Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

Процентные величины окружности груди, см

 

Возраст,

лет

Пол

«Коридор» и соответствующие  ему показатели

1

2

3

4

5

6

13

м

д

64,7

64,3

66,9

66,8

70,2

70,0

78,2

80,9

87,2

85,0

87,0

88,0

14

м

д

67,0

67,0

68,6

69,6

73,1

73,0

81,1

83,5

86,2

87,6

91,0

91,0

15

м

д

70,0

70,0

72,6

72,9

76,3

76,2

85,7

85,5

90,1

89,3

94,2

92,6

16

м

д

73,3

73,0

76,1

75,9

80,0

78,8

89,9

87,1

93,6

90,6

97,0

93,9

17

м

д

77,0

75,4

80,1

78,0

82,9

80,7

92,2

88,0

95,5

91,1

98,4

94,6


 

Опыт № 2

Оценка  показателей физического развития  
с помощью расчетных формул

 

Цель: научиться с помощью формул определять свое физическое развитие.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

Опыт проводится в парах или  группах.

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Рассчитайте собственный  рост, используя для этого предложенную  формулу.

 

Теоретический расчет среднего роста

для людей в возрасте от 3 до 14–16 лет

Девочки среднего типа телосложения

Рост = 6 ´ Возраст + 76

Мальчики среднего типа телосложения

Рост = 6 ´ Возраст + 77


 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20 % больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.

 

2. Определите индекс тучности. Для  этого воспользуйтесь результатами  предыдущих знаний.

Формула заливки индекса  тучности (ИТ)

ИТ = Масса тела, кг / Рост, м


 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Индекс тучности от 19 до 24 единиц измерения  соответствует нормальному телосложению. Если индекс тучности составляет 25–27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если индекс тучности больше 27 – это показатель ожирения.

Формула Пиньи (показатель крепости телосложения)

 

Крепость телосложения = Рост, см – (Масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха , см


 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:

меньше 10 – крепкое телосложение;

10–20 – хорошее телосложение;

21–25 – среднее телосложение;

26–35 – слабое телосложение;

36 и более – очень слабое  телосложение.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

 

Практическая работа 2. Изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга.

 Рекомендации для учителя: Глотательный рефлекс относится к разряду вегетативных рефлексов. Он вызывается раздражением корня языка. Раздражителем может быть пища, вода, наконец, слюна. Без раздражения корня языка рефлекс не проявляется. Каждый работает индивидуально.

Цель работы: Выяснить причину глотательного рефлекса.

Инструкция по выполнения работы

Вопросы по выполнению работы

ответы на вопросы

1. Проглотите скопившуюся в ротовой  полости слюну

У

2. Сделайте 4-5 глотательных движения.

У

3. Ответьте на вопрос: Можете  ли вы длительное время делать  глотательные рефлексы? Что является причиной не проглатывания?

У

4. Вывод: (Для воспроизведения глотательного  движения необходим раздражитель  – слюна, которая раздражает  рецепторы корня языка. Проглатывание  контролируется продолговатым мозгом

П


 

Проверочное задание

Зачертить схему глотательного рефлекса.

  1. рецепторы языка
  2. чувствительный путь
  3. продолговатый мозг
  4. двигательный путь
  5. мышцы языка

 

Практическая работа 3

Психологические основы внимания, памяти

и особенности  мышления

Опыт № 1

Выявление объема кратковременной памяти

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.

Проводится в парах и группах.

ХОД РАБОТЫ

В течение 1 мин внимательно  прочитайте предложенный тест, затем  отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

 

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово запишите себе 1 балл.

Возможные слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, абстракция, вертолет.

Определение характеристик  объема памяти

 

Число баллов

Характеристика памяти

6 и меньше

Объем памяти низкий. Желательно регулярно  выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь  с врачом или психологом

7–12

Объем памяти чуть ниже среднего. Главной  причиной слабого запоминания может  быть неумение сосредоточиться

13–17

Объем памяти хороший

18–21

Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной  волей

Свыше 22

Ваша память феноменальна


Опыт № 2

Образная  память

 

Цель: изучение кратковременной памяти.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой), таблица с 16 разнообразными рисунками (готовится заранее).

Проводится в парах.

ХОД РАБОТЫ

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение  предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы, составленной учителем. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Экспериментатор подсчитывает число  правильно воспроизведенных образов.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Норма – это 6 и более  правильных ответов.

 

Практическая работа 4. «Динамический стереотип»

 

Лабораторная работа 5. Строение глаза

Рекомендации для  учителя: Лабораторная работа проводится фронтально. В качестве раздаточного материала можно показать глаз крупного рогатого скота (или влажный препарат или натуральный глаз, а так же модель глаза).

Оборудование: модель глаза, влажный препарат глаза коровы, лупы..

Цель работы: Рассмотреть и изучить строение глаза коровы и закрепить знания на основе изучения строения глаза по разборной модели..

Инструкция по выполнению работы.

Вопросы по выполнению работы

Ответы на вопросы

1. Вспомните, как реагируют на  сет беспозвоночные животные? Какое  строение имеет глаз насекомого?

У

2. Прочитайте в учебнике материал  о строении глаза и внимательно  рассмотрите рисунок.

У

3. Рассмотреть глаз млекопитающего  – коровы. Найти все видимые части глаза (белочная оболочка (склера), зрачок, радужная оболочка)

У

4.Изучение строения глаза по  разборной модели. Рассмотреть глазное  яблоко снаружи и найти:

  • места прикрепления к нему мышц
  • отрезок зрительного нерва
  • белочную оболочку, которая переходит в прозрачную роговицу
  • радужную оболочку и отверстие в ней - зрачок

У

5. Найти хрусталик. Особенности  хрусталика.

У

6. Удалите стекловидное тело  из модели глаза. Рассмотрите  его. Какое оно по окраске?

У

7. Найдите место выхода из  глаза зрительного нерва.

У

8.Заполните таблицу:

Элементы строения глаза

Особенности строения

функция

  1. белочная оболочка
  2. роговица
  3. радужная оболочка
  4. зрачок
  5. хрусталик
  6. стекловидное тело
  7. сетчатка
   

П

9. Вывод

П


 

Проверочное задание.

По готовому рисунку подписать строение  глаза.

 

Лабораторная работа 6. Аккомодация хрусталика.

 

Рекомендации для  учителя: Заранее учащиеся дома готовят небольшие экраны (15820 см), затянутые прозрачной полиэтиленовой пленкой. На экране в центре по кругу пишутся буквы (5-6 букв) фломастером. На доске пишутся несколько слов. Например, глаз, хрусталик, сетчатка..

Оборудование: экраны на каждого человека.

Цель работы: Опытным путем обнаружить аккомодацию глаза..

 

Инструкция по выполнению работы.

 

Вопросы по выполнению работы

Ответы на вопросы

1. Расположить экран перед глазами,  примерно в 20 см от них. Прочитать  буквы на доске.

У

2. Затем по команде учителя  учащиеся фиксируют взгляд на  слова , записанные на доске  через экран. Выяснить, фиксируют  ли они буквы на полиэтилене

У

3. Зафиксировать взгляд на буквах  экрана. Выяснить, видны ли слова  на доске.

У

4. Можно ли одновременно отчетливо  видеть буквы на экране и  слова на доске?

У

5. Сделайте общий вывод на  основании проведенного опыта.  Как изменится форма хрусталика. (при затруднении смотреть текст учебника)

П


 

Проверочное задание.

Зарисуйте схему преломления лучей  в хрусталике глаза при рассмотрении близкого и удаленного предметов.

Образец


 

Фиксирование слов на доске 

(плоский хрусталик)

 

Фиксирование букв на экране

(хрусталик более выпуклый)

 

 

(6,  С.133)

 

 

Практическая работа 7. «Профилактика нарушения зрения у детей и подростков».

 

Задание: Подготовить памятку для  профилактики нарушения зрения у детей и подростков

 

Лабораторные работы 8. «Состав и функции крови»

Рекомендации для учителя: Свежая кровь в тепле быстро свертывается. Сгусток свернувшейся крови положить в марлевый мешочек, поместить в стеклянную банку, чтобы он не доходил до дна. Банку закрыть марлей и оставить на сутки. Сыворотка стекает на дно, сгустки остаются в мешочке. Через сутки мешочек вынуть, сгустки крови промыть под краном,  и поместить их в формалин или спирт. Можно хранить несколько лет. Приготовление не свертывающейся крови – в кровь взятую от убитого животного прибавить раствор оксалата натрия, калия или аммония 1гр. соли не 1 л крови. Работа проводится фронтально.

Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"