Система качества по международным стандартам ИСО серии 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Система качества
совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Вложенные файлы: 1 файл

Система качества по международным стандартам 25.12.12.docx

— 156.85 Кб (Скачать файл)

Система качества по международным стандартам      ИСО серии 9000

1. Понятия и определения

Система

качества

совокупность характерных  свойств, формы, внешнего вида и условий  применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Качество             управления

качество функционирования объекта  управления — качество продукта, создаваемого объекта управления.

МС ИСО 9000 система качества 

это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством.

Культура   

качества

это приверженность любого работника  обеспечивать качество на своем участке  работ

Общее руководство качеством (административное управление качеством) 

те аспекты общей функции  управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью  таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение  качества и улучшение качества, в  рамках системы качества.

организационной структурой 

подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные

 

“Петля качества”

(«спираль качества»)- концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.  

Показателями управленческой работы

любые признаки и свойства работы, характеризующие  ее цели, назначение, содержание, методы и организацию проведения, сроки  выполнения, состав исполнителей, получаемый результат, его использование, затраты  ресурсов, эффективность, связь с  другими работами и видами деятельности.

Маркетинг

считается средством обеспечения  конкурентоспособности продукции. Его главная формула - производить  только то, что продается.

Процесс

это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет  количественное выражение – результат


         2. Необходимость освоения Россией требований международных стандартов по системам качества ИСО серии 9000

 В России всегда было принято говорить о качестве продукта и при этом не учитывать качество объекта, его производящего или так называемую систему качества, которое обеспечивалось разными документами. В то время как за рубежом уже давно получила развитие идея системного подхода к обеспечению качества.

Новые менеджеры, которые  обучались за границей и прекрасно  знакомы с системами управления качеством, приходя на отечественное  предприятие в качестве топ-менеджера, в первую очередь обращают внимание на качество. Однако им приходится столкнуться  с нашей действительностью. Предприятие, план, финансы - это одно. А система  качества, которая сразу же начинает упираться в какие-то внешние  трудности - совсем другое.

 Например, рассмотрим, что представляет собой такой элемент системы качества, как персонал. На Западе уже давно появилось понятие "культура качества". Культура качества - это приверженность любого работника обеспечивать качество на своем участке работ. То есть он в своих действиях всегда руководствуется только потребностью обеспечивать качество.

На наших же предприятиях при оценке системы качества по стандарту  ИСО серии 9000 часто изучается формальный подход к системе качества: обучение персонала системе управления качеством, поощрение за прохождение обучения и т. д.

Сейчас считается, что  управление качеством по ИСO 9000 2000 года будет тогда реализовано на предприятиях, когда появится приверженность любого работника заботиться о качестве. Но международно-признанный специалист в области систем управления качеством  Вадим Аркадьевич Лапидус, стоявший у истоков внедрения стандартов в России, советует не спешить. Он предложил отечественным предприятиям, прежде чем они перейдут на ИСO 9000 2000 года, внедрить у себя Total Quality Management, т. е. пройти тот путь, который прошли все прогрессивные производства в развитых странах.

При этом на Западе не все  предприятия сертифицированы по ИСO 9000. Многим это не нужно. Ведь сам  сертификат ни о чем не говорит, кроме  как о том, что предприятие  проверили, и не является гарантией  качества.

ИСO серии 9000 - это дорога к качеству, пониманию процедур, обеспечивающих качество, и он не утверждает, что производство великолепно. Для подтверждения "великолепия" существует другой механизм - инспекция. Две организации (потребитель и производитель) заключают между собой контракт о привлечении третьей стороны, которая должная произвести проверку качества у производителя по просьбе потребителя. Часто потребитель готов идти на дополнительные расходы, лишь бы получить тот продукт, который его полностью устраивает. И в этом случае, независимо от наличия сертификата ИСO 9000, инспекция должна провести всесторонний анализ производства, начиная с момента выполнения заказа и заканчивая его поставкой. За вынесенный вердикт инспектирующая сторона будет отвечать и финансово, и юридически. Только после этого можно уже говорить о качестве. Поэтому на Западе органы сертификации находятся в постоянном напряжении. Они не могут позволить себе “халтуру”.

В России же с ней  приходится сталкиваться. Часто происходит все по следующему сценарию: некто  приезжает на производство, составляет сам всю документацию за кого-то, приезжает другой, изучает документы, и, не проверив производство, выдает сертификат ГОСТ Р ИСО 9000. Однако последовавший  после аудитор очень быстро выявит подделку. Как показывает практика, процентов девяносто всех сертификатов ИСO 9000, выданных полугосударственными организациями, ничего не стоят.

Также необходимо отметить, что сейчас в России проводятся довольно-таки сомнительные рекламные кампании в  области консультаций по внедрению  ИСO 9000 и самой сертификации. А  количество сертификационных органов  в России приближается к показателям  Германии, в то время как по количеству сертифицированных предприятий  наша страна может сравниться разве  что со странами Азии.

В результате такого состояния  дел множество российских предприятий  крайне не удовлетворены качеством  консультаций, самой организацией и  низким международным "статусом" отечественной сертификации. Мотивация  приобретения нашими предприятиями  сертификации по ISO 9000 обусловлена либо требованиями заводов-покупателей, либо желанием выйти на внешний рынок.

Так, наши автомобильные  гранды АвтоВАЗ и ГАЗ уже вводят требования к своим поставщикам  по обязательной сертификации ИСO 9000. Но впоследствии эти предприятия вынуждены  признать, что часто после сертификации ИСO 9000 предприятия-смежники не стали  поставлять более качественную продукцию, а иногда качество комплектующих  даже ухудшилось.

В этой ситуации крупные  российские автомобилестроительные предприятия  стали негласно проводить собственные  рейтинги тех организаций, которые  вели консультации их поставщиков, и  тех, которые проводили сертификацию.

Поэтому когда, например, на АвтоВАЗ обращается какое-либо предприятие  с предложением стать поставщиком  завода, у потенциального поставщика запрашивается не только наличие сертификата ИСO 9000, но и наименование органа, проводившего эту сертификацию. Только с учетом этого принимается окончательное решение.

И все же внедрять стандарты  систем управления на предприятия необходимо, потому что они помогают организации  создать модель для дальнейшего  формирования и обеспечения работоспособности  системы управления. Эта модель объединяет в себе черты абсолютного совершенства. Система управления, которая появляется вслед за моделью или "соответствует  стандарту", базируется на прочном  фундаменте лучших методов организации  работ.

Крупные организации, или  организации со сложными процессами, не способны нормально функционировать  без систем управления, хотя последние  могут именоваться у них совсем иначе. Компании, занятые в таких  отраслях, как авиакосмическая, автомобильная, оборонная или фармацевтическая, используют системы управления уже  многие и многие годы.

Благодаря стандартам все  эти успешные методы управления стали  доступны организациям любого типа.

 

         3. Состав стандартов ИСО серии 9000 по системам качества.

        Представляется, что именно в наше время ученые и специалисты промышленности, стали работать с системными идеями, принципами и методами. Однако исторически термин "система" возник еще в античности и был включен в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знаний. В XX веке понятие "система" вошло в лексикон практически всех областей знаний и сфер профессиональной деятельности. В 80-х годах в деятельности по обеспечению качества появилась новая методология, согласно которой на предприятиях стали создавать системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Разберем это понятие с точки зрения этих стандартов.

Согласно МС ИСО 9000 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

           Под  организационной структурой подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции.

Рассмотрим еще одно понятие, включенное в определение системы качества - общее руководство качеством.

Общее руководство качеством (административное управление качеством) - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества.

Обязанности по общему руководству  качеством лежат на всех уровнях  управления, но управлять ими должно высшее руководство.

Поскольку, согласно концепции стандартов ИСО, в системе качества выполняются  работы и по менеджменту качества, и по обеспечению качества, принято  использовать единый термин "система  качества", объединяющий эти виды работ.

Система качества является неотъемлемой частью (подсистемой) общей системы  управления предприятием. Она разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции - "петли качества".

         В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система качества должна:

- обеспечивать управление  качеством на всех участках "петли  качества".

- обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятии.

- устанавливать ответственность руководства.

- обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат.

- обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов.

- обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю. Т. е. основное внимание в системе качества должно уделяться предотвращению проблем, а не их устранению после возникновения.

- устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы.

- устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

 Система качества может быть эффективной только при условии, что она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции. Среди них основным выступает маркетинг, который кратко можно охарактеризовать как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения на них продукции фирмы.

 Если рассмотреть "петлю качества", то первым и последним этапом, завершающим один ее виток и начинающим следующий, является маркетинг. Маркетинг считается средством обеспечения конкурентоспособности продукции. Его главная формула - производить только то, что продается.

Вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентированная на требования потребителя к качеству продукции. Использование этого принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных лиц.

        Система качества — система, обеспечивающая точность, согласованность, своевременность и полноту принимаемых решений в области качества. Исходя из этого, при проектировании системы, следует четко определить порядок подготовки, принятия, исполнения, контроля и оценки эффективности решений на всех иерархических уровнях административного руководства качеством."

Согласно МС ИСО 9000 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

     4. Разработка стандартов на системы качества стандарты ИСО

                   серии 9000

Международные стандарты ИСО серии 9000 появились в конце 80-х годов, как логическое продолжение истории  развития подходов к управлению качеством.

В условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем  рынках главной целью предприятий  становится обеспечение высокого уровня качества продукции.

Информация о работе Система качества по международным стандартам ИСО серии 9000