Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)
  1. Государственное управление как вид социального управления.

Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективного функционирующей системы  на основе информационных связей.

Виды: механическое (техническое), биологическое, социальное.

Социальное управление – управление определенными общественными  массами.

Социальное управление – управление общественными процессами, сферами общественной жизни.

Социальное управление осуществляется там, где есть общности людей, воздействие на все отдельные сферы общественной жизни.

Носит властно-распорядительный характер.

Характеризуется наличием прямой и обратной связи.

Виды социального управления.

Государственное управление – управление в области государственной  исполнительной власти, специальный вид государственной деятельности.

Местное управление –  управление объединениями.

Коммерческое управление – управление общностью людей, являющейся коллективом организации.

Государственное управление носит подзаконный характер.

Цель – реализация общих начал государственной политики.

Организация деятельности всех ОГВиУ.

Изучение наукой права

В узком смысле:

-изучение наукой Административного  права

-осуществление законов,  другие НПА, основанных на законе

Государственное управление как вид социального управления. Особенности:

-направление на развитие, укрепление собственности, обороны

-безопасность государства

-реализация прав человека  и гражданина

Государственное управление – управление делами государства (исполнительная, законодательная, социальная власть).

Формы реализации власти

Цель ГУ – то, на что  направлена деятельность органов ОГВ:

-интересы личности, общества, государства

-реализация специфических  государственных задач, функций

Виды функций государства:

Экономическая

Политическая

Социальная

Идеологическая

-обеспечение нормального  функционирования экономики

-обеспечение государственной  деятельности, общественной безопасности, охраны суверенитета государства

-охрана прав населения

-поддержка науки, культуры, образования

 

  1. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.

ИВ – ветвь ГВ, система отношений.

ГУ – форма осуществления  ИВ, деятельность по осуществлению  ИВ, осуществление работы государственного механизма.

ИВ – подсистема ГВ, выраженная системой ОИВ, основной предмет деятельности ГУ.

Выполнение функций, полномочий

Признаки ИВ:

-вторичность (подчинение, зависимость от высшей власти)

-организационный характер (работа по осуществлению актов высшего руководства)

-систематичность деятельности

-универсальность (во времени, пространстве)

-специальные учреждения

ИВ – самостоятельная  ветвь единой ГВ, организация распорядительной деятельности через систему ГОИВ путем реализации специальных, нормативно закрепленных функций, государственно-властных полномочий, распоряжение средствами.

Функции ИВ

Цель ИВ – выполнение задач, функций ГУ.

Функции ИВ определяются функциями ГУ.

Функции ИВ – ведущие  направления деятельности ИВ, в которых  выражается целевая нагрузка данного  вида ГВ.

Виды функций ИВ:

-исполнительная

-правозащитная (соблюдение, защита прав и свобод человека)

-социально-экономическая

-обеспечение законности

-регулирующая (координация,  контроль)

-нормативная

-охранительная (полномочия  по применению мер государственного  принуждения по отношению к  ЮиФЛ)

 

  1. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению  государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Согласно ст . 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Деятельность указанных  органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным  управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – своей главной функцией – одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и других судебных работников.

Характерные черты исполнительной власти:

исполнительная власть самостоятельна и независима;

Исполнительная власть – относительно самостоятельная  ветвь (вид, разновидность) единой государственной  власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном  масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;

осуществляет управленческую и распорядительную деятельность;

Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.

субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые  действуют от имени государства  и от своего имени. Однако сама исполнительная власть, как и само государственное  управление, - это не система соответствующих государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой и возникают административно регулируемые общественные отношения.

исполнительная власть (т.е. возможность и способность  оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. Данное качество в равной мере характеризовало и государственное управление, ибо и оно функционально действовало как средство исполнительства, реализуясь в регулируемых административным правом управленческих отношениях.

Итак, исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление –  это организационно-правовая категория. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

 

  1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право  – отрасль публичного права (самостоятельная) – регулирование общественных отношений.

АП – отрасль российской правовой системы – совокупность правовых норм, предназначенных для  регулирования общественных отношений, возникающих в связи, по поводу практической реализации ИВ.

Предмет:

– общественные отношения (возникающие в связи, по поводу реализации ИВ)

-управленческие отношения  (возникающие в сфере ГУ, при  реализации ИВ)

Предмет АП – УО:

-в рамках которых регулируются функции ИВ

-внутринормативного  характера в процессе деятельности  законодательной, социальной власти, органов прокуратуры

-возникающие с участием  субъектов МСУ

-воздействие в сфере «внутренней» жизни общественных отношений, других формирований

-возникают в связи  с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций

АП – служебная  отрасль, регулятивная функция.

Метод АП – совокупность правовых средств, способов, приемов  регулирующего влияния на УО.

Методы АП:

-императивный (власть, подчинение, неравенство, властное волеизъявление, предписание)

Предписание (возложение прямой юридической обязанности  совершать определенные действия)

Запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать  определенные действия)

Дозволения (юридическое разрешение совершать определенное действие либо не совершать по своему усмотрению)

-диспозитивный (равенство  сторон)

Частное право, где государство  – координатор отношений

Договор – форма юридического факта

 

  1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

АПН - общеобразовательные  правила поведения, установленные  государством для регулирования  общественных отношений в сфере  реализации ИВ и охраняемые от нарушений  принудительной силой государства.

Отрасль АП - совокупность данных правовых норм.

АПН устанавливается  как в законах, так и в подзаконных  нормативно-правовых актах, которые  издаются субъектами в процессе реализации ИВ.

АПН призваны обеспечить эффективность исполнительно-распорядительной деятельности, соблюдение прав и исполнение обязанностей сторон.

АПН определяют границы должного, допускаемого, рекомендуемого поведения сторон в сфере ИВ, их действия, гарантии возможности применения к нарушителю государственного принуждения.

Особенности АПН:

1. АПН должны  обеспечивать организации и функционирование как всей системы органов ИВ, так и отдельных ее звеньев, организационные вопросы других ГО, судов, прокуратур.

2. АПН содержат  тот или иной вариант должного  поведения (запреты, предписания,  дозволения)

3. АПН имеют  подзаконный характер, т.е. реализуют в жизнь требования законов, которые имеют высшую юридическую силу по отношению к НПА органов ИВ.

4. АПН могут  устанавливаются законными и  подзаконными

5. В правоприменительной  практике АПН могут применятся  широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц

Задачи АПН:

1 упорядочение  и закрепление наиболее целесообразные  общественных отношений в сфере  ГУ

2. охрана урегулированных  правом управленческих отношений

3. порождение  и развитие новых общественных  отношений адекватных требований  экономического развития общества

4. вытеснение  из сферы управления общественных  отношений не отвечающих современным  условиям

Структура:

1. гипотеза - условия  при наличии которых применяются  соответствующие правила поведения,  абсолютно/относительно определенная.

2. диспозиция - основная часть нормы, определяющая  само правило поведения, предписываемое  данной норме.

3. санкция - меры  возможного государственного или  общественного воздействия за  нарушение требований, сформулированных  в диспозиции АПН.

 

  1. Виды административно-правовых норм.

Содержание АПН:

-запреты, ограничения

-разрешения

-стимулирование

-регистрация

-рекомендации

Предмет правового регулирования:

-материальные (права,  ответственность)

-процессуальные (режим  деятельности ОИВ, порядок, процедуры  рассмотрения)

Метод воздействия на поведения субъекта:

-обязывающий (юридические  предписания действовать определенно,  административное правонарушение, наказание)

-уполномочивающие (полномочия  совершать действия)

-запрещающие

-стимулирующие

Пределы действия в пространстве:

Смежные

Локальные

Пределы действия во времени

-срочные (время прекращения)

-бессрочные (пока не  отменят)

 

  1. Источники российского административного права.

Источники АП – высшие формы выражения АПН, т.е. юридические  акты.

Административное законодательство – совокупность АПН:

-общеправовые (ФКЗ о правительстве, о ГГС и другие)

-отраслевые (ТК, НК, ЛК  и другие отрасли)

Международные акты в  данной сфере правоотношений

Источники подвижны –  прецеденты, постановления Конституционного суда.

Система:

-федеральный уровень

Конституция, общепризнанные принципы, постановления КС, ФКЗ, кодекс

-региональный уровень

Конституции субъектов, уставы, постановления судов, нормативные  акты должностных лиц

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"