Формирование ассортимента товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы, на основе теории и практики раскрыть сущность и особенности процессов формирования товарного ассортимента, как части абстрактного торгового процесса и как непосредственной торговой деятельности одного из торговых предприятий города Пензы ООО «Мега-Лайн». Данное предприятие занимается продажей сотовых телефонов и сопутствующих товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Понятие ассортимента, требования, предъявляемые к ассортименту товаров предприятий торговли 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарного ассортимента предприятий торговли 14
1.3. Методы исследования товарного ассортимента предприятий торговли 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕГА-ЛАЙН» (продажа сотовых телефонов) 21
2.1. Технико-экономическая характеристика коммерческой деятельности ООО «Мега-Лайн» 21
2.2. Особенности товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 29
2.3. Органиазция и оценка процессов формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 33
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА ООО «МЕГА-ЛАЙН» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемые здесь товары представляют собой структурированную модель потребительских товаров. То есть находятся между товарами широкого потребления и специализированными товарами, предназначенными для специальной деятельности.

Сотовые телефоны, как  специфический вид потребительских товаров требует специальных подходов к организации продажи. Так, например, особыми мерами являются консультации специалистов, которые необходимы во многих случаях  приобретения фототоваров потребителями.

Следует также заботится  о качестве предлагаемых товаров и услуг.

В системе рекомендаций, касающихся непосредственно технологии, методологии и практики процесса формирования ассортимента товаров, представленных на прилавках и витринах ООО «Мега  – Лайн», отметим следующие положения.

Прежде всего, формирование товарного ассортимента должно базироваться на комплексе мер, составляющих систему маркетинга.

Для правильной диагностики  процессов формирования товарного  ассортимента, предприятию рекомендуется  составить отчетность в соответствии с ответами на следующие вопросы:

- Как используют потребители  наши товары?

- Учитывается ли это  при разработке новых товаров?

- Каков ассортимент  товаров фирмы в каждом из  сегментов рынка где ведется  торговля?

- Как нужно изменить  ассортимент, чтобы торговля шла успешнее?

- Какие факторы определяют  покупку каждого товара из  предлагаемого ассортиментн6ого  перечня?

- Учитываются ли все  перечисленные факторы при разработке  новых товаров и введении их  на рынок?

Таким образом, при формировании товарного ассортимента, торговое предприятие должно учитывать практически все аспекты маркетинга, связанные как с внешней средой, так и непосредственно с внутренней коммерческой деятельностью на предприятии.

Понятия «рынок» и  «маркетинг» неразрывно связаны  между собой Маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе связанная с рынком, это работа с рынком для осуществления обменов с целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. До недавнего времени наше общество существовало в условиях "рынка продавца". Однако времена быстро меняются и теперь российская экономика входит в период становления развитых рыночных отношений

Управление процессами формирования товарного ассортимента на предприятии торговли - это анализ, планирование, претворение в жизнь  и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач предприятия.

Персонал, занимающийся маркетинговыми исследованиями в сфере  формирования товарного ассортимента, должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время и характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, который необходим в данный момент для предприятия

Процесс управления процессами формирования товарного ассортимента на современном торговом предприятии и в частности на ООО «Мега-Лайн» должен базироваться на одной из пяти разных концепций:

концепция совершенствования  технологии продаж;

концепция совершенствования  товара,

концепция интенсификации коммерческих усилий,

концепция маркетинга,

концепция социально-этического маркетинга

Все эти концепции  и по отдельности и в совокупности способствуют грамотному, а главное  эффективному формированию ассортимента, что в большей степени определяет конечный результат коммерческих усилий.

Концепция совершенствования технологии продаж утверждает, что потребители будут приобретать товары, которые доступны по цене и широко распространены. При этом для удовлетворения потребительского спроса предприятию необходимо сосредоточить свои усилия на совершенствовании технологий продаж товаров и повышении эффективности системы распределения.

Концепция совершенствования  товара утверждает, что потребитель  будет приобретать продукцию  наивысшего качества и с лучшими  эксплуатационными характеристиками. Поэтому необходимым условием процветания предприятия является постоянное совершенствование товара.

Рекомендуя использование  данного подхода, следует обращать внимание на следующие моменты. Иногда эта концепция работает достаточно эффективно, но чаще всего приводит к тому, что продавец так «влюбился» в собственный товар, что упустил из вида клиентов. Такая близорукость часто приводит к разорению предприятий при появлении на рынке альтернативной продукции. Например, потребителю нужен не сверхсовершенный телефонный аппарат, а возможность беспрепятственно обмениваться информацией (радиотелефон, например)

Концепция интенсификации коммерческих усилий предполагает, что  потребитель не будет приобретать  товары предприятия, если оно не будет  делать значительных усилий в сфере сбыта и его стимулирования Агрессивный маркетинг применяют для сбыта товаров пассивного спроса, т е тех товаров и услуг, о приобретении которых покупатель не задумывается. Это могут быть товары сопутствующей ассортиментной группы, например корпуса для телефонов, подставки, брелки и др.

Концепция маркетинга предполагает, что для достижения процветания  предприятие должно точно определять потребности целевых рынков и  более полно, чем конкуренты, удовлетворять  запросы покупателей.

Иными словами, это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей предприятия.

Особо важное значение среди  взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на конкурентоспособность, качество продукции и ее ассортиментный профиль, имеют маркетинг, и проектирование именно эти этапы жизненного цикла продукции дают необходимую информацию для:

- определения и уточнения  запросов, ожиданий потребителя  и других требований к продукции,

- разработки предварительного  проекта (включая информационное  обеспечение).

Поэтому рыночные исследования являются непременной частью работы предприятия, осуществляющего свою деятельность на принципах маркетинга.

Эти исследования должны быть регулярны, многообразны и разнородны. По первому из названных признаков их можно разделить на целевые и текущие

Целевые исследования - это  всестороннее изучение какой-либо определенной рыночной проблемы, имеющей для предприятия  стратегическое значение. Возможным этапом таких исследований является выявление новых рынков. Подойти к решению этого вопроса можно, используя различные неформальные методы, такие, как чтение газет, посещение выставок, изучение товаров, выпускаемых конкурентами, контроль за переменами спроса на рынке и т.д.

Можно взять на вооружение формальные приемы, например, использовать сетку развития товара и рынка (см. Приложение 4).

Более глубокого внедрения  с существующим товаром на существующий рынок можно добиться, повысив  конкурентоспособность товара. Это возможно, если снизить цену товара, увеличить расходы на рекламу либо расширить сеть сбытовых организаций и таким образом привлечь к себе покупателей товаров-конкурентов

Расширить границы рынка  для уже существующего товара можно за счет новых рынков. Это могут быть демографические рынки, рынки организаций, географические рынки и т. д.

Можно предложить новые  товары на уже существующие рынки  и тем самым увеличить прибыль.

Можно воспользоваться  диверсификацией, т е расширением  числа сфер деятельности предприятия на новых рынках с новыми товарами, производство которых не связано с основным производством предприятия

Кроме целевых исследований предприятие должно постоянно осуществлять сбор и обработку текущей информации. К такой информации относится внутренняя отчетность, отражающая показатели текущих событий, суммы издержек производства и сбыта, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о задолженностях и т.д.

Значительную часть  информации такого рода может дать система качества, основанная на стандартах ИСО серии 90QO Элементы системы качества «Регистрация данных о качестве», «Послепроизводственная деятельность» и «Использование статистических методов» используются для сбора и обработки подобных данных

Еще предприятие должно проводить постоянный сбор внешней маркетинговой информации, т е повседневную информацию об изменениях в коммерческой среде (элементы системы качества «Качество в рамках маркетинга» и «Качество Закупок».

Маркетинговые исследования должны систематически проводиться предприятием по тому кругу вопросов, которые непосредственно связаны со стоящей перед ним рыночной ситуацией.

В ведущих компаниях  России диапазон систематически проводимых исследований очень широк.

В таблице 2 (Приложение 5) перечислены виды маркетинговых исследований, проводимых 798 фирмами, отличающимися высокой конкурентоспособностью на рынке компаний торгующих сотовыми телефонами.

Все перечисленные возможности  и собранную информацию служба маркетинга должна проанализировать и определить, какая из возможностей может привести к конечному успеху.

Определив привлекательное  направление маркетинговых усилий, на котором предприятие может  добиться конкретных преимуществ, сформулировав  цели предприятия и оценив его  ресурсы, можно приступать к непосредственно к формированию товарного ассортимента в соответствии с методикой и технологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В  эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.

Ежедневно в  деятельности торговой организации  происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и другие. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженностей продавцов и покупателей. Все это относится к хозяйственным операциям. Кроме того, для обеспечения нормальной деятельности торговая организация должна иметь торговое оборудование, холодильники, склады, помещения для торговли, транспортные средства и прочее.

В данной работе речь шла  лишь об одной стороне деятельности торговых организаций – процессе формирования товарного ассортимента.

Важно обозначить особую значимость указанного процесса в структуре  торговой деятельности, так как грамотный  подход к формированию ассортимента – это по существу гарантия высокого товарооборота, а, следовательно, рентабельности и прибыльности предприятии.

На страницах данной курсовой работы мы рассмотрели особенности  формирования ассортимента товаров  в теоретическом и практическом аспектах, в заключении хотелось бы привести несколько рекомендаций, для совершенствования процесса формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн».

Так, для ассортиментной специализации данного торгового  предприятии (сотовые телефоны), важно  отслеживать новинки и предлагать их к продаже, так как технологии в данной отрасли быстро устаревают.

Важно также предлагать товар ля потребителей с разным уровнем  достатка, поскольку возможности  рассматриваемого рынка предполагают и такого рода квалификацию ассортимента.

Именно широкий выбор  и грамотное консультирование обеспечит высокие показатели продаж в данной отрасли торговли, что важно не забывать ООО «Мега-Лайн».

Сегодня рынок сотовых  телефонов представлен большим  разнообразием товаропроизводителей и потребителей, деятельность которых  ориентирована друг на друга.

Пензенский потребительский  рынок сотовых телефонов, по существу практически ни чем не отличается от подобных рынков в других городах  России. Здесь в широком ассортименте представлена продукция ведущих  производителей как отечественных, так и зарубежных.

Нужно отметить, что в  основе своей, пензенский рынок сотовых  телефонов ориентирован, прежде всего, на потребителя, квалифицирующихся  как средний класс. Данный факт объясняется  структурой спроса на рассматриваемые  товары.

Сегодня спрос на сотовые телефоны характеризуется стабильностью, на рынке все время появляются более совершенные модели сотовых телефонов, простых в обращении, но, тем не менее, сочетающие множество дополнительных функций (фото, видео, коммуникатор и проч.).

Научный прогресс в данной области стимулирует интерес рядовых потребителей и специалистов к товарам рассматриваемой группы.

Практически в каждом крупном и среднем магазине, торговом центре города открыты и действуют  отделы, предлагающие к продаже сотовые  телефоны и сопутствующую продукцию. Что говорит о том, в Пензе на сегодняшний момент находится в стадии стабильного и равномерного развития.

Информация о работе Формирование ассортимента товара