Прав и свобод граждан в исполгительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

Права человека - сложная и емкая категория. Большой юридический словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».

Вложенные файлы: 1 файл

дипл скан.docx

— 145.04 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем невыполнение гражданином его обязанности, в  том числе обязанности административно-правовой, влечет для него определенные негативные последствия путем применения административного (без обращения в суд) и судебного принуждения. Имеется в виду возможность применения в соответствии с КоАП, Законами о милиции, о внутренних войсках, о налоговой полиции и некоторыми другими федеральными законами предупредительных, пресекательных мер административного принуждения и наложения органами административной юрисдикции административных взысканий (предупреждение, штраф, лишение специальных прав). Однако определенные меры административного воздействия, связанные, например, с временным ограничением личной свободы, вправе применять только суд.

В сфере государственного управления реализуется достаточно обширная группа конституционных прав и свобод граждан. Среди них можно  выделить следующие права:

  • Право граждан на участие в управлении делами государства.
  • Право граждан на объединение.
  • Право граждан проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
  • Право граждан на обращения.

Кратко охарактеризуем данные права.

Право граждан на участие  в управлении делами государства  относится к политическим правам, т.е. к первому поколению прав человека. Это право может быть отнесено к основополагающим в системе прав, реализующихся в сфере государственного управления. Это право наиболее полно отражает взаимоотношения гражданина и государственной власти, поскольку подразумевает активное участие гражданина в осуществлении данной власти. Гражданин может участвовать в управлении государством различными способами, но, пожалуй, все другие способы носят более опосредованный характер.

Право на участие  в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей гарантируется ст. 32 Конституции РФ. 1. Статья 32 Конституции РФ провозглашает право граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством, в том числе право на равный доступ к государственной службе. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации'" конкретизировал это право, указав на обеспечение равного доступа граждан России к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, и что при поступлении на государственную службу, при ее прохождении запрещено устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения или преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (ст. 21).

Определяя принципы государственной  службы и обязанности государственных служащих, данный Закон подчеркивает необходимость признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Далее в Законе указано, что государственный служащий в пределах своих должностных обязанностей должен своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений и принимать по ним решения в порядке, установленном законами РФ и субъектов РФ (ст. 10).

Государственный служащий обязан также строго соблюдать исполнительную дисциплину, в том числе установленные законом процедуры реализации прав граждан.

Статья 32 Конституции РФ, по мнению Л.Д.Воеводина, является системообразующей в комплексе прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни и деятельности. Содержание данной статьи вытекает из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В структуре этого права можно выделить ряд компонентов, каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельное политическое право граждан РФ. К ним относятся:

  • права, обеспечивающие участие граждан в формировании государственных органов власти и позволяющие им избирать и быть избранными;
  • права граждан РФ на участие в референдуме и в других формах прямой демократии;
  • права граждан РФ на осуществление местного самоуправления;
  • права граждан РФ на равный доступ к государственной и муниципальной службе;
  • права граждан РФ на участие в отправлении правосудия.

Участие граждан в управлении делами государства, как непосредственно, так и через избираемых ими  же представителей в органах государственной  власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. В рамках непосредственной и представительной демократии осуществляется работа по формированию общенародной воли на базе политически значимых инициатив общественных и государственных институтов. Осуществление в России народовластия должно обеспечить каждому гражданину как юридическую, так и фактическую возможность активно участвовать в решении вопросов в жизни страны. В соответствии с замечаниями Ю.Н.Старилова, право граждан участвовать в управлении государственными делами обеспечивается как возможностью избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, так и другими формами участия граждан в управлении делами государствами (участием в работе общественных объединений, собраний, митингов, шествий и др.) . При этом, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» иностранные граждане, в соответствие с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане России (при условии постоянного проживания на территории соответствующего муниципального образования).

Для реализации права граждан  на управление делами государства необходима обеспеченность целого ряда прав:

  • права требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставления полной и достоверной информации (статья 24 Конституции РФ);
  • права обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46);
  • права обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46);
  • права ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 45, 46, 53).

   Реализация рассматриваемого права подразумевает вовлечение каждого гражданина в активную политическую деятельность. Граждане имеют возможность избирать и быть избранными в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, а также в органы местного самоуправления. Данные права и свободы развиваются и конкретизируются в целом ряде нормативных актов.

Демократические свободные  выборы в органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются выражением именно народного  волеизъявления. Референдум как всенародное голосование позволяет гражданам выражать свое мнение по наиболее важным проблемам жизни государства. Выборы и референдум являются самой массовой формой участия граждан в управлении государством. К сожалению, часто этими формами народовластия и исчерпывается участие граждан в управлении делами государства. Хотя в России и декларируются другие формы непосредственной демократии (народная правотворческая инициатива, всенародные обсуждения проектов законов и других важных опросов государственной жизни и др.), фактически они почти не используются. По мнению А.И.Ковлера, «сегодня гражданин Российской Федерации в сфере избирательных прав защищен законодательными и иными нормативными актами лучше, чем в других сферах - социальной, экономической, экологической и иных. Значит ли это, что в этой области нет проблем? Увы реализация любого закона в современной России наталкивается на ряд препятствий, которые придают общественной жизни картину, нередко весьма далекую от идеала, созданного законодателем».

Свободное волеизъявление граждан  на выборах и референдумах государство гарантирует путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Российская избирательная система обеспечивает право на участие в общероссийском голосовании всем российским гражданам, обладающим избирательным правом, включая российских граждан, проживающих за пределами Российской Федерации. Законодательно закрепляются и ограничения активного и пассивного избирательного права (возрастной ценз, ценз гражданства, дееспособность и др.).

Одним из важнейших элементов  правового статуса гражданина является право на участие в местном  самоуправлении. Косвенно это право  принадлежит к так называемым основным правам. Здесь речь идет, в  первую очередь, о публичном управлении, под которым понимаются «процессы и результат интеграции всех векторов управленческой деятельности субъектов государственного, общественного характера во всех сферах гражданского общества, осуществляемой на основе законодательства и соблюдения обычаев, традиций и нравственных основ, признаваемых национальным и международным правом». В соответствии с Федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 19 августа 1995 г. местное самоуправление позволяет решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (Ст. 2). Право граждан на участие в местном самоуправлении достаточно подробно освещено в работах С.А.Авакьяна, Г.В.Барбашева, М.И.Пискотина, Н.В.Постового и др.

Часть 4 ст. 32 Конституции  РФ впервые закрепляет право граждан  на равный доступ к государственной  службе. Включение данной статьи в  Конституцию России, с одной стороны, свидетельствует о приведении отечественного законодательства в соответствие с общепринятыми положениями международного права, а с другой, - с разрушением порочной практики «номенклатурных должностей» и системы ограничительных факторов (партийность, социальное происхождение, моральная устойчивость и т.п.). В целях развития этого конституционного принципа был

принят Федеральный закон  «Об основах государственной  службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.

По свидетельству В.И.Новоселова, «есть все основания рассматривать  государственную и муниципальную службу именно как форму участия граждан в государственном управлении (понимаемом в наиболее широком значении термина) и в местном самоуправлении». Более подробно на содержании данного права мы остановимся в следующем параграфе.

Право граждан на участие  в отправлении правосудия предполагает непосредственное участие в судопроизводстве. Носителями судебной власти в России являются именно граждане. Это право реализуется как путем занятия судебных должностей, так и путем участия в отправлении правосудия в качестве заседателя (народного, присяжного, арбитражного).

Участие граждан в государственном  управлении может осуществляться как  путем реализации права на объединение, так и права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Право граждан на объединение  включает в себя право создавать  профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституцией РФ гарантируется свобода общественных объединений. Подобные нормы содержатся в большинстве конституций и уставов субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством России, общественные объединения обладают правом участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общественные объединения могут проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, а кроме того, представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения вправе вносить предложения в органы государственной власти.

Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право на создание и деятельность политических партий, общественных движений, профсоюзов, предпринимательских объединений, женских и молодежных организаций, творческих союзов, социально-экономических и социально- культурных обществ.

Право на объединение имеют  как российские граждане, так и  иностранцы и лица без гражданства. Исключением являются политические партии, права на создание которых и на участие в которых имеют только граждане России. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Данные объединения создаются гражданами без предварительного разрешения государственных органов и органов местного самоуправления. Свобода деятельности общественных объединений предполагает целый ряд гарантий свободы внутриорганизационной деятельности ( право объединений самостоятельно принимать свои уставы, право на реорганизацию или приостановление своей деятельности и др.). Право на объединение может подвергаться определенным ограничениям, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. На основании статьи 56 Конституции РФ ограничение права на объединение могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.

В тоже время взаимодействие общественных объединений с органами государственного управления имеет свою специфику. Российское законодательство содержит запрет на создание общественных объединений в ряде структур. Так, в законодательстве РФ содержатся ограничения права на объединение для отдельных социальных групп. Статья 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что в государственных органах не могут образовываться структуры политических партий и общественных объединений, за исключением профсоюзов. Не допускается создание и деятельность политических партий и движений в целом ряде правоохранительных органов.

Информация о работе Прав и свобод граждан в исполгительной власти