Система качества по международным стандартам ИСО серии 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Система качества
совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Вложенные файлы: 1 файл

Система качества по международным стандартам 25.12.12.docx

— 156.85 Кб (Скачать файл)

Создание единообразного подхода  к решению вопросов обеспечения  качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную  организацию по стандартизации ИСО, в частности на образованный технический  комитет ТК 176 "Управление качеством  и обеспечение качества". Применение стандартов на системы качества, разработанные  в рамках комитета, впоследствии, стало  одним из наиболее эффективных путей  решения проблемы обеспечения качества продукции (работ, услуг) на предприятиях (организациях).

В 1985 году специалистами ИСО/ТК 176 были представлены проекты пяти международных  стандартов на системы качества. Уже  в 1987 г. стандарты ввели в действие. В России три стандарта, а именно ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были приняты в  качестве национальных как ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88 и ГОСТ 40.9003-88. (введены  в действие с 1 января 1989 г.). Постановлением Госстандарта России от 17.07.96 № 460 на основе пересмотренных стандартов ИСО введены  ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96. Модели обеспечения качества, установленные в вышеперечисленных  стандартах, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, пригодные для демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами.

Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям  заказчиков  и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.

Следовательно, стандарты являются средством регулирования интересов  производителей, потребителей и общества, как показано на рис. 1. Серия этих международных стандартов способствует устранению технических барьеров в сотрудничестве, а также устанавливает унифицированные подходы к системе качества и методам ее оценки. Признано, что МС ИСО серии 9000 являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения потребителя через высокое качество, стабильно производимой продукции. Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира 

 

Рисунок 1. Структура стандартов ИСО серии 9000

 

 

 

Стандарты ИСО серии 9000 определяют задачи систем качества, которые необходимо выполнить, однако они не описывают  способа их достижения и предоставляют  такой выбор руководству предприятия. Стандарты являются общими и не зависят  от какой-либо конкретной отрасли или  сектора экономики В стандартах дается различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции. На основе этого стандарты  ИСО применяются к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся  ко всем общим категориям продукции (оборудование, программное обеспечение, перерабатываемые материалы, услуги), и ко всем характеристикам качества продукции.

Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению  с техническими требованиями к продукции.

Технические условия на продукцию  и технические условия на процессы различны и отличаются от применяемых  требований или методических указаний ИСО 9000.

В настоящее время осуществляется второй этап пересмотра комплекса стандартов ИСО 9000 ("Фаза 2"), с целью актуализации.

        Рисунок 2. Взаимосвязь интересов производителей, потребителей   

             и общества.

5. Структура и содержание МС ИСО серии 9000

На сегодняшний день основополагающими стандартами из большого комплекса стандартов ИСО являются - ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402).

 

Структура МС ИСО серии 9000 приведена на рис. 3.

 

 

 

 

 

Кратко раскроем содержание МС ИСО  серии 9000.

МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

Стандарт имеет вводную часть, определяет ключевые термины, а также  дает толкование договорных и не договорных условий и типов стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения  качества. Он разъясняет взаимосвязь  между различными понятиями в  области качества и определяет правила  использования трех моделей, приведенных  в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

Основными целями организации в  области обеспечения качества являются:

  • достижение, поддержка и стремление к постоянному улучшению качества работы;
  • постоянное удовлетворение всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц. Каждое предприятие (организация) имеет пять групп заинтересованных лиц табл. 2.1 
  • обеспечение внутреннему руководству и другим работникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются, и что происходит улучшение качества;
  • обеспечение уверенности потребителей, и других заинтересованных лиц в достижение требований к качеству;
  • обеспечение уверенности в том, что требования к системе качества выполняются.

 

Таблица 2.1. Заинтересованные лица

Заинтересованные лица

Типичные требования или запросы

Потребители

Качество продукции

Работники

Карьера и удовлетворение работой

Владельцы

Показатели инвестирования

Субподрядчики

Возможность непрерывного предпринимательства

Общество

Ответственное управление


 

При этом стандарт МС ИСО 9000-1 дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий. Например, критериями, которые должны учитываться при выборе той или иной системы, являются степень сложности процесса проектирования, завершенность проекта (по результатам испытаний или эксплуатации продукции), сложность производственного процесса (возможность использования разработки новых процессов, их количество, разнообразие и др.), характеристики изделия, экологические факторы и др.

МС ИСО 9001-94: "Системы качества - модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

Стандарт устанавливает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует  демонстрации способности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию. Эта модель наиболее жесткая для поставщика.

МС ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".

Стандарт устанавливает требования к системе качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между  двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность  к поставке соответствующей продукции  по разработанному проекту. Эта модель является промежуточной по уровню требований к поставщику.

МС ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

Стандарт оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между  двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать способность осуществлять контроль и окончательные испытания  для решения вопроса о приемке  конечного продукта. Эта модель наименее жесткая  для поставщика.

Требования установленные в  ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 являются дополнительными  по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Эти  стандарты устанавливают требования, определяющие какие элементы необходимо включать в систему качества. Однако не всегда система качества будет  состоять из всех предлагаемых элементов. В некоторых ситуациях они  могут адаптироваться путем добавления или изъятия определенных требований к системе качества. Как видно  из названий стандартов ИСО серии 9000, предприятия, внедряющие системы качества, могут включать в нее все этапы  жизненного цикла продукции, начиная  от проектирования (разработки) и кончая ее эксплуатацией (МС ИСО 9001), либо только часть из них, например контроль качества конечной продукции (МС ИСО 9003).

Другими словами, если модель по стандарту  ИСО 9003 означает: "Представьте мне  доказательства, что поставка отвечает сформулированным требованиям", то по стандарту ИСО 9002; "Докажите мне, что Ваш производственный аппарат  позволит Вам выполнить требуемую  поставку", а по стандарту ИСО 9001: "Докажите, что Вы можете осуществлять надзор за требуемой поставкой с  момента ее разработки".

Стандарты ИСО 9001-9003 называют "контрактными". Они носят нормативный характер, в отличие от рекомендательного  ИСО 9000-1 и 9004-1, и предназначены для  внешних целей предприятия.

МС ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

В стандарте рассматриваются все  элементы системы качества. ИСО 9004-1 составлен в форме методических указаний и не предназначен для использования  в конкретных ситуациях как средство регламентации или проведения сертификации системы качества.

Эти рекомендации предназначены для  разработки и совершенствования  системы управления качеством. Созданная  в соответствии с ними система  качества, является комплексной, а в  ее элементах полностью раскрывается содержание менеджмента качества.

 

6. Принципы построения  структуры стандартов

В 1994 году была выпущена обновленная версия стандартов, в  целом повторявшая структуру  версии 1987 года (ISO 9000 /94). И наконец  с 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000 /2000. Новая версия уже  не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать  по ISO 9000 можно лишь полномасштабную  систему качества. В основу обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 положены восемь ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход. Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение – результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия. В российских условиях использование процессного подхода сопряжено с серьезными трудностями, обусловленными рядом причин. Первая из этих причин – полное несоответствие процессному подходу действующих линейно-функциональных организационных структур управления, в которых, как было отмечено, деятельность дифференцирована и не нацелена на конечный результат. В качестве примера, убедительно подтверждающего сказанное, можно привести такой главный элемент производства, как управление трудовой деятельностью. В действующих организационных структурах оно рассредоточено по следующим функциональным подразделениям: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, служба охраны труда и техники безопасности. Эти подразделения, имеющие различные обязанности и решающие свои функциональные задачи, добиваются результатов, которые практически не связаны с главной целью управления трудовой деятельностью – обеспечением необходимых условий для роста производительности труда и его мотивации.

 

7. Порядок разработки международных стандартов.

Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

По данным на 1996 г. международная  стандартизация в рамках ИСО проводится 2832 рабочими органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевыми группами.

Ведение всех секретариатов  ТК и ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Кроме ведения секретариатов  заинтересованные комитеты-члены могут  быть активными членами любого ТК или ПК; а также наблюдателями. Для первого случая в ИСО существует статус члена Р, а для второго — статус члена О. Россия — активный член — в 145 ТК, а наблюдатель в — 16 ТК.

Официальные языки ИСО  — английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных  стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направляет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами Р в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК.

После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта  ТК передает его в Центральный  секретариат для регистрации  и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качества международного стандарта.

В технической работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов  из разных стран мира. ИСО пользуется мировым авторитетом как честная  и беспристрастная организация и имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций.

Стандарты ИСО — наиболее широко используемые во всем мире, их более 15 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500-600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. Во многом это объясняется ответственным отношением технических комитетов к достижению консенсуса по техническим вопросам, за что несут личную ответственность председатели ТК. Кроме принципа консенсуса при голосовании по проекту международного стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать еще и обязательную прозрачность правил разработки стандартов, понятных для всех заинтересованных сторон.

Информация о работе Система качества по международным стандартам ИСО серии 9000