Прав и свобод граждан в исполгительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

Права человека - сложная и емкая категория. Большой юридический словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».

Вложенные файлы: 1 файл

дипл скан.docx

— 145.04 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 60 Конституции  РФ, "гражданин Российской Федерации  может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет". Для пользования правами и свободами в иных случаях установлены более высокие или низкие возрастные цензы. Право наследования, например (ч. 4, ст. 35), наступает с момента рождения человека и после кончины наследодателя. Право избираться в Государственную Думу наступает с 21 года (ст. 32). "Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет" (ч. 2, ст. 81). Кроме возраста Конституцией и законом устанавливаются и другие необходимые параметры. Судьей Конституционного Суда. РФ может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (см. Федеральный Конституционный Закон о Конституционном Суде). Не меньшее значение имеют для осуществления прав и свобод состояние здоровья, семейное положение, пол человека.

Так, например, обладая общей  правоспособностью, российский гражданин не может участвовать в выборах, если он признан судом в установленном порядке недееспособным. Согласно Постановлению Правительства России от 2 ноября 1995 г., «в целях совершенствования медицинского освидетельствования лиц начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции» на них распространяется действие положения о военно-врачебной экспертизе. Таким образом, различные стороны носителя тех или иных форм правосубъектности имеют немаловажное значение для их осуществления.

Закрепление фактического состава правоотношения и установление юридически существенных его признаков. Установление фактического состава правоотношения, возникающего в процессе реализации прав и свобод при наличии юридических фактов, представляет собой вторую стадию процесса применения норм права. Под фактическим составом конкретного правоотношения понимается вся совокупность признаков (элементов), образующих данное правоотношение и делающих его индивидуально определенным. Чтобы установить фактический состав правоотношения, необходимо выделить всю сумму конкретных обстоятельств, обусловивших данное правоотношение.

Выявляя нужное правоотношение из всей массы смежных с ним  отношений, необходимо заботиться о том, чтобы установить все существенные признаки фактического состава данного правоотношения, которые в своей совокупности дают полную его картину, без каких-либо изменений, таким, каким оно имеется в реальной действительности.

Конкретное отношение  содержит наряду с юридически существенными  признаками юридически несущественные признаки. Юридически существенными признаками будут такие признаки фактического состава конкретного правоотношения, которые прямо или косвенно указаны в соответствующей норме Конституции и закона.

Установление юридически существенных признаков данного  конкретного правоотношения является чрезвычайно важной и вместе с тем довольно трудной деятельностью, требующей от применяющего норму профессионализма, хорошего знания законодательства и практических навыков.

От реализации прав и свобод в немалой степени зависит  успех всего процесса осуществления права.

Умение быстро и точно  определить юридически существенные признаки данного фактического состава правоотношения достигается прежде всего знанием определенной отрасли права, нормы которого регулируют соответствующее отношение. Так, наука уголовного права уделяет много внимания изучению состава конкретных преступлений, что обеспечивает возможность квалифицированно установить преступное деяние в ряду других действий и отграничить их от действий, не являющихся преступлениями.

Установление  соответствующей конкретному фактическому составу нормы права. После установления фактического состава правоотношения необходимо определить подходящие для реализации того или иного права органи- зационно-правовые процедуры.

Далее, найдя искомые нормативно-правовые акты, следует проверить легитимность этих актов, могут ли они быть применены в правореализующей деятельности того или иного органа.

В настоящее время, когда  законодательствуют не только федеральные  органы, но и органы субъектов федерации, когда указы и распоряжения Президента, постановления Правительства Российской Федерации многократно превышают число изданных Федеральным Собранием законов, когда один нормативный акт противоречит другому, всю эту операцию произвести чрезвычайно трудно. Существующая в настоящее время нестабильность действующей правовой системы, противоречивость ее составных частей и многое другое служат одним из существенных препятствий в деле реализации прав и свобод граждан, порождают их нарушение. Кроме того, непрофессионализм многих чиновников, отсутствие требований к строгому исполнению правовых норм, плохая осведомленность граждан о своих законных правах и пр.  еще одно обстоятельство, обусловливающее культуру реализации прав и свобод человека и гражданина.

Конституция предписывает (ч. 3 ст. 15), что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2, ст. 120).

Сложность рассматриваемой  стадии реализации прав и свобод, состоит  еще и в том, что, согласно действующей  Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Обилие нормативного материала  во всех областях правового регулирования, равно как и недостаточная обработка его, создает немалые трудности в выявлении нужных нормативно-правовых предписаний. Большую помощь в этом деле может оказать современная информационно-правовая система. Одним из важных средств и путей повышения уровня организации осуществления прав и свобод служит более широкое использование новых технические средств.

Отыскав нужную норму, лицо, призванное применить ее, должно предварительно проверить ее исходные данные:

а) установить, подлинен ли текст правовой нормы;

б) издана ли она полномочным на то органом государственной власти;

в) действует ли норма в данное время и на данной территории;

г) может ли быть применена найденная норма в отношении данного лица и объекта.

Первый вопрос, который  возникает при анализе правовой нормы, является вопрос о том, имеем ли мы дело с подлинным текстом. Обязательной для исполнения всеми органами государства и гражданами является такая норма, содержание которой целиком и полностью соответствует тексту этой нормы, установленному самим законодательством.

Деятельность по проверке подлинности текста правовой нормы  не отличается большим разнообразием и сложностью. Подлинность текста нормы не подлежит сомнению, если последняя помещена в официальном сборнике или опубликована в официальной периодической печати, а также профессиональных справочниках, в которых обычно публикуются нормативные акты государственных органов.

При пользовании всякого  рода неофициальными сборниками необходимо сличить текст применяемой нормы с его официальным изданием.

Когда органам власти приходится иметь дело с нормативными актами, которые не были опубликованы, находятся  в рукописных списках; в этих случаях нужно прежде всего удостовериться в их подлинности.

Проверка подлинности  текста правовой нормы в известной  степени представляет собой механическую операцию сличения имеющегося текста с официальным текстом. Все дефекты, обнаруженные при сличении имеющегося текста правовой нормы с официальным должны быть устранены.

Таким образом, подлинным  текстом нормы является такой  ее текст, который помещен в официальном издании, или такой, который не расходится с последним.

Проверив подлинность  текста правовой нормы, лицо, призванное применить ее, обязано удостовериться в том, что норма права издана компетентным органом государственной власти. При установлении, что она издана органом, не полномочным на ее издание, должностное лицо обязано сообщить об этом нарушении в органы прокуратуры или в вышестоящие органы, одновременно уведомив об этом орган, принявший данную норму, а суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120).

Удостоверившись в том, что  найденный текст правовой нормы  является подлинным и она издана компетентным органом, необходимо установить: действует ли норма в данное время и распространяется ли ее действие на данную территорию, т.е. выявить действие закона во времени и пространстве. Указанный вопрос принадлежит к числу наиболее разработанных. Подобным же образом обстоит дело с последним моментом в этой стадии процесса реализации прав и свобод, т.е. с вопросом о том, может ли быть применена норма в отношении конкретного лица.

Выяснение этого обстоятельства находится в непосредственной зависимости как от характера применяемой нормы, так и от того, в отношении кого она применяется.

 Если рассматриваемая  нами правовая норма является  нормой специального закона, то она может быть применяема лишь в отношении того круга лиц, который прямо предусмотрен специальным законом. Так, например, все нормы Закона РФ "О статусе военнослужащих" действуют лишь в отношении военнослужащих и не могут распространяться на тех лиц, которые не являются ими.

Очевидно, что точно так  же обстоит дело в отношении всех специальных законов, действие которых  распространяется лишь на определенный круг лиц ( например, Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

Толкование  законов и иных нормативных актов  о правах и свободах. Эта стадия является одним из существеннейших этапов процесса реализации прав и свобод. Его задача - установление содержания, осмысливание (разъяснение) применяемой нормы. Не уяснив предварительно смысл нормы, не осмыслив ее содержание, невозможно правильно применить ее. Там, где речь идет о применении нормы права, необходимо говорить об их толковании.

Под толкованием закона (нормы) следует понимать определенную деятельность органов государства или отдельных граждан, направленную на установление или раскрытие возведенной в закон воли многонационального российского народа, определение содержания и полного объема толкуемого закона (Л.Д.Воеводин).

Традиционно в науке различают  три разновидности толкования: официальное (аутентическое), доктринальное (выяснение содержания закона учеными) и обыденное, т.е. выяснение содержания закона гражданами. Официальным толкованием является такое, когда смысл нормативного акта устанавливает сам законодатель или уполномоченный им на то орган. Если раньше толкование законов было прерогативой Президиума Верховного Совета СССР, то теперь эти полномочия принадлежат согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционному Суду Российской Федерации. Ряд ученых-юристов считает, что по теоретическим и практическим основаниям установленное ч. 4 ст. 3 правило о том, что Конституционный Суд дает толкование Конституции, не соответствует природе законотворчества. Согласно мировой практике официальное толкование основного закона, дает либо тот, кто принимает Конституцию (Конституционное собрание, народ), либо законодательный (представительный) орган.

От толкования отличается деятельность Верховного Суда и Высшего  арбитражного суда РФ, которые дают разъяснения по вопросам судебной практики. Это тоже толкование, однако интерпретация другого вида ( ст. 126, 127 Конституции РФ).

Восполнение в законодательстве пробелов, относящихся  к правовым механизмам реализации прав и свобод. Может оказаться, что в действующем законодательстве, закрепляющем права и свободы, отсутствует организационно- правовая процедура, предусматривающая процесс реализации прав и свобод. Таких случаев в наши дни много. Подобные обстоятельства именуются пробелами в праве. В качестве примера можно привести до сих пор не принятый закон "Об альтернативной гражданской службе". Пробелы не представляют редкость, т.к. в наши дни чрезвычайно быстро развиваются общественные отношения.

Возможность пробелов в праве  допускается как теорией права, так и самим законодательством. В ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (общая часть) сказано: в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости ( ст. 10, ч. 3 ГПК РСФСР).

Восполнение пробелов не является непременной стадией процесса осуществления прав и свобод. Они устраняются лишь в том случае, когда в действующем праве фактически не существует правоположения, предусматривающего процедурно-правовой механизм реализации прав и свобод. Лишь в этом случае может идти речь о восполнении пробелов в праве. В окончательном виде пробелы устраняются компетентными органами.

Информация о работе Прав и свобод граждан в исполгительной власти