Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Возрастная анатомия и физиологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты Возрастная анатомия, физиология, гигиена (дошфак).docx

— 246.36 Кб (Скачать файл)

В межуточном мозге различают бугры, подбугровую область и некоторые другие участки. Через ядра бугров и смежных с ними образований проходят к большим полушариям афферентные пути от всех частей тела. Однако нельзя рассматривать бугры как простую передаточную станцию. Здесь информация перерабатывается и обобщается. Одна из функций бугров - участие в образовании эмоций, точнее, чувственной окраски ощущений. При поражении бугров проявление эмоций нередко нарушается. Так, одинаковое прикосновение к коже может сопровождаться то очень неприятным, то, наоборот, приятным ощущением. Скопления серого вещества, расположенные в подбугровой области межуточного мозга, играют весьма важную роль в процессе обмена веществ и деятельности внутренних органов.

В больших полушариях различают лобную, теменную, височную и затылочную доли. Глубокая боковая борозда отделяет височную долю от лобной и теменной; другая (центральная) отграничивает лобную долю от теменной.  Кора больших полушарий (плащ) у человека представлена пластинкой серого вещества, отделенной от полости желудочков белым веществом. Скопления серого вещества имеются и в глубине больших полушарий - это подкорковые ядра. Их функция связана с осуществлением сложных движений. При повреждении подкорковых ядер лицо становится неподвижным или, наоборот, вследствие чрезмерного сокращения мимических мышц, одна гримаса сменяет другую.

Связь: нервные волокна в белом веществе собраны в пучки. Нервное волокно, в свою очередь - аксон нейрона.

 

12 .Локализация функций в коре  больших полушарий

 

В коре головного мозга различают  зоны - поля Бродмана (нем. физиолог).

1-я зона - двигательная - представлена центральной извилиной и лобной зоной впереди нее - 4, 6, 8, 9 поля Бродмана. При ее раздражении - различные двигательные реакции; при ее разрушении - нарушения двигательных функций: адинамия, парез, паралич (соответственно - ослабление, резкое снижение, исчезновение).

В 50-е годы ХХ в.установили, что в двигательной зоне различные группы мышц представлены неодинаково. Мышцы нижней конечности - в верхнем отделе 1-ой зоны. Мышцы верхней конечности и головы - в нижнем отделе 1-й зоны. Наибольшую площадь занимают проекция мимической мускулатуры, мышц языка и мелких мышц кисти руки.

2-я зона - чувствительная - участки коры головного мозга кзади от центральной борозды (1, 2, 3, 4, 5, 7 поля Бродмана). При раздражении этой зоны - возникают ощущения, при ее разрушении - выпадение кожной, проприо-, интерочувствительности. Гипостезия - снижение чувствительности, анестезия - выпадение чувствительности, парестезия - необычные ощущения (мурашки). Верхние отделы зоны - представлена кожа нижних конечностей, половых органов. В нижних отделах - кожа верхних конечностей, головы, рта.

1-я и  2-я зоны тесно связаны друг  с другом в функциональном  отношении. В двигательной зоне  много афферентных нейронов, получающих  импульсы от проприорецепторов  - это мотосенсорные зоны. В чувствительной зоне много двигательных элементов - это сенсомоторные зоны - отвечают за возникновение болевых ощущений.

3-я зона - зрительная зона - затылочная область коры головного мозга (17, 18, 19 поля Бродмана). При разрушении 17 поля - выпадение зрительных ощущений (корковая слепота).

Различные участки сетчатки неодинаково проецируются в 17 поле Бродмана и имеют различное расположение при точечном разрушении 17 поля выпадает видение окружающей среды, которое проецируется на соответствующие участки сетчатки глаза. При поражении 18 поля Бродмана страдают функции, связанные с распознаванием зрительного образа и нарушается восприятие письма. При поражении 19 поля Бродмана - возникают различные зрительные галлюцинации, страдает зрительная память и другие зрительные функции.

4-я - зона слуховая - височная область коры головного мозга (22, 41, 42 поля Бродмана). При поражении 42 поля - нарушается функция распознавания звуков. При разрушении 22 поля - возникают слуховые галлюцинации, нарушение слуховых ориентировочных реакций, музыкальная глухота. При разрушении 41 поля - корковая глухота.

5-я зона - обонятельная - располагается в грушевидной извилине (11 поле Бродмана).

6-я зона - вкусовая - 43 поле Бродмана.

7-я зона - речедвигательная зона (по Джексону - центр речи) - у большинства людей (праворуких) располагается в левом полушарии.

Эта зона состоит из 3-х отделов.

Речедвигательный центр Брока - расположен в нижней части лобных извилин - это двигательный центр мышц языка. При поражении этой области - моторная афазия.

Сенсорный центр Вернике - расположен в височной зоне - связан с восприятием устной речи. При поражении возникает сенсорная афазия - человек не воспринимает устную речь, страдает произношение, та как нарушается восприятие собственной речи.

Центр восприятия письменной речи - располагается в зрительной зоне коры головного мозга - 18 поле Бродмана аналогичные центры, но менее развитые, есть и в правом полушарии, степень их развития зависит от кровоснабжения. Если у левши повреждено правое полушарие, функция речи страдает в меньшей степени. Если у детей повреждается левой полушарие, то его функцию на себя берет правое. У взрослых способность правого полушария воспроизводить речевые функции - утрачивается.

Всего различают (по Бродману) - 53 поля.

Представление Павлова о локализации  функций в коре головного мозга:

Кора головного мозга - это совокупность мозговых отделов, анализаторов. Различные отделы коры головного мозга могут выполнять одновременно и афферентные и эфферентные функции.

Мозговой отдел анализатора - состоит из ядра (центральная часть) и рассеянных нервных клеток. Ядро - совокупность высокоразвитых нейронов расположенных в строго определенной зоне коры головного мозга. Поражение ядра приводит к выпадению определенной функции. Ядро зрительного анализатора расположено в затылочной области, мозговой отдел слухового анализатора - в височной области.

Рассеянные нервные клетки - менее дифференцированные нейроны, разбросанные по всей коре. В них возникают более примитивные ощущения. Наибольшие скопления этих клеток в теменной области. Эти клетки необходимы, т. к. в них возникают ощущения, которые обеспечивают выполнение функции при поражении ядра. В норме эти клетки обеспечивают связь между различными сенсорными системами.

Современные представления о локализации  функции в коре головного мозга  рассматривают существование проекционных зон.

Первичная проекционная зона - занимает центральную часть ядра мозгового анализатора. Это совокупность наиболее дифференцированных нейронов, в которых происходит высший анализ и синтез информации, там возникают четкие и сложные ощущения. К этим нейронам подходят импульсы по специфическому пути передачи импульсов в коре головного мозга (спиноталамический путь).

Вторичная проекционная зона - расположена вокруг первичной, входит в состав ядра мозгового отдела анализатора и получает импульсы от первичной проекционной зоны. Обеспечивает сложное восприятие. При поражении этой зоны возникает сложное нарушение функции.

Третичная проекционная зона - ассоциативная - это полимодальные нейроны, разбросанные по всей коре головного мозга. К ним поступают импульсы от ассоциативных ядер таламуса и конвергируют импульсы различной модальности. Обеспечивает связи между различными анализаторами и играют роль в формировании условных рефлексов.

 

13. Физиологические  задачи занятий по лепке и  рисованию

 

Получает  развитие острая зрительная чувствительность, обеспечивающая легкость и полноту  восприятия пространства и колоритных отношений.

Также получает развитие специальная умелость руки.

Для нормального  формирования способностей к рисованию  большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация руки и глаза, что и имеет место в случае развития творческих навыков.

 

14. Вегетативная  нервная система

 

Внутренние органы обладают двойной  иннервацией: к каждому из них  подходят два нерва — симпатический и парасимпатический. Симпатические нервы отходят от грудного и верхней части поясничного отделов спинного мозга, парасимпатические - от некоторых участков головного мозга (в основном от продолговатого) и от нижнего отдела спинного мозга. Симпатические и парасимпатические нервы образуют единую вегетативную систему.

Путь от центральной нервной  системы к мышцам состоит из одного нейрона: его тело расположено в сером веществе спинного или стволовой части головного мозга, а длинный отросток (аксон), не прерываясь, тянется до мышцы. В вегетативной системе путь от центральной нервной системы до органа состоит из двух нейронов:

аксон первого нейрона подходит к телу второго нейрона, и лишь его аксон достигает иннервируемого органа.

Как правило, симпатический и парасимпатический  нервы оказывают на органы противоположные действия. Так, симпатический нерв учащает сердечные сокращения, а парасимпатический - замедляет их. Парасимпатические нервы иннервируют главным образом внутренние органы, а симпатические направляются ко всем органам. Симпатические волокна подходят даже к скоплениям нервных клеток в спинном и головном мозге. Столь широкое распространение симпатических нервов объясняется тем, что их функция связана с регуляцией процессов обмена веществ, протекающих в каждой живой клетке.

Вегетативная  нервная система оказывает на органы троякое действие: пусковое, корригирующее и адаптационно-трофическое. Пусковое влияние Вегетативной нервной  системы проявляется в возбуждении  её импульсами деятельности органа, который  функционирует периодически (например, возбуждение секреции потовых желёз  под влиянием симпатических нервов). Корригирующее (поправляющее) влияние  вегетативной нервной системы проявляется  в усилении или ослаблении деятельности и состояния возбуждения (тонуса) органов, обладающих автоматизмом и  непрерывно работающих или же постоянно  находящихся в состоянии некоторого возбуждения (например, влияние вегетативной нервной системы на работу сердца и состояние сосудов). Адаптационно-трофическая  функция вегетативной нервной системы  состоит в регуляции обмена веществ  и функционального состояния (возбудимости, работоспособности) органов и тканей и обеспечивает определённую настройку  организма к деятельности, приспособление работы органов к внешним условиям и текущим потребностям организма.

Таким образом, вегетативная нервная система контролирует работу сердца, дыхания, желез внутренней секреции, непроизвольной, гладкой  мускулатуры, причем без активного  участия нашего сознания. Долгое время  считалось, что эти функции недоступны самоконтролю.

К моменту  рождения периферические отделы анализаторов - органы чувств - структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

У новорожденных  оба отдела ВНС развиты еще  недостаточно. До 6-7 летнего возраста больше преобладают симпатические  влияния, вегетативная нервная система  очень лабильна и не всегда адекватно  реагирует на изменения внешних  факторов, поэтому нередко наблюдается  синдром вегетососудистой дистонии, чаще по гипертоническому типу. Возбуждение одного из отделов ВНС легко распространяется, вследствие чего возникает генерализованная реакция, отличающаяся стойкостью. У детей дошкольного возраста образование двигательной условной реакции сопровождается выраженными вегетативными изменениями в виде резких колебаний частоты и глубины дыхания, ритма сердечных сокращений.

 

15. Высшая нервная деятельность

 

Низшая нервная деятельность представляет собой интегративную функцию  спинного и ствола головного мозга, которая направлена на регуляцию  вегетативно-висцеральных рефлексов.

Высшая нервная деятельность —  это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной  системы животных и человека. К  этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических  функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в  изменяющихся окружающих природных  и социальных условиях. Высшую нервную  деятельность центральной нервной  системы следует отличать от работы центральной нервной системы  по синхронизации работы различных  частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают  с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий  головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Термин «высшая нервная деятельность»  впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным  понятию «психическая деятельность». Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной  деятельности. Непрерывное совершенствование  высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек  приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать  новые, не имеющие аналогов материалы.

 

16.

 

Основой высшей нервной деятельности являются условные рефлексы. Все рефлекторные реакции организма на различные  раздражители И. П. Павлов подразделил  на две группы: безусловные и условные.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной анатомии и физиологии"