Серия международных стандартов ISO 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.

Содержание

Классификация затрат на качество…………………………………..….3
Серия международных стандартов ISO 9000 …………………………..6
Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета………………………………………………………9
Список использованной литературы…………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 71.25 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

  1. Классификация затрат на качество…………………………………..….3
  2. Серия международных стандартов ISO 9000 …………………………..6
  3. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета………………………………………………………9
  4. Список использованной литературы…………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация затрат на качество.

 

 Затраты на качество — это затраты, которые необходимо понести, чтобы  обеспечить удовлетворенность потребителя  продукцией (услугами). Существует несколько  классификаций затрат на качество. Самый известный из них — подход Джурана—Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:            

- затраты на предупредительные  мероприятия — затраты на предотвращение  самой возможности возникновения  дефектов, т.е. затраты, направленные  на снижение или полное предотвращение  возможности появления дефектов  или потерь;            

- затраты на контроль  — затраты на определение и  подтверждение достигнутого уровня  качества;            

- внутренние потери (затраты  на внутренние дефекты) — затраты,  понесенные внутри организации  (т. е. до того, как продукт  был продан потребителю), когда  запланированный уровень качества  не достигнут;            

- внешние потери (затраты  на внешние дефекты) — затраты,  понесенные вне организации (т.е.  после того, как продукт был  продан потребителю), когда запланированный  уровень качества не достигнут.             

Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество. Другую, но похожую классификацию затрат на качество предложил Ф.Кросби (рисунок 1.1), предложивший разделить затраты на качество на две категории:            

- затраты на соответствие  — все затраты, которые необходимо  по-нести, чтобы сделать все правильно с первого раза;            

- затраты на несоответствие  — все затраты, которые приходится  нести из-за того, что не все  делается правильно с первого  раза.            

Не углубляясь в подробности, можно принять, что первые две  группы затрат, вычисленные по методу Джурана—Фейгенбаума,— «Затраты на предупредительные мероприятия» и «Затраты на контроль» соответствуют категории «Затраты на соответствие», вычисленные по методу Кросби. Данные затраты невозможно свести к нулю, так как не оценивать качество и не проводить предупредительных мероприятий — означает пустить качество на самотек.

Рисунок 1.1- Составляющие затрат на качество            

«Внешние потери» и  «Внутренние потери» соответствуют  «Затратам на несоответствие», так  как брак, обнаруженный внутри фирмы  или потребителем — это в любом  случае потери, за которые приходится платить. Данные затраты можно и  нужно сделать как можно меньше, а в идеале — довести до нуля.             

Оценка эффективности  системы качества с точки зрения экономических последствий осуществляется на этапе планирования качества продукции.             

В соответствии с требованиями ISO 9004 затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.             

Производственные затраты  на качество - затраты предприятия  с целью достижения и обеспечения  требуемого уровня качества. Они включают:             

- расходы на предупредительные  мероприятия и оценку (затраты  на соответствие),            

- расходы на устранение  дефектов (затраты на несоответствие). Расходы производителя на предупредительные  -мероприятия и оценку в свою очередь подразделяются на:            

- расходы на действия, предупреждающие появление несоответствий  и дефектов. Сюда можно отнести  и затраты на разработку, внедрение  и поддержание системы качества, так как функционирование системы  качества способствует снижению  риска потребителя получить продукцию,  не соответствующие его требованиям;             

- расходы на обнаружение  несоответствий и дефектности,  возникающих в процессе проектирования  и производства продукции, с целью их устранения до момента ее реализации потребителю (расходы на инспекцию). Сюда будут относиться: расходы на проведение контроля проектирования; входного контроля материалов и комплектующих изделий; контрольно- измерительного и испытательного оборудования; расходы на приемно-сдаточные испытания готовой продукции; расходы на внедрение системы контроля.            

Расходы производителя на устранение дефектов включают:            

- затраты на устранение  дефектов, выявленных до момента  передачи продукции потребителю  (расходы на внутренний брак) и  доведение се до надлежащего  качества. Сюда будут относиться  расходы на выявление бракованной  продукции и последующую ее  переработку, доработку и проверку  проведенных исправлений; потери  от снижения цены недоброкачественную продукцию. Расходы на устранение внутреннего брака тоже входят в себестоимость продукции и, соответственно, в цену товара, а потом покрываются за счет потребителя.            

- дополнительные затраты  на исправление дефектов, обнаруженных  уже после приобретения их  потребителем (расходы на внешний  брак). Сюда будут относиться расходы  по устранению брака, обнаруженного  у покупателя, в том числе расходы  на ремонт в течение гарантийного  срока эксплуатации; замену изделий,  вышедших из строя в течении гарантийных сроков эксплуатации; расходы на выяснение причин неисправности и т.д.             

Непроизводственные затраты  на обеспечения качества это расходы, связанные с подтверждением качества продукции и предъявлением потребителю  объективных доказательств этого  качества.

  1. Серия международных стандартов.

ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана  Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).

Принято считать, что при  разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:

  • первая версия была подготовлена в 1987 году;
  • вторая версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987 года.
  • третья версия была разработана в 2000 году путем радикального пересмотра версии 1994 года;
  • четвертая версия стандарта вышла разобщено: в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах — стандарты ISO 9001 и 9004

Стандарты ISO 9000, принятые более  чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности  и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования — ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая  система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента  качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Также существуют и независимые системы аккредитации.

ISO 9000 не является стандартом  качества собственно продукта и непосредственно не гарантирует высокое качество продукции.

Соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором  уровне надежности поставщика и добротности  его компании. С точки зрения современных  компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году третьей версии стандартов ISO 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения  используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшении.

Российские версии стандартов:

  • ГОСТ ISO 9000-2011. — аналог ISO 9000:2005 (подготовлен открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008)
  • ГОСТ ISO 9001-2011 — аналог ISO 9001:2008 (подготовлен открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008)

В России в 2000 году вышла третья версия международных стандартов ISO серии 9000, в которую вошли: стандарт ISO 9000:2000, содержащий основные положения и словарь и стандарт ISO 9001:2000 с требованиями к системам качества. После этого эти стандарты были частично доработаны и выпущена версия стандартов: стандарт ISO 9000:2005 и ISO 9001:2008, аналогичные предыдущим стандартам версии 2000 года. В настоящее время действует новая версия стандартов: ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (ISO 9001:2008, IDT) Quality management systems. Requirements (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст) и ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO 9000:2005, IDT) Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (введен в действие с 1 января 2013 года Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст). Эти стандарты, как и прежние, утверждены в России в качестве национальных стандартов (ГОСТ Р).

Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям:

  • работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые требуют наличия такого сертификата;
  • работающим в секторах экономики, государственно или корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата соответствия ISO 9001 является обязательным. 
  1. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета.

Ранее уже отмечалось, что  улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность = (Качество ∙  Объем выпуска (реализации)) / Затраты.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической  эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

  • для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
  • экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;
  • необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
  • предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это проявляется  в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:

∆П = ∆П+ ∆Пц ± (Сд – Сбр),

где ∆П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆П— дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Информация о работе Серия международных стандартов ISO 9000