Система качества по международным стандартам ИСО серии 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Система качества
совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Вложенные файлы: 1 файл

Система качества по международным стандартам 25.12.12.docx

— 156.85 Кб (Скачать файл)

 

 

Обязательная документация

Любая имеющаяся в  системе менеджмента качества должна управляться в соответствии с  системой, которую Ваша организация  разработает и которая должна соответствовать требованиям ИСO 9001:2000.

И так, какая документация должна быть разработана в организации?

1. Документально оформленные заявления  о политике и целях в области  качества. Вам необходимо четко определить политику в области качества и установить цели в области качества, которые необходимо утвердить и всех ознакомить. Эти документы фактически излагают стратегию развития организации, и к реализации которой имеют отношение большинство персонала. Каждый человек, работающий в Вашей компании, должен знать цели и быть уверен в будущем предприятия.

2.Руководство по качеству - документ, излагающий общую информацию и содержание о системе менеджмента качества организации, а также предоставляющий согласованную информацию об описании, взаимодействии и реализации бизнес-процессов.

- Область применения  системы менеджмента качества 
Четко нужно прописать какие направления бизнеса компании входят в систему менеджмента качества, а какие нет).

- Детальное обоснование  любого исключения 
При разработки системы менеджмента качества возможно исключение требований, т.е. те требования, которые можно нет необходимости исполнять из-за специфики деятельности организации, но такие исключения можно делать только из раздела 7 ИСO 9001:2000 и четким  
обоснованием, почему не используются они. Здесь необходимо быть внимательным, так как если Вы исключите какие-то требования, а аудитор при сертификации не найдет этому подтверждение.

 Документированные  процедуры или ссылки на них 
Обычно в руководстве по качеству описывается общий смысл имеющихся процедур и в соответствующих местах документа делаются ссылки на сами процедуры.

- Описание взаимодействия  процессов системы менеджмента  качества 
Описывается последовательность и взаимодействие бизнес-процессов, а также как выполняются в этих процессах требования международного стандарта ИSO 9001:2000.

     3. Документы, необходимые организации для обеспечения результативного планирования, работы и управления ее процессами. В эту категорию входят все остальные нормативные документы, которые Вы решите разработать для управления деятельностью. Сюда могут входить: дополнительные процедуры, регламенты процессов, инструкции, планы и т.д.

5. Запись - это документ, фиксирующий результат какой-либо деятельности, либо свидетельства осуществлённой деятельности.

При этом если в тексте стандарта Вы увидите фразу "записи должны поддерживаться в рабочем  состоянии" это означает, что в  этом процессе должна быть задокументированная  запись.

      

        Система управления документацией

В соответствии с требованиями должна быть разработана система управления документацией, и в которую необходимо включить следующее:

- Порядок управления  внутренней нормативной документацией  (это включает в себя порядок  разработки, согласования, утверждения,  распространения, ознакомления, аннулирования, архивирования процедур, положений, инструкций и т.д., а также внесение в изменений);

- Порядок управления  внешней нормативной документацией  (это включает в себя порядок  закупки, идентификации, регистрации  и поддержание в актуальном  виде ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, Законов  РФ и т.д.)

- Порядок управления  входящей / исходящей корреспонденцией, а также приказами, распоряжениями и другой организационно-распорядительной документацией;

- Правила управления  всеми записями, которые ведутся  (это включает в себя обозначение  этих записей, правила заполнения, например, журналов, и внесения в  них изменений, предоставление  к ним доступа, как сотрудникам,  так и людям не являющимися  работниками организации, архивирование  и сроки хранения);

- Управление данными  на электронных носителях, если  такие используются (с учетом  всех выше описанных требований).

 
            В заключении хотелось бы сказать, что в настоящей момент в мире эра информационных технологий, и поэтому лучше всего, конечно, выстраивать электронный документооборот. В настоящий момент можно очень много найти различных программных продуктов, которые позволяют это реализовать

Единственным бесспорным подтверждением качества продукции  или услуг компании является независимая  оценка на соответствие требованиям  к качеству выполняемых процессов, регламентированных стандартами серии ИСO 9000. Ведь это подтверждение носит не локальный сиюминутный характер, а поддерживается и подтверждается многолетним опытом работы компаний, сертифицированных по стандартам серии ИСO 9000. Сертификат ИСО 9000 остается во всем мире проверенным способом подтвердить высокий статус, серьезный имидж, надежность и респектабельность компании, заручившись поддержкой авторитетной международной организации ИСO.

Стандарты серии ИСO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их численности, объема выпуска и сферы деятельности.

Различие между подходами  систем менеджмента качества семейства  ИСО 9000 и моделями совершенства заключается  в их областях применения. Стандарты  семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную  оценку деятельности организации, и  это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для  сравнения ее деятельности с деятельностью  других организаций.

Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы  помочь организациям, всех видов и  размеров, внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента  качества.

ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для  систем менеджмента качества.

ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации  необходимо продемонстрировать свою способность  предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен  на повышение удовлетворенности  потребителей.

ИСО 9004 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы  менеджмента качества. Целью этого  стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность  потребителей и других заинтересованных сторон.

Вместе они образуют согласованный  комплекс стандартов на системы менеджмента  качества, содействующий взаимопониманию  в национальной и международной  торговле.

Подходы систем менеджмента  качества, приведенные в семействе  стандартов ИСО 9000, и модели совершенства основаны на общих принципах. Оба  эти подхода:

а) дают возможность организации  выявить свои сильные и слабые стороны;

б) содержат положения по оцениванию в сравнении с общими моделями;

в) обеспечивают основу для  постоянного улучшения;

г) включают способы внешнего признания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты.

1. Международные стандарты ИСО серии 9000 в России носят характер:

а) обязательный,

б) добровольный.

 

2. Посредством принятия  ГОСТ Р России введены стандарты  ИСО серии 9000:

а) ИСО 9000,

б) ИСО 9001,

в) ИСО 9002,

г) ИСО 9003,

д) ИСО 9004.

 

 

3. «Семейство» стандартов  ИСО серии 9000 - растет за счет:

а) расширения объектов стандартизации,

б) увеличение областей применения,

в) роста числа пользователей.

 

 

 

4. Европейские стандарты разрабатывают:

а) национальные организации  стран ЕС;

б) региональные организации;

в) Европейский комитет по стандартизации.

 

5. Описание основных элементов, которые рекомендуется использовать для разработки на предприятии системы обеспечения качества, содержится в международном стандарте:

а) ИСО 9000;

б) ИСО 9001;

в) ИСО 9002;

г) ИСО 9003;

д) ИСО 9004.

 

6.  Руководством по выбору и применению каждого из пяти стандартов ИСО серии 9000 является международный стандарт:

а) ИСО 9000;

б)  ИСО 9001;

в) ИСО 9002;

г) ИСО 9003;

д) ИСО 9004.

7.  Модели систем обеспечения качества продукции на различных стадиях жизненного цикла продукции содержатся в международных стандартах:

а) ИСО 9000;

б) ИСО 9001;

в) ИСО 9002;

г) ИСО 9003;

д) ИСО 9004.

8.  Изготовитель продукции для экспорта имеет сертификат соответствия действующей на его предприятии системы качества стандарту ИСО 9003. На переговорах с новым контрагентом последний счел необходимым проверить систему качества более тщательно - на соответствие стандарту ИСО 9001. Какие стадии производственного процесса в этом случае возможно не подвергать проверке?

а) монтаж;

б) пооперационный контроль;

в) контроль готовой продукции;

г) испытания готовой продукции.

.Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

А Б 

В

 Б В Г Д

А

А Б ГД

Б Г


 

 

10. Ситуационная задача

        Задача № 1. На что обращают внимание специалисты-эксперты, говоря о различии между западным и восточным подходами к УК?

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и  экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др. В  современном мире и практике существуют различные трактовки понятия  качества, систем управления качеством.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между  производителями и потребителями  продукции. Иными словами, стандарты  ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства.

Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной  после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна  также  деятельность по обеспечению  качества, которая предшествует процессу производства.

Качество  определяется  действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния  этих факторов на уровень необходима система управления качеством. При  этом нужны не отдельные, разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия  на процесс создания продукта с целью  поддержания соответствующего уровня качества. Управление качеством неизбежно  оперирует понятиями: система, цель, программа и др.

Специалисты-эксперты, говоря о различии между западным и восточным подходами к УК, обращают внимание прежде всего на различия в концепциях управления качеством, в Европе, США и Японии существуют различные модели управления системой менеджмента качества.

Путем исследования рынка формируются  требования потенциальных потребителей. После обработки результатов  получают требования к продукции. Выпуская качественную продукцию, предприятие  снижает затраты на производство.

Стандарты на системы качества предприятий (серии 9000) кроме того создают доверие  к производителям, позволяют упорядочить  деятельность предприятия, развивать  бизнес наиболее эффективно.

Требования  ИСО 9000 говорят о том, что должно быть сделано. Предприятие само определяет, как это должно быть сделано и  подтверждено. Образно говорят: «скажи, что и как ты будешь делать; делай  так, как сказал; предоставь доказательства, что выполнил правильно».

Система управления качеством - это прежде всего  определенная философия.

Задача  № 2. Какие   принципы   управления   берут   за   основу   специалисты-эксперты, высказывая свое мнение об единых подходах в УК?

С развитием  крупного промышленного производства необходимость в глобальной стандартизации возрастает и становится необходимым  элементом дальнейшего развития экономики и процветания любого государства.

С увеличением  масштабов промышленного производства, развития науки и техники проблема единообразия изделий, взаимозаменяемости их деталей становиться все острее. Мероприятия в этой области приводят к удешевлению продукции, повышению ее качества, увеличению ее выпуска, расширению области сбыта. Процесс глобализации усиливает эти тенденции, стандартизация приобретает небывалое значение. Только на основе всеобщей стандартизации изделий, товаров, услуг возможна глобальная интеграция стран и их экономик. В мире усиливаются интеграционные процессы.

Принципы управления, взятые за основу при единых подходах в управлении качеством, на мой взгляд, следующие:

1. Единство и целостность государственной  системы технического регулирования, 

2. Применение единой терминологии, правил установления требований  к продукции, услуге, процесса,

3. Целесообразность и достижимость  целей технического регулирования  обеспечения равных возможностей  для участия в процессах технического  регулирования, баланса интересов  государства и заинтересованных  сторон,

4. Равенство требований к отечественной  и импортируемой продукции, услуге  и процедурам подтверждения их  соответствия установленным требованиям, 

Информация о работе Система качества по международным стандартам ИСО серии 9000