Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 202.43 Кб (Скачать файл)

     В конституции республики устанавливается  порядок выражения такого согласия. Например, изменения территории республики осуществляется путем референдума.  Обязательно нужно чтоб за передел проголосовали более 50%.

     Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется  также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские  законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции.

     Конституции республик принимаются ими самостоятельно. Они принимаются в порядке, определенном самой республикой и не нуждаются  в последующем их утверждении  высшими органами государственной  власти РФ.

     Законы  республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик  обладают верховенством и обязательны  к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

     Республика  в составе РФ пользуется правом законодательной  инициативы в Федеральном Собрании РФ. Также правом самостоятельно определять систему органов государственной  власти республики в соответствии с  основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти в РФ и законодательством  республики.

     Каждая  республика имеет свой представительный и законодательный орган (парламент); главу исполнительной власти или  главу республики ( Президента); свое правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Многие республики имеют также свой Конституционный Суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору РФ.

     Важным  компонентом конституционно-правового  статуса республики в составе  РФ является наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет  свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

     Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется  наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир и др.

     Согласно  Конституции РФ (ст. 68) республики вправе устанавливать свои государственные  языки. Республики признают и гарантируют  разные права всех на национальных языков на их сохранении и развитие.

     Конституционно-правовой статус республики в составе РФ обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений  и внешнеэкономических связей, подписывает  договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в  деятельности международных организаций.

     Наконец, одним из элементов конституционно-правового  статуса республик является их право  на государственную символику, включающую Государственный герб, флаг и Государственный  гимн, а также на столицу.

     Это на мой взгляд и являются основы Конституционно-правового статуса  субъектов РФ. 

     25  Конституционные гарантии прав и свобод граждан в Российской Федерации

     КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные Конституцией РФ условия и средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану. Гарантии прав и свобод в основном имеют государственный характер независимо от их конкретного содержания. В условиях подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются, но и реально обеспечиваются посредством создания фактических и юридических условий их действительного осуществления.

     Обычно  выделяются две группы гарантий — общие  и специальные  гарантии. Общие гарантии — это наличие конституционного строя, основанного на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права, развитого экономического строя, типа экономики и социальной политики государства, обеспечивающих реальность социально-экономических прав и свобод; состояние политического режима и политической атмосферы, зрелость институтов гражданского общества и развитая демократия, предрасполагающие к активному участию в политической жизни страны. Это также материальное благополучие людей (материальная основа прав и свобод), отсутствие сложных социальных конфликтов, благоприятная духовно-культурная атмосфера, способствующая приобщению человека к истинным духовным ценностям, и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности, основных прав и свобод граждан.

     К специальным гарантиям  относятся: а) закрепленные в Конституции механизмы, средства — гарантии основных прав и свобод; б) деятельность конституционно уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод. Это право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; гарантированная Конституцией каждому судебная защита его прав и свобод, право каждого задержанного, заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения за одно и то же преступление; недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора (ст. 50) и др. 

     26  Политическая система Российской Федерации (РФ)

 

     Российская  Федерация - Россия - есть суверенная советская  социалистическая республика, созданная  трудящимися многонациональной  России, выражающая интересы всех наций  и народностей, связанных общей  исторической судьбой. 

     Статья 2. Личность и государство

     Российская  Федерация уважает и охраняет права человека, создает условия  для его свободного развития, поощряет добросовестный труд как основу положения  человека в обществе и коллективе, гарантирует социальную справедливость и защищенность личности.  

     Статья 3. Суверенитет народа

     Народ Российской Федерации является единственным источником государственной власти. Он осуществляет принадлежащую ему  власть через Советы народных депутатов  и непосредственно. 

     Статья 4. Прямое народовластие

     Наиболее  важные вопросы государственной  жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на народное голосование (референдум). Решение, принятое на референдуме, может  быть отменено или изменено только другим референдумом. 

     Статья 5. Единство и разделение властей

     Государственная власть в Российской Федерации, в  республиках и других государственных  образованиях, входящих в ее состав, осуществляется представительными (законодательными), исполнительными и судебными  органами, действующими на основе принципа разделения властей.

     Единство  государственной власти обеспечивают Советы народных депутатов - Верховный  Совет Российской Федерации, Верховные  Советы республик, Советы других государственных  образований, входящих в состав Российской Федерации, местные Советы народных депутатов. 

     Статья 6. Советы народных депутатов - представительные органы народовластия

     Советы  народных депутатов образуют систему  органов народного представительства  и являются основой государственной  организации Российской Федерации. 

     Статья 7. Общество и государство

     Государство, его органы и должностные лица служат всему обществу, а не какой-то его части.

     Государство осуществляет свою деятельность в условиях демократического многообразия политических институтов и мнений; запрещает разжигание расовой, национальной и религиозной  ненависти.

     Долг  всех граждан, общественных объединений, трудовых коллективов и средств  массовой информации поддерживать авторитет  государства, с уважением относиться к его атрибутам и символам. 

     Статья 8. Правовое государство

     В Российской Федерации обеспечивается верховенство Конституции и приоритет  законов над всеми другими  нормативными актами. Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. 

     Статья 9. Общественные объединения, политические партии и массовые движения

     Общественные  объединения, политические партии и  массовые движения участвуют в политической жизни общества, в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами. Выполняя функции, предусмотренные их программами  и уставами, они действуют в  рамках Конституции и законов  Российской Федерации.

     Организация и деятельность партий и общественных объединений строится на основе добровольности членства и самоуправления. Вмешательство  в их внутренние дела со стороны  государства, других партий и объединений  не допускается.

     Прекращение деятельности политических партий и  других общественных объединений возможно только в результате их самороспуска или на основе решения суда. 

     Статья 10. Трудовые коллективы

     Трудовые  коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и  общественных дел, в выдвижении кандидатов в Советы народных депутатов, в осуществлении  общественного контроля за проведением  избирательных кампаний, за деятельностью  Советов, их исполнительных органов  и должностных лиц.

     Трудовые  коллективы взаимодействуют с местными Советами и их исполнительными органами в решении вопросов социально-экономического развития территорий, поддержании общественного  порядка, обеспечения прав и законных интересов граждан.

     Трудовые  коллективы в соответствии с законом  самостоятельно определяют формы и  условия деятельности политических партий и других общественных объединений  на своих предприятиях, в учреждениях  и организациях. 

     Статья 11. Средства массовой информации

     Государство, общественные объединения, политические партии, массовые движения, трудовые коллективы и граждане могут учреждать средства массовой информации. Порядок учреждения средств массовой информации, их права, обязанности и ответственность  устанавливаются законом.

     Средства  массовой информации свободны от цензуры. Не допускается монополизация средств  массовой информации государственными органами, общественными объединениями, политическими партиями, группами или  отдельными лицами.

     Политическим  партиям, общественным объединениям, массовым движениям гарантируется право  на изложение своих позиций и  взглядов в государственных средствах  массовой информации. 
 
 
 

     27       Принципы федеративного устройства РФ 

     1. Равноправие субъектов РФ — в Конституции перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

     2. Государственная целостность РФ — территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.

     3. Единство системы государственной власти — она одна и представляет собой единую систему.

     4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ.

     Распределения полномочий в сфере  совместного ведения:

  • Безусловный приоритет федерального мнения.
  • Распределение в соответствии с федеральным законом о распределении полномочий совместного ведения.
  • Свободное разграничение полномочий на основе договоров.
  • Разграничение полномочий путем заключения договоров на основе закона о договорном разграничении полномочий, либо типового договора.
  • Принцип конкурирующей компетенции, в соответствии с ним регулирование осуществляется актом того органа, который издал нормативный акт раньше.
  • Возможны комбинации этих принципов.

     5. Равноправие и самоопределение народов в РФ — это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).

     Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство»:

     1.   состав РФ;

     2.   принцип формирования статуса субъектов РФ (определены Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ);

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"