Прав и свобод граждан в исполгительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

Права человека - сложная и емкая категория. Большой юридический словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».

Вложенные файлы: 1 файл

дипл скан.docx

— 145.04 Кб (Скачать файл)

б) явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе;

в) при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

г) сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;

д)сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию;

е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2- недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву  на военную службу и выезжающие в  период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Граждане, получившие мобилизационные  предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

Граждане, подлежащие призыву  на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского  учета и офицеры запаса обязаны  лично являться в военные комиссариаты.

Органы внутренних дел  при регистрации или снятии с  регистрационного учета граждан  по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих  на воинском учете, сообщают о них  в соответствующие военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, и после постановки этих граждан на воинский учет (снятия с воинского учета) производят их регистрацию или снятие с регистрационного учета.

В паспорте гражданина Российской Федерации военным комиссариатом  делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.

Юридические обязанности  являются необходимым компонентом  взаимоотношений государства и человека по поводу его прав. Создание и поддержание равновесия в обществе требует не только уважения прав человека со стороны государства, но и выполнения гражданином определенных обязанностей. Чрезмерное внимание к правам человека и отрицание человеком своих обязанностей ведет к дисбалансу во взаимоотношениях человека и государства.

Таким образом, следует признать справедливым возникший еще в  советское время тезис о взаимной ответственности государства и гражданина, поскольку «нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Способы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти

2.1. Законодательные  гарантии прав и свобод человека  и гражданина в сфере исполнительной  власти

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования  всеми основными правами и  свободами. Государство же, в свою очередь, обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами.

Конституционные гарантии - это предусмотренные основным законом средства, способы, механизмы, которые обеспечивают осуществление конституционных прав и выполнение основных обязанностей человека по отношению к обществу, государству, коллективам, другим лицам, делают эти права и обязанности реальными.

Гарантии - это один из важнейших  вопросов проблемы правильного применения правовых норм (П.Е.Недбайло), законности (М.С.Строгович) и многих других процессов правовой деятельности (Л.Д.Воеводин).

Одной из важнейших гарантий, установленных самой Конституцией, является названное выше непосредственное действие положений о конституционных правах и свободах. Защищая их, человек, гражданин, юридическое лицо могут непосредственно ссылаться на Конституцию (В.И.Чиркин).

Гарантии конституционных  прав нередко подразделяют на экономические, политические и юридические.

В демократических странах  социально ориентированной рыночной экономики основными материальными гарантиями прав и свобод считаются возможность обладания собственностью, свобода выбора занятий, а в современных условиях - также социальная деятельность государства, оказание материальных услуг населению.

«Лишь человек, обладающий собственностью, свободный в выборе своей деятельности, может по своей воле, независимо реализовывать свои права. Эти права  реализуются при материальной поддержке  государства». Конституция России предусматривает  государственные пенсии, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. д.

Основной политической гарантией является власть народа, что конкретно выражается во всеобщем и равном избирательном праве, позволяющем народу (корпусу избирателей) на регулярно проводимых свободных выборах определять, какие партии и должностные лица в период до следующих выборов будут руководить государством и обеспечивать права граждан.

В демократических странах  большое внимание уделяется детальной  разработке юридических гарантий. Наиболее общей гарантией такого рода является существование правового государства. В России юридические гарантии еще полностью не отработаны. Недостаточная правовая и политическая культура не только населения, но и самих представителей и органов государственной власти, ведет ко многим нарушениям прав человека. Тем не менее процесс становления правового государства в России идет, разрабатываются и постепенно внедряются необходимые юридические гарантии.

Важнейшее значение в этом отношении имеют способы осуществления конституционных прав и свобод: явочный порядок, заявительный порядок, регистрационный порядок, разрешительный порядок, режим судебных санкций.

При явочном порядке для осуществления предусмотренных Конституцией прав можно непосредственно, без каких-либо уведомлений или разрешения мэрии, например, проводить собрание в закрытом помещении или публиковать статью с критикой деятельности правительства.

Заявительный порядок предполагает заблаговременную, в предусмотренный законом срок, информацию соответствующих государственных органов, а иногда предприятий, организаций (например, при забастовке) о намерении осуществить то или иное конституционное право. При этом согласия или разрешения последних не требуется. Такой порядок установлен, например, для отдельных видов публичных собраний. Некоторые конституционные права могут осуществляться только после соответствующего разрешения. Разрешительный порядок предполагает, что то или иное конституционное право может осуществляться лишь тогда, когда сделана соответствующая заявка и получено разрешение властей (мэрии, милиции и др.). Так, хотя в актах, регулирующих политические демонстрации, речь идет о заявлениях, на деле установлен разрешительный порядок. Выдавая разрешение на проведение политических демонстраций, мэрия устанавливает максимум числа участников, определяет маршрут и т. д. При нарушении маршрута милиция вправе рассеять демонстрацию.

Регистрация имеет в различных ситуациях неодинаковое значение. При явочном порядке регистрация имеет преимущественно техническое значение, роль учета состоит в основном в проверке правильности оформления документов, соответствия их закону. В других случаях регистрация выполняет преимущественно разрешительные функции: без лицензии осуществлять определенную деятельность нельзя.

Режим судебных санкций может быть реализован по-разному. Возможно наказание по суду организаторов незаконной демонстрации, не получивших требуемого по закону разрешения; организаторов собрания на площади, не подавших заранее уведомления, в результате чего на несколько часов было дезорганизовано движение транспорта; автора, опубликовавшего в явочном порядке клеветническую статью.

Первостепенное значение для защиты конституционных прав имеет судебный порядок. Граждане могут обращаться в суды общей юрисдикции (например, при отказе зарегистрировать политическую партию), в арбитражный суд (в связи с правом на частную собственность), в Конституционный Суд РФ (с жалобой на решение нижестоящего суда по вопросу о субъективных конституционных правах).

Обеспечению конституционных  прав человека в России служит деятельность президента как "гаранта прав и свобод человека и гражданина" (статья 80 Конституции), Уполномоченного по правам человека, прокуратуры, других общественных организаций.

Конституционные права могут  защищаться самими гражданами (например, необходимая оборона при покушении на неприкосновенность личности, жалоба в административные органы, обращение к средствам массовой информации). Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый житель Российской Федерации в соответствии с международными договорами вправе обращаться в международные органы по защите прав человека (например, в Комитет ООН по правам человека, Европейский суд в Страсбурге).

Гарантированность прав и  свобод - это своеобразный внешний  механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Защита прав человека и гражданина неотделима от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социально-экономических, культурных.

По мнению Л.Д.Воеводина, гарантии могут быть рассмотрены  как один из элементов основ правового  статуса человека и гражданина. Провозглашенные в Конституции права, свободы и обязанности требуют определенных гарантий со стороны государства.

Гарантии - это самый подвижный  и динамичный элемент основ правового статуса личности. Гарантированность прав, свобод и обязанностей гражданина обеспечивает гарантированность правового статуса гражданина в целом.

В отечественной юридической  литературе охрана правового статуса  граждан вполне обоснованно рассматривается как проблема гарантий прав и свобод (Л.Д.Воеводин). Чаще всего речь идет о гарантия прав и свобод и реже о гарантиях обязанностей (Н.Г.Александров, С.Г.Березовская, В.Н.Скобелкин). Гарантии для обязанностей особенно важны тогда, когда их осуществление непосредственно связано с реализацией прав и свобод.

Проблемы гарантий применения правовых норм, соблюдения законности и реализации прав, свобод и обязанностей имеют между собой много общего. В тоже время, гарантии конституционных  прав, свобод и обязанностей, в том  числе и в сфере государственного управления, имеют свою специфику.

Гарантии - это не самоценное явление, они нужны для претворения  в жизнь прав, свобод и обязанностей. Соответственно они должны соотноситься с определенными формами реализации прав и свобод и осуществления  обязанностей.

Содержание гарантий может  быть сведено к их охране, «если  под словом «охрана» понимать не только их защиту от возможных посягательств  и нарушений, но обеспечение обладания и пользования этими правами. Видимо, будет точнее говорить, что назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод».

Назначение гарантий прав и обязанностей граждан в сфере  государственного управления будет, в первую очередь, заключаться в создании условий для реализации гражданами и должностными лицами прав и осуществления ими обязанностей, а также в установлении ответственности и применении вытекающих из нее мер к лицам, не выполняющих своих обязанностей и нарушающих права и законные интересы других граждан (Н.А.Боброва).

В юридической литературе под гарантиями понимаются условия  и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого (Н.В.Витрук, А.В.Мицкевич). В системе гарантий конституционных прав и свобод выделяют условия и средства реализации конституционных прав и свобод. В целом. Гарантии могут быть определены как «система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека и гражданина». Гарантии призваны заставить государство исполнять свои обязанности в сфере реализации прав граждан. Реальность прав и свобод человека и гражданина проявляется через реальность гарантий этих прав и свобод.

Конституция и другие нормативные  акты Российской Федерации законодательно закрепляют основные условия и средства обеспечения и реализации прав и свобод. Статья 2 Конституции прямо возлагает на государство обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Прав и свобод граждан в исполгительной власти