Стандарты ИСО- 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 07:18, реферат

Краткое описание

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
1.История создания стандартов качества……………………………………….4
2.Структура стандартов МС ИСО- 9000……………………………………….7
3. Понятие и их взаимосвязь в стандартах МС ИСО-9000…………………...12
4. Внешние и внутренние предпосылки внедрения систем менеджмента качества на предприятии…………………………………………………….….13
5.Принципиальные отличия стандартов ИСО-9000 от существующих ранее……………………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….…18
Литература…………………………………………………………………...…..19

Вложенные файлы: 1 файл

КРЕШТОПОВА!!!ПЕЧАТЬ!!!!!.docx

— 68.12 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….….2

1.История создания стандартов  качества……………………………………….4

2.Структура стандартов  МС  ИСО- 9000……………………………………….7

3. Понятие  и их взаимосвязь  в стандартах МС ИСО-9000…………………...12

4. Внешние и внутренние  предпосылки внедрения систем  менеджмента качества на предприятии…………………………………………………….….13

5.Принципиальные отличия  стандартов ИСО-9000 от существующих ранее……………………………………………………………………………....15

Заключение…………………………………………………………………….…18

Литература…………………………………………………………………...…..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Глобализация экономики  и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями  к качеству продукции. Для подтверждения  качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных  стандартов качества и соответствующих  им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами  являлись различные национальные и  международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия  ситуация изменилась.

Потребитель получил возможность  выбирать из большого числа поставщиков  и диктовать свои требования к  качеству товаров, которые он готов  приобрести. И если раньше потребитель  довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение  того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что  оно действительно обеспечивает декларируемое качество.

Качество стало одним  из наиболее популярных лозунгов конца  двадцатого - начала двадцать первого  века. Качество товаров и услуг. Качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров  и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 – серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos –равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.

SO серии 9000 – международные  стандарты на требования к системам менеджмента качества (СМК), принципиально отличающиеся от предшественников своей универсальностью: они применимы для любой организации вне зависимости от численности персонала, формы собственности, занимаемых рынков, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Кроме того, стандарты ISO 9000 применимы и для государственных административных органов и их департаментов, а также общественных организаций. Эти стандарты служат одновременно и гарантией потребителю в смысле качества получаемой продукции, и методическими указаниями компаниям-производителям по улучшению своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История создания  стандартов качества.

ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации. С 1946 года ISO разрабатывает технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям. В соответствии со ст. 2.1 устава ISO целью этой организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». В структуре ISO функционирует множество технических комитетов по различным отраслям промышленности и сферам деятельности. Технический комитет ISO TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» разрабатывает стандарты в области обеспечения и менеджмента качества, получившие название «Стандарты ISO серии 9000».

В течение 40 лет с момента образования Международной организацией по стандартизации было разработано огромное количество специальных стандартов, но только в 1987 году, с появлением стандартов ISO серии 9000, ее деятельность привлекла всеобщее внимание.

Вот некоторые сведения об ISO:

- Датой рождения считается  26 октября 1946 г.

- Штаб квартира находится  в Женеве, Швейцария.

- Первоначально использовалась  аббревиатура IOS, но затем вспомнили  про греческое слово iso («изо», равный), и изменили порядок букв, подчеркивая философию: стандарты ISO предоставляют всем компаниям в миреравные возможности.

- Ежегодно публикуется  более 1000 международных стандартов.

- Комитетами-членами ISO являются  национальные организации по  стандартизации. Проекты международных  стандартов, принятые техническими  комитетами, рассылаются комитетам-членам ISO для одобрения. Для утверждения  проектов Советом ИСО и опубликования  их в качестве международных  стандартов требуется не менее  75% голосов комитетов-членов, принявших  участие в голосовании.

- Стандарты ISO серии 9000 заслужили всемирное внимание  и уважение. Благодаря им ISO сегодня на слуху у высшего руководства компаний во всех странах мира.

- ISO – самые распространенные  стандарты современности.

Первые стандарты на системы  качества, носившие название BS 5750, были разработаны Британским Институтом Стандартов и утверждены в 1979 году. Впоследствии именно эти стандарты  были взяты Международной организацией по стандартизации за основу первой версии стандартов ИСО серии 9000, утвержденных в 1987 году. Вторая версия, перетерпев незначительные изменения, была утверждена ИСО в 1994 году. Третья версия стандартов была опубликована 15 декабря 2000 года.

Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии  ИСО 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах, в том числе в США, России, Канаде, Японии, государствах Евросоюза, многих развивающихся странах. Сертификация третьей стороной на соответствие этим стандартам осуществляется более чем  в 40 странах.

Международные стандарты ИСО серии 9000, устанавливают требования в области  управления и обеспечения качества и являются основополагающими для  формирования и функционирования системы  качества на предприятии.

Соответствие системы качества предприятия международным стандартам серии ИСО 9000 ~ непременное условие  подтверждения его надежности как  поставщика продукции стабильного  качества

Созданная в 1946 году Международная  организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 9300 специальных стандартов.

В 1987 году Организация приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем менеджмента  качества ISO 9000, чем сразу привлекла  к своей деятельности всеобщее внимание. За основу стандартов ISO 9000 были взяты  стандарты на системы качества BS-5750, разработанные Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утвержденные в 1979 году.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их универсальность для  любой сферы бизнеса, любой компании - от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы.

В 1987 году ISO опубликовала пять стандартов серии ISO (ISO 9000-87, ISO 9001-87, ISO 9002-87, ISO 9003-87, ISO 9004-87), а также словарь терминов в области обеспечения качества (ISO 8402-86).

Следующая версия стандартов серии ISO 9000 появилась в 1994 г. В основном она  повторяла структуру стандартов версии 1987 г. с устранением и расшифровкой ряда неясных моментов. Последняя  версия международных стандартов серии ISO 9000 (ISO 9000:2000), официально заменившая стандарты, принятые в 1994 г., опубликована 15 декабря 2000 г. В настоящее время стандарт ISO 9001:2000 заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 предыдущей версии, имея при этом ряд существенных отличий. Например, комплекс документов, ранее состоящий из 24 стандартов, теперь включает в себя 5 основных стандартов:

- ISO 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

- ISO 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования.

- ISO9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению.

- ISO19011:2000 Руководящие указания  по проверке системы менеджмента  качества и охраны окружающей  среды.

- ISO 10012Обеспечение качества измерительного  оборудования. 

Одной из самых мощных движущих сил  распространения стандартов ISO является Европейский Экономический Союз (EU). В частности, соглашение от 1992 г. об образовании EU включает в себя пункт  о принятии ISO 9000 в качестве основного  стандарта для использования  в сфере международной торговли. В России с 15 августа 2001 г. действует  аутентичный стандарту ISO 9001:2000 (стандарт ISO серии 9000) версии 2000 г. стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Структура стандартов  МС  ИСО- 9000.

Серия стандартов объединенных общим  названием ИСО 9000 содержит в себе стандарты разных типов. Каждый тип  имеет свое назначение. Стандарты  серии разделяются на три типа – тип А, тип B и тип C . Такое же разделение на типы применяется и к стандартам других серий, разработанных на различные системы менеджмента (экологического менеджмента, промышленной безопасности и пр.)

Стандарты типа А – это стандарты, содержащие требования к системе менеджмента. Данный тип стандартов позволяет различным субъектам экономической деятельности (предприятиям и организациям) демонстрировать свою способность выполнять внутренние и внешние требования за счет разработки и внедрения соответствующей системы менеджмента. Сертификация проводится только по этому типу стандартов.

Стандарты типа B – это стандарты, содержащие руководящие указания по системе менеджмента. Стандарты этого типа помогают организациям применять требования указанные в стандартах типа А за счет дополнительных пояснений по тем или иным элементам требований к системе менеджмента.

Стандарты типа С – это стандарты взаимосвязанные со стандартами на систему менеджмента. В этих стандартах представляется дополнительная информация по специфичным вопросам системы менеджмента или даются пояснения по применению отдельных методов, обеспечивающих реализацию требований к системе менеджмента.

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает:

  • все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;
  • все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе все их части;
  • ИСО 8402.

Три стандарта из серии  ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами  Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими  три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений  в контрактной ситуации.

Стандарты ИСО 9000 и ИСО 9004 не более чем справочники:

ИСО 9000: "Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества"

Часть 1: "Руководящие указания по выбору и применению". Это руководство было создано для оказания помощи потенциальным пользователям в решении вопроса предпочтительности той или иной модели обеспечения качества с учётом специфических договорных взаимоотношений.

Часть 2: "Общие руководящие  указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003". Данное руководство помогает пользователю прояснить трактовку требований стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

Часть 3: "Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения". Предназначена для помощи в трактовке требований стандарта ИСО 9001 поставщикам интеллектуальной продукции.

Часть 4: Руководство по управлению программой надежности".

Рис. 1. Организационная структура  ИСО

Организационно в ИСО  входят руководящие и рабочие органы (рис. 1). Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея –  это собрание должностных лиц  и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой  ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет  право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется  семь комитетов: ПЛАКО (техническое  бюро), СТАКО (комитет по изучению научных  принципов стандартизации); КАСКО (комитет  по оценке соответствия); ИНФКО (комитет  по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

Информация о работе Стандарты ИСО- 9000