Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 202.43 Кб (Скачать файл)
  1. своим содержанием — зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
  2. источниками, в которых они выражены — основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;
  3. своеобразием видов — много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);
  4. учредительным характером содержащихся в них предписаний — конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;
  5. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

     Классификация конституционно-правовых норм:

  1. по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):
    • нормы, регулирующие основы конституционного строя;
    • норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;
    • нормы, регулирующие федеративное устройство;
    • нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.
  2. по юридической силе:
  • нормы, закрепленные в Конституции РФ;
  • нормы, закрепленные в ФКЗ;
  • нормы, закрепленные в федеральном законе;
  • нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.
  1. по территории действия:
  • нормы, действующие на всей территории РФ;
  • нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).
  1. по характеру предписания:
  • Управомочивающие нормы — закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.
  • Обязывающие нормы — закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.
  • Запрещающие нормы — содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).
  1. по степени определенности предписаний:
  • Императивные нормы — в которых однозначно определяются вариант поведения
  • Диспозитивные нормы — предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
  1. по назначению в механизме правового регулирования:
  • Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;
  • Процессуальные (процедурные) нормы  определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее.

     21   Конституционно-правовые отношения, субъекты конституционно-правовых отношений

 

     Исходя  из этих постулатов, конституционное  право регулирует две основные группы отношений: 1) отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; 2) отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти.

     Причем  вторая группа, так называемые властеотношения, является зависимой и производной  от первой. Соответственно этим двум группам  отношений используются два типа правового регулирования. Отношения  первой группы регулируются на основе общедозволительного типа регулирования  по принципу «разрешено все, что не запрещено законом»; вторая группа — властеотношения регулируются в соответствии с разрешительным принципом «разрешено то, что прямо  предусмотрено законом».

     Конституционные правоотношения — это отношения, возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений заключаются в том, что они возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т. е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

     Конституционно-правовые отношения характеризуются  своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, они характеризуются высоким политическим потенциалом, т. е. выступают юридической формой политических отношений в обществе и, в этой связи, выражают интересы разных социальных групп, а также коренные интересы общества в целом.

     Конституционные правоотношения довольно многообразны. В зависимости от временного фактора конституционные правоотношения могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к Российской Федерации и др.) или быть временными (отношения между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным судом и др.)

     . Конституционные правоотношения различаются по содержанию (избирательные, федеративные, муниципальные и т. д.), субъектному составу, основаниям возникновения. В зависимости от характера регулирующих норм конституционные правоотношения могут быть конкретными в случаях: а) если стороны такого отношения персонифицированы, например: кандидат на выборную должность, избирательная комиссия; Государственная Дума; б) если субъекты правоотношения наделены конкретными правами и обязанностями; в) если их поведение имеет конкретные юридические последствия и др., а также общерегулятивными, что специфично именно для конституционного права.

       Общерегулятивные отношения носят  статутный характер, выражают общее  правовое состояние субъектов,  их взаимоотношения, ответственность  друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения,  образующие устои общества, т.  е., отношения собственности, власти, государственного устройства, организации  власти, статус личности и др., возникают непосредственно на  основе конституции и действуют  в течение длительного времени. 

     Субъектами  конституционно-правовых отношений выступают физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).

     Все субъекты наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их своими действиями). При этом абсолютной правосубъектностью (т. е. не ограниченной ничем, кроме закона) обладает народ.

     Особым   субъектом    конституционно-правовых    отношений    является

     государство  – Российская  Федерация.

           К  участникам  конституционно-правовых   отношений   относятся   также

     субъекты  Российской Федерации:

                - республики;

                - края;

                - города федерального значения;

                - автономная область;

                - атомные округа;

            Сторонами конституционно-правовых  отношений являются  также:

                - муниципальные образования;

                - органы государственной власти;

                - органы местного самоуправления;

                - население местного самоуправления;

                - этнические группы;

                - политические партии и другие  общественные объединения граждан;

                - собрания граждан;

                - собрания избирателей;

                - граждане Российской Федерации;

                - иностранные граждане;

                - лица без гражданства и др.

     22  Роспуск Государственной Думы

 

 

     Полномочия  Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

     Согласно  Конституции РФ Государственная  Дума может быть распущена Президентом  РФ в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ.

     Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания  для роспуска Государственной Думы:

     1) Государственная Дума распускается  после трехкратного отклонения  представленных ей Президентом  РФ кандидатур Председателя Правительства  РФ;

     2) Государственная Дума может быть  распущена Президентом РФ, если  Председатель Правительства РФ  поставил перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству  РФ, а она откажет Правительству  РФ в доверии;

     3) Государственная Дума  может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

     Государственная Дума не может быть распущена в  следующих случаях:

     1) в связи с выражением ею  недоверия Правительству РФ в  течение года после ее избрания;

     2) с момента выдвижения ею обвинения  против Президента РФ до принятия  соответствующего решения Советом  Федерации;

     3) в период действия на всей  территории Российской Федерации  военного или чрезвычайного положения;

     4) в течение шести месяцев до  окончания срока полномочий Президента  РФ.

     Роспуск Госдумы может произойти по указу  Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы.  
 
 

     23   Основы Конституционно-правового статуса субъектов РФ

     В составе РФ в качестве ее субъектов  в настоящее время находиться 21 республика. Республика в составе  РФ - это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ.

     Согласно  Конституции РФ (ст. 66)- статус республики определяется федеральной конституцией и конституцией республики. Таким  образом, КРФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между  федерацией и ее субъектами-республиками в составе РФ.

     Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федеральных органов гос. власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

     Конституционно-правовой статус республики в составе РФ далее  характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы республики определяются гос. границей республики.

     Республика  имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от иностранных государств.

     Республика  обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Территория республики установлена без ее согласия. Границы  между республикой и другими  субъектами РФ согласно КРФ (ст. 38) могут  быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"