеются нарушения  возбуждения передних корешков спинномозговых нервов.

 

10. Строение и функции стволовой части головного мозга

 

К стволовой части головного  мозга относятся продолговатый  мозг, варолиев мост (мозговой мост), средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок. Продолговатый мозг представляет собой самый нижний отдел головного мозга, нижняя часть которого соединяется со спинным мозгом, а верхняя — с мозговым мостом. Длина его 3—3,5 см, а масса в среднем 7 г. Наружный слой продолговатого мозга представлен белым веществом, в котором располагаются нервные волокна, внутренний слой состоит из серого вещества, образованного из нервных клеток.

Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Рефлекторная функция его обусловлена расположенными в нем центрами, регулирующими  дыхание и сердечную деятельность. Следовательно, поражение продолговатого мозга влечет за собой прекращение  дыхания и сердечной деятельности. Кроме того, в продолговатом мозге  расположены центры рефлексов, обеспечивающих мигание, слезоотделение, чихание, кашель, сокоотделение пищеварительных желез.

 

Мозговой, или варолиев мост, расположен над продолговатым мозгом и сверху граничит со средним мозгом, а с боков — с мозжечком. Наружный слой мозгового моста представлен серым веществом и состоит из нервных клеток, внутренний слой образован из белого вещества, в котором расположены нервные волокна. В варолиевом мосту расположены центры тройничного, глазодвигательного и лицевого нервов, через которые он осуществляет рефлекторную функцию. Кроме того, мозговой мост так же как и продолговатой мозг, выполняет проводниковую функцию, то есть через него проводятся нервные импульсы из спинного и продолговатого мозга к нервным центрам, расположенным в высших отделах мозга.

 

Нервный центр среднего мозга, состоящий  из темного вещества, обеспечивает рефлексы жевания и глотания пищи, управляет тонкими движениями пальцев  рук. При повреждении среднего мозга  или при его воспалительных заболеваниях нарушаются его вышеуказанные функции. В результате у человека теряется способность видеть, слышать, двигать  глазами. При повреждении красных  ядер происходит резкое повышение тонуса мышц тела, что затрудняет его движения. Промежуточный мозг расположен над  средним мозгом и покрыт большими полушариями головного мозга. В  состав промежуточного мозга входят зрительные бугры (таламус) и подбугорная область (гипоталамус).

Зрительные бугры представляют собой парные скопления серого вещества яйцевидной формы, то есть скопления  нервных клеток. Таламус является подкорковым чувствительным центром. Все внешние и внутренние (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные, болевые, тепловые, холодовые и иные) раздражители, поступившие из органов чувств, сначала воспринимаются таламусом и затем передаются в чувствительные центры, расположенные в коре полушарий головного мозга.

Нарушение эмоциональной окраски  ощущений связано с с нарушением деятельности таламуса.

 

11. Строение переднего мозга

 

Передний мозг состоит из межуточного мозга, граничащего со средним мозгом, и больших полушарий - основной массы головного мозга, покрывающей сверху и с боков все другие его части.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"