Прав и свобод граждан в исполгительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

Права человека - сложная и емкая категория. Большой юридический словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».

Вложенные файлы: 1 файл

дипл скан.docx

— 145.04 Кб (Скачать файл)

Гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является Президент РФ. Указом Президента в целях усиления гарантий соблюдения прав граждан была создана Комиссия по правам человека. Защита нарушенных прав входит в поле депутатской деятельности депутатов представительных органов всех уровней. Правительство РФ, в соответствии со статьей 114 Конституции РФ, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В России создан специальный орган, основным назначением которого как раз и является защита прав и свобод человека и гражданина в РФ - Уполномоченный по правам человека. Наряду с обязанностью государства защищать права и свободы существует право человека и самому защищать собственные права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и в суде. Более подробно на данных институтах защиты прав и свобод граждан мы остановимся в следующем параграфе.

Юридические гарантии прав и свобод человека существуют только в рамках определенных правил, процедур, придающих гарантиям четкий, упорядоченный характер. Вне таких процедур, установленных законом, юридические гарантии утрачивают определенность и приобретают внеправовую форму.

Конституция РФ закрепила  развернутую систему гарантий в  ст. 45-55. Она определяет юридические  процедуры, в рамках которых должна осуществляться охрана прав граждан:

  • судебная защита прав и свобод;
  • право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;
  • право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами.

   По мнению Е.А.Лукашевой, к системе гарантий прав человека, закрепленных в Конституции, можно отнести и юридические принципы-процедуры, которые призваны обеспечивать незыблемость правового положения индивида и определять правовые границы процедурных механизмов (ст. 47-51), например: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Несмотря на то, что Конституция  РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, необходима конкретизация  и детальная разработка юридических процедур, в рамках которых должны осуществляться права и свободы человека. Данное направление требует обширной работы, поскольку процедурные механизмы защиты прав граждан достаточно несовершенны. В действующем законодательстве присутствуют положения, противоречащие Конституции РФ. Не случайно Конституционным Судом РФ постоянно выносятся постановления о признании неконституционными отдельных статей (или части статьи) различных нормативно-правовых актов. Безусловным лидером в этом списке является действующий уголовно-процессуальный кодекс 1960 г.

Нельзя признать совершенными и процедуры защиты прав граждан  как в сфере государственного управления в целом, так и в  сфере деятельности исполнительной власти. Формы судебного контроля за законностью действий исполнительных органов власти в отношениях с гражданами не достаточно развиты. Характерно, что в СССР после принятия Конституции 1977 г. потребовалось десять лет для вступления в силу Закона «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 30 июня 1987 г.

В Российской Федерации постепенно шло расширение круга действий и  решений органов исполнительной власти, подлежащих судебному контролю.

Закон «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г. отразил эту тенденцию. В настоящее время судебному контролю подлежат действия и решения органов исполнительной власти и должностных лиц, связанные с регулированием широкого круга вопросов, в том числе в области земельных, налоговых, экологических и других отношений.

Статья 118 Конституции РФ предусматривает в качестве одной  из форм осуществления судебной власти административное судопроизводство. Это  должно стать правовой основой становления  в России административной юстиции. Создание специализированных административных судов либо образование при судах общей юрисдикции специализированных коллегий по административным делам могло бы стать достаточно серьезным шагом, направленным на защиту прав граждан в сфере их взаимоотношений с органами исполнительной власти.

В совершенствовании нуждаются  и процедуры рассмотрения жалоб, заявлений, обращений граждан в органах государственного управления. Хотя статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан на индивидуальные и коллективные обращения, процедура рассмотрения таких жалоб недостаточно разработана. Зачастую применяются процедуры, действовавшие еще в Советском Союзе и защищающие скорее административные власти от граждан, чем права и интересы последних. Основным актом, регламентирующим рассмотрение обращений граждан, до настоящего времени остается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года, редакция которого утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года . В последние годы юристы постоянно говорят о необходимости принятия закона об обращениях граждан, который должен регламентировать процедуры их рассмотрения таким образом, чтобы они способствовали эффективной защите прав человека.

Несколько лет в России существует институт конституционного правосудия. Принимая к рассмотрению индивидуальные конституционные жалобы Конституционный суд выражает свое отношение и к правоприменительной практике, и к сложившимся в ней обыкновениям, что способствует осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод органами управления и правосудия.

Совершенствование традиционных процедур защиты прав и свобод человека является важной задачей Российского государства. Однако в нашей политической и правовой системе, согласно Конституции. Предусмотрены и иные формы защиты, связанные с формированием новых для России властных структур. Согласно ст. 80 Конституции, Президент является гарантом прав и свобод граждан. Конституция не содержит указаний на те формы, в которых должна осуществляться эта деятельность. В тоже время, при Президенте РФ была создана Комиссия по правам человека и Утверждено положение об этой Комиссии.

Данные мероприятия направлены на усиление гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации.

Большое значение в защите прав и свобод человека имеет парламентская  законодательная деятельность. В  современной практике демократических  государств действует принцип связанности законодателя основными правами человека. Этот принцип действует по-разному в различных государствах в зависимости от позитивной или надпозитивной трактовки прав человека, положенной в основу Конституции.

В соответствии со ст. 114 Конституции  меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство  РФ. Деятельность высших исполнительных органов по охране прав и свобод граждан имеет чрезвычайно важное значение, однако она будет эффективной также лишь на основе четко разработанных процедур осуществления указанных функций.

К числу новых институтов защиты прав и свобод человека Конституция  относит Уполномоченного по правам человека.

Органы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственности. Статья 18 Конституции указывает, что права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов местным самоуправлением.

Защита прав и свобод граждан  должна обеспечиваться как на федеративном уровне, так и на уровне субъектов, поскольку в России действует единый правовой статус человека и гражданина. С этой целью издаются специальные нормативные акты.

Государственная защита прав человека и гражданина не исключает  и самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой подход расширяет возможности человека и гражданина в отстаивании своих прав и свобод. Сюда можно отнести обращения в средства массовой информации, использование различного рода общественных объединений (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллективу, различного рода собраниям граждан с целью привлечь внимание к нарушению своих прав и свобод. Апелляция к общественному мнению является важным средством, дополняющим гарантии защиты прав человека.

Определенную роль в защите прав и свобод человека играет правозащитное движение, т.е. коллективные действия в форме различного рода объединений для защиты прав и свобод либо как общей задачи, либо как целевой задачи обеспечения интересов определенных категорий населения (инвалидов, детей- сирот, политических заключенных и т.д.).

 Таким образом, права  человека и гражданина могут  быть обеспечены только комплексным  юридическим механизмом защиты  прав граждан.

 

2.2. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти

Статья 45 Конституции РФ устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

В зарубежных странах накоплен большой опыт создания и функционирования разветвленной системы органов, а также институтов, содействующих обеспечению охраны прав и свобод граждан, провозглашенных в конституциях и закрепленных во внутреннем законодательстве.

Важным инструментом охраны прав личности, одной из организационно- правовых гарантий их защиты выступает  право на подачу обращений. Граждане могут обращаться в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, к Президенту страны, в органы прокуратуры, к омбудсмену, использовать формы общественного контроля.

Вместе с тем в функции  всех указанных органов входит защита прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как  по собственной инициативе, так и  по требованию гражданина, который  наделен правом самостоятельно осуществлять защиту нарушенных прав и свобод.

В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ гарантом прав и свобод человека является Президент России. Функцию гаранта Президент реализует как непосредственно в своей деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности. Конституция не содержит более конкретных указаний на то, в каких формах должна осуществляться эта деятельность.

Для усиления гарантий соблюдения прав граждан в 1993 г. была создана  Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Она осуществляет свою работу на основе Положения в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов. Основной задачей Комиссии является содействие реализации полномочий Президента России как гаранта основных прав и свобод человека.

Комиссия сосредотачивает  свою работу не на рассмотрении жалоб  отдельных лиц (для этого, по мнению В.А. Карташкина, существуют органы исполнительной власти, включая специальное Управление в Администрации Президента России), а на расследовании случаев систематических и грубых нарушений основных прав и свобод российских граждан. По этим фактам Комиссия принимает рекомендации и заключения и направляет их соответствующему государственному органу, в компетенцию которого входит решение данного вопроса.

Комиссия высказалась  за создание общественных комиссий по правам человека во всех регионах нашей  страны в целях фокусирова-ния региональных проблем, касающихся защиты прав граждан.

При реализации своих полномочий Комиссия имеет право запрашивать  от государственных органов и  должностных лиц любые сведения, материалы, документы, необходимые  для выполнения возложенных на нее  задач; проводить проверку работы государственных учреждений, относительно которых имеется информация о массовых либо грубых нарушениях прав человека; получать объяснения от любых должностных лиц по вопросам компетенции Комиссии.

По результатам своей  деятельности Комиссия составляет специальные  и ежегодные доклады о соблюдении прав человека и направляет их Президенту РФ.

Важным структурным звеном Администрации Президента является Управление Президента РФ по работе с  обращениями граждан (далее —  Управление), действующее на основе Положения.

Основные функции Управления — централизованный учет письменных и устных обращений граждан РФ, государств — участников СНГ, иностранных  граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, в адрес Правительства РФ и  Администрации Президента РФ; обеспечение  рассмотрения обращений граждан;

анализ и обобщение  вопросов, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; подготовка на основе анализа и обобщения  обращений граждан предложений  по устранению причин, порождающих  обоснованные жалобы; информирование Президента РФ, Правительства РФ, руководителя Администрации Президента РФ о количестве и содержании обращений граждан, принятым по ним мерам.

Так, Управление подготовило  аналитический обзор почты главы  государства за 1996 г. Политические и социально-экономические особенности года нашли отражение в 346 тысячах обращений россиян к Президенту РФ и Правительству страны. Увеличение почты в 1,4 раза по сравнению с 1995 г. свидетельствует о возросшем стремлении граждан донести до руководства страны мысли и суждения, интересы и проблемы. При этом динамика поступления обращений прямо связана с восприятием авторами явлений и процессов, происходящих в обществе. Количество обращений, касающихся политических вопросов, составляет наиболее весомый процент—17,1.

      Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. было образовано Главное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантий прав граждан, на которое ныне возложены функции приема граждан и оказание содействия в восстановлении их нарушенных прав. Данное управление принимает меры по созданию условий для решения Президентом РФ вопросов гражданства РФ и предоставлении политического убежища; награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий РФ; осуществление Президентом РФ помилования; защиты Президентом РФ интересов лиц, проживающих на территории России и за ее пределами и т.д.

Информация о работе Прав и свобод граждан в исполгительной власти