Прав и свобод граждан в исполгительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

Права человека - сложная и емкая категория. Большой юридический словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».

Вложенные файлы: 1 файл

дипл скан.docx

— 145.04 Кб (Скачать файл)

Общественные объединения  не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленном законом случаях и формах участвуют в этом процессе. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Президент Российской Федерации  в своем послании Федеральному Собранию на 1997 г. отметил, что система государственных форм контроля должна быть подкреплена негосударственными. Необходимо создать условия для реального гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти.

Профсоюзные организации  располагают значительными юридическими возможностями в плане активного  влияния на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов  работников. Предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитываться федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т.д.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осуществление их деятельности. Например, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т.п. Кроме того, определенные права деятельности профессиональных союзов в сфере социального страхования и социального обеспечения, охраны здоровья могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Немаловажную роль играют общественные объединения, в первую очередь профсоюзы, в защите прав граждан. Более подробно на этом вопросе мы остановимся в следующей главе.

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование является важнейшим элементом правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий - это «субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.)». Данное право является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства на различных уровнях (общефедеральном уровне, уровне субъектов федерации, уровне местного самоуправления). Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими право на проведение публичных мероприятий, являются, в частности: Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июля 1988 г. «Об ответственности за нарушение установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» (в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина).

Статья 31 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень регламентированных публичных мероприятий. К ним отнесены: собрания, митинги, демонстрации, шествие, пикетирование. Право проведения данных публичных мероприятий предоставляется только гражданам России. Такое ограничение круга субъектов данного права не противоречит Европейской конвенции о защите прав человека. Согласно статье 10 Конвенции, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний. В тоже время, данное положение «не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев» (Ст. 16). В соответствии с Конвенцией каждое государство самостоятельно определяет режим пребывания неграждан на его территории. К сожалению, в России отсутствует федеральный закон о порядке проведения публичных мероприятий в общественных местах.

Пункт 1 Указа Президента РФ « О порядке организации  и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», основываясь на конституционных принципах, закрепил уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий. Однако фактически в соответствии с указанными выше нормативными актами в России действует разрешительный порядок, что не соответствует положениям статей 31 и 55 Конституции РФ, а также положениям статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

На наш взгляд, недостаточно исследованы вопросы реализации права граждан на проведение публичных  мероприятий как одной из важнейших  форм обеспечения права на местное  самоуправление.

Статья 33 Конституции РФ предусматривает право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данное право также позволяет гражданам принимать участие в управлении делами общества и государства.

Обращениям граждан уделялось  достаточное внимание в советский  период. Так, до сих пор на территории Российской Федерации действует (в части не противоречащей Конституции РФ, Закону Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан») Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. Конституция СССР 1978 года и принятые в соответствии с ней Конституции союзных республик придали праву жалобы граждан конституционный статус.

Конституция РФ рассматривает  право на обращение в более  широкой редакции, закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В такой редакции это право включает в себя, в том числе и право жалобы. Право на обращения позволяет гражданам реализовать возможность влиять не только на формирование, но и на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (Ю.Н.Аллистратов). Таким образом устанавливается двусторонняя связь между населением и государством, что, с одной стороны, способствует обеспечению прав граждан, с другой - стимулирует совершенствование работы органов государственной власти и местного самоуправления. Дальнейшая разработка социально-юридического механизма реализации права на обращение невозможна без выработки новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти, в расширении возможностей воздействия на их деятельность.

В соответствии с нормами  Конституции России гражданин может  обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам, например, за получением законным способом необходимой ему информации, справок, копий документов. Конституция РФ наделяет правом на обращение только граждан России, однако, в соответствии с нормами международного права иностранцы и лица без гражданства могут реализовать данное право.

Глава 24 Гражданско-процессуального  кодекса «Жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан» раскрывает процессуальные особенности рассмотрения дел по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. К сожалению, текст главы 24 ГПК не учитывает важные изменения и дополнения к Закону от 27 апреля 1993 г., которые были введены Федеральным законом от 15 ноября 1995 г.  Ряд процессуальных вопросов, возникших в практике рассмотрения судами названной категории дел, был разъяснен в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан».

Обладание гражданами России правами в сфере государственного управления неразрывно связано с выполнением возложенных на них законом обязанностей. Обязанности являются «неотъемлемым элементом основ правового статуса человека и гражданина, независимо от того, записаны ли они в Конституции достаточно полно или, напротив, весьма скупо, как в Основном законе РФ».Юридическая обязанность - это предусмотренные законом «вид и мера государственно целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения индивида» (Н.И.Матузов). В основе юридической обязанности лежит категория необходимости, которая может быть представлена как совокупность четырех элементов:

  • Необходимости совершать определенные действия либо воздержаться от них;
  • Необходимости для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему требования управомоченного;
  • Необходимости нести ответственность за неисполнение этих требований;
  • Необходимости не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право .

К числу обязанностей, реализуемых  в сфере государственного управления, могут быть отнесены такие многомерные обязанности, как обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ) и обязанность по защите Отечества, которая является одновременно долгом каждого гражданина Она осуществляется как путем военной, так и альтернативной гражданской службы (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ).

Обязанность органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию России и законы фактически является основой для утверждения конституционной законности. Несоблюдение данной обязанности, злоупотребление своими правами влечет применение мер правового воздействия к субъектам правоотношений.

Конституционные обязанности  граждан, также как и права, детализируются и развиваются нормах других отраслей права. Конституционная обязанность защиты Отечества получила конкретизацию и развитие в целом ряде федеральных законов.

В соответствии с Федеральным  законом «О воинской обязанности  и военной службе» от 28 марта 1998 г. воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное  время воинская обязанность граждан  определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
  • прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
  • военное обучение в период военного положения и в военное время.

       По основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», граждане могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности.

1. От призыва на военную  службу освобождаются граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве;

д) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

е) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением  ими обязанностей военной службы.

2. Не подлежат призыву  на военную службу граждане:

а)отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б)имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Граждане имеют право  на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Однако в полном объеме данный вопрос законодательно не урегулирован.

Граждане, кроме того, имеют  право исполнять конституционный  долг по защите Отечества путем добровольного  поступления на военную службу в  порядке, установленном законодательством.

Вопросы, касающиеся исполнения гражданами обязанности по защите Отечества, урегулированы и другими нормативными актами. Так, в Постановлении Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. «Об утверждении положения о воинском учете» перечислены основные обязанности граждан по постановке на воинский учет. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а) состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных органах;

Информация о работе Прав и свобод граждан в исполгительной власти