Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:03, шпаргалка

Краткое описание

Административная юстиция: понятие и виды.
Административная юстиция — это порядок рассмотрения и разрешения в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере государственного управления между гражданами или юридическими лицами, с одной стороны, и административными ведомствами — с другой, осуществляемый общими или специально создаваемыми для решения правовых споров судами.

Вложенные файлы: 1 файл

административное с 60.docx

— 74.51 Кб (Скачать файл)

82. Контроль со стороны  законодательной власти

Согласно Конституции Украины  единственным органом законодательной  власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины.

Верховная Рада в соответствии с  предоставленными ей Конституцией Украины  полномочий непосредственно или  через свои органы осуществляет контроль за обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украины, соблюдением законов и других актов, которые она принимает, выполнением  общегосударственных программ и  бюджета Украины, деятельностью  органов, а также должностных  лиц, которых она выбирает, назначает  или утверждает. Кабинет Министров подотчетен и ответственен перед Верховной Радой. Для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, Верховная Рада создает временные следственные комиссии, если за это проголосовало не менее одной трети от ее конституционного состава.

-Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории Украины в пределах его юрисдикции на постоянной основе осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.     -Целью парламентского контроля, который осуществляет Уполномоченный, являются: защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией, законами и международными договорами Украины; предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению; предотвращения любых форм дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод и т.д..

Контрольные полномочия Президента Украины  определяют Конституция и Закон  Украины «О Президенте Украины» от 5 июля 1991 г. Они распространяются на различные ветви власти.

83.Контроль органов исполнительной  власти общей компетенции

Всестороннюю контрольную деятельность осуществляют органы государственной  исполнительной власти всех уровней.

Широкие контрольные полномочия среди  органов исполнительной власти принадлежат  Кабинету Министров Украины, который  осуществляет контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов и ведомств, за соблюдением ими законодательства. Контрольные полномочия Кабинета Министров закреплены в Конституции, других нормативных актах Украины.

Центральные органы исполнительной власти, их отделы и управления, государственные  администрации, администрации предприятий, учреждений и организаций в процессе повседневной деятельности систематически осуществляют ведомственный контроль, который распространяется на подчиненные  им объекты ведомственной принадлежности. Они проверяют соблюдение законов, указов и правительственных постановлений, актов вышестоящих органов, состояние  дисциплины и эффективность работы аппарата, расстановку и использование  кадров, работу по рассмотрению обращений  граждан и др.. Контроль организуют непосредственно руководители вышестоящих в отношении подконтрольного объекта отраслевых органов, их структурных подразделений и проводят работники аппарата - соответствующие специалисты.

Контроль со стороны государственной  администрации следует отнести  к надведомственному контроля, а  контроль со стороны ее управлений и отделов, которые являются органами отраслевого управления, - к ведомственному контролю.                                                                              84. Ведомственный и межведомственный контроль.

По сфере деятельности, которая  подлежит контролю, контроль разделяют  на ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.

Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем). Общие вопросы его организации и проведения регулирует порядок осуществления министерствами, другими центральными органами исполнительной власти внутреннего финансового контроля. Порядок организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций определяется инструкциями, которые утверждают руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти по согласованию с Главным контрольно-ревизионным управлением Украины (далее - ГлавКРУ).

Сущность межведомственного контроля состоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере.                                                                                                                                                       1) круг вопросов, которое имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, то есть привязано к задачам, которые стоят перед этим органом. Например, Министерство финансов Украины с помощью ГлавКРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранностью, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа.

К межведомственного контроля следует  отнести и контроль со стороны  различных специализированных государственных  инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений .Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, и т.п..                                                       Надведомственный контроль осуществляют органы общей компетенции - Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля.

85. Судебный контроль  в державному управлынны

Судебный контроль - специфический  вид контроля в сфере государственного управления. Особенность его состоит  в том, что его осуществляют не систематически, не повседневно, как, например, контроль со стороны специализированных контролирующих органов или прокурорский надзор за законностью в государственном  управлении, а разово при рассмотрении дел (административных, гражданских, уголовных).

Судебный контроль в управлении можно классифицировать по двум основным направлениям: по виду суда, который  осуществляет контроль, и по форме  вмешательства в деятельность подконтрольного  органа. В последнем случае выделяют прямую (непосредственную) и непрямую (опосредованную) формы вмешательства.

В Украине судебный контроль осуществляют Конституционный Суд Украины(обязанность принимать решения и давать заключения по делам о конституционности законов и других актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, правовых актов Верховной Рады АРК; решение вопросов о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров,официальное толкование Конституции и законов Украины ), суды общей компетенции и арбитражные суды.

86. Прокурорский надзор  за законностью и дисциплиной  в государственном управлении

Закон Украины «О прокуратуре» предоставляет  прокуратуре право осуществлять надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом  Министров Украины, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, правительством местными советами и  их исполнительными и распорядительными  органами, воинскими частями, политическими  партиями, общественными организациями, независимо от форм собственности и  подчиненности, должностными лицами и  гражданами.

При осуществлении надзора прокуроры  не могут вмешиваться в деятельность поднадзорных им органов, не наделены правом непосредственно применять меры принуждения, отменять противозаконные акты управления и изменять их. Они также не могут привлекать виновных к правовой ответственности.

Осуществляя надзор, прокуроры применяют  определенные методы и формы.

К методам деятельности прокуроров следует отнести их право: требовать  предоставления им документов и сведений; беспрепятственно входить в помещения, осуществлять на местах проверку законов; требовать от соответствующих органов  и должностных лиц проведения проверок и ревизий подчиненных  объектов; требовать от должностных  лиц и граждан письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона.

Закон Украины «О прокуратуре» называет четыре формы прокурорского реагирования: Протест на акт, противоречащий закону, на незаконные решения или действия должностного лица, письменное предписание, представление и постановление;письменное предписание об устранении нарушений закона, когда нарушение закона очевидно и может нанести существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет немедленно устранено., представление с требованиями устранить нарушения закона и постановление о возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении Невыполнение должностными лицами законных требований прокурора (его заместителя) влечет применение административной ответственности.

88. Понятие и виды административно-правовых  режимов

Административно-правовой режим - это  определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, что проявляется  в централизованном порядке, императивном методе правового влияния и юридическом  неравенстве субъектов правоотношений.

Правовые режимы классифицируют :

-По масштабу свободы  граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав выделяют льготные и ограничивающие режимы. Первые предоставляют гражданам и организациям дополнительные права и свободы или льготы при осуществлении ими определенных прав или свобод, например, льготы для участников боевых действий. Вторые, наоборот, вводят особые правила использования гражданами и организациями своих прав и свобод или устанавливают запрет на осуществление ими определенных прав и свобод, например, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

-По глубине изменений в конституционном  статусе граждан и организаций  различают обычные и чрезвычайные  режимы. Первые не изменяют конституционный  статус граждан и организаций,  вторая существенно ограничивают  их права и свободы, вводят  особый порядок осуществления  отдельных видов конституционных  прав и свобод.

-По времени действия выделяют  постоянные (паспортный режим) или  кратковременные, ситуационные (чрезвычайное  положение) режимы.

-По территории действия различают  режимы, действующие на всей территории  Украины или в отдельных ее  регионах и местностях (режим  пограничной зоны).

-По отдельным объектам выделяют  режимы заповедников, огнестрельного  оружия, ядовитых веществ.

-По видам деятельности различают  режимы оперативно-розыскной деятельности, отдельных видов предпринимательской  деятельности и др..

-По юридической природе среди  правовых актов, регулирующих  правовые режимы, выделяют правоустанавливающие, которые содержат первичные «режимные»  нормы, и правоприменительные  акты.

Все специальные административно-правовые режимы имеют две взаимосвязанные  стороны: содержательную и формальную. Содержательную сторону составляют причины и цель введения режима, его организационные, экономические  элементы, связанные с ними действия. Формальная (юридическая) сторона содержит следующие элементы: кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим; процедура его введения, осуществления, отмены, система «режимных» обязанностей и прав.

89. Правовой режим чрезвычайного  положения

Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в  отдельных ее местностях при возникновении  чрезвычайных ситуаций техногенного или  природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые вызвали или могут  вызвать человеческие и материальные потери, создающие угрозу жизни и  здоровью граждан, или при попытке  захвата государственной власти,или изменения конституционного строя  Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам власти, военному командованию и органам местного самоуправления в соответствии полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Введение чрезвычайного положения  на территории АРК или в отдельных  ее местностях может инициировать Верховная  Рада АРК.

Чрезвычайное положение в Украине  может быть введено на срок не более 30 суток и не более 60 суток в  отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение  может быть продлено Президентом  Украины, но не более чем на 30 суток.

Указом Президента Украины о  введении чрезвычайного положения  в интересах национальной безопасности и общественного порядка с  целью предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного  положения могут вводить такие  меры: 1) установление особого режима в " съезда и выезда, а также  ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение; 2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр; 3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; 4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливает суд, 5) запрет забастовок.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"