Прав и свобод граждан в исполгительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:23, реферат

Краткое описание

Права человека - сложная и емкая категория. Большой юридический словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».
Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».

Вложенные файлы: 1 файл

дипл скан.docx

— 145.04 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1 Основы правового положения граждан в сфере исполнительной власти

1.1.Социально-правовой механизм реализации прав и свобод

граждан

Права человека - сложная  и емкая категория. Большой юридический  словарь 1998 года определяет права человека как «понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».

Г.Н.Комкова предлагает в качестве современной интерпретации прав человека рассматривать «социальные возможности пользоваться материальными и социальными благами» и относит к данной категории «такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице».

Таким образом, категория  «права человека» охватывает те общественные отношений, которые определяют как  место человека в обществе, так  и параметры реализации каждым индивидом своих возможностей. Совокупность норм, определяющих сущность данных общественных отношений, представляет собой комплексный государственно-правовой институт прав человека (О.В.Шудра).

Традиционным для научных  работ и нормативно-правовых актов  стало деление прав человека на основные (общепризнанные) права человека и  прочие права, не включенные в международные  юридические документы. Последнее  обстоятельство не может служить  основанием для умаления или ограничения  данных прав.

Категория «права гражданина»  уже категории «права человека», поскольку охватывает такие права, которые государство гарантирует только своим гражданам. В тоже время «гражданин в своей стране (как гражданин и как человек) должен обладать всеми общепризнанными правами человека, в то время как человек, не являющийся гражданином данной страны («просто человек»), в этой стране не обладает набором прав, гарантированных ее гражданам». Говоря о правах и обязанностях граждан, мы будем иметь ввиду субъективные права и юридические обязанности граждан Российской Федерации. По определению Н.И. Матузова, «субъективное право - это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса». Субъективное право предполагает:

    1. возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;
    2. возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;
    3. возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своих обязанностей (притязание);
    4. возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Н.И.Матузов представляет права человека как совокупность права- поведения, права-требования, права-притязания, права-пользования. Таким образом автор дополнил систему, предложенную Л.С.Явичем, выделявшим три элемента прав человека: право на собственные действия, право на требования и право на защиту. Осуществляя субъективное право, каждый индивид может притязать как на определенный минимум социальных благ и определенное поведение других субъектов правоотношений, так и на гарантированную защиту своих интересов.

Положения Конституции РФ определяют особое место человека, его прав и свобод в системе  конституционных отношений, выдвигают  защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции  РФ «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства». Развитие этого тезиса должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности. Общие ценностные подходы к охране и защите прав человека и гражданина сформулированы в ст. 1 Конституции, провозгласившей Россию демократическим правовым государством.

Поскольку Россия претендует на статус социального государства, государственная политика в РФ должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Защита прав человека и  гражданина неотделима от всего комплекса  их взаимоотношений с властными  структурами и возможна лишь в  контексте принципов правового  и социального государства. Такое  государство должно создать механизмы, которые обеспечат переход от декларации к реальному воплощению и позволят осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека. «Эти механизмы в равной мере значимы и для индивида, стремящегося к защите своих прав, и для властных структур, для которых соблюдение и защита прав человека - конституционная обязанность. Такие механизмы выступают как юридические гарантии, обеспечивающие охрану и защиту прав граждан».

Как отмечает С.С.Алексеев, реализация прав и свобод может выражаться в  форме фактического правообладания, пользования ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения.

Реализация прав, свобод и обязанностей представляет собой  сложный со- циально-юридический механизм. Этот механизм не может быть определен как «только правовой», поскольку реализация норм права требует обязательного включения социальных рычагов. Замыкание права на праве приводит к появлению правовых гарантий, не обеспеченных организационно, финансово и т.п. Осмысливая возможность реализации того или иного субъективного права необходимо принимать во внимание уровень правосознания граждан, особенности правовой культуры общества, психологические установки человека, степень его социализованности и т.д.

Форма реализации прав граждан  и их особенности. Полномочия государственных и общественных структур, их отдельные звенья в деле осуществления прав и свобод личности представляют научный и практический интерес. Однако само по себе наделение тех или иных органов власти соответствующей компетенцией вовсе не означает, что права и свободы как бы автоматически претворяются в жизнь. Для этого необходимо предусмотренное Конституцией и законом функционирование всех правоохранительных систем, и, естественно, в первую очередь государственных, а также активность самих граждан и их объединений.

Механизм реализации прав и свобод — это сложный и многосторонний как в организационно-политическом, так и в юридическом отношениях организм. Во всей полноте эта проблема требует отдельного, самостоятельного исследования, невозможного в рамках данной работы. Здесь же ограничимся лишь тем кругом вопросов, без анализа которых предпринятая работа могла бы показаться незавершенной.

Первоочередным в данном случае является вопрос о том, что  следует подразумевать под понятием реализации прав и свобод личности. Это не только закрепление соответствующих  полномочий за органами государственной  власти, но и процедурно-правовой механизм их осуществления. Механизм реализации раскрывается через упорядоченность, структуру (субъекты, объекты, характер связей между ними), разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы, условия и гарантии осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости.

Механизм реализации, взятой не в статике, а в динамике, по мнению Л.Д.Воеводина, потому так и  называется, что он символизирует  движение. Фактически этот механизм превращает права и свободы, заключенные в конституционной модели конкретных юридических возможностей, в действенное их осуществление.

В конституционном тексте суть механизма реализации прав и  свобод обозначается по-разному: "гарантируется", "охраняется", "не допускается", "запрещается", поощряется", "обеспечивается" и пр. Все эти термины отражают активную деятельность государственных и общественных структур о реализации прав и свобод и символизируют механизм их осуществления. Законодатель, используя те или иные термины, желает подчеркнуть определенную сторону механизма реализации прав и свобод. Им употребляются различные термины: от универсальных - "гарантируется" до специальных - "компенсируется, возмещается". Все это определяет способы, методы и средства осуществления прав и свобод.

Каждое из приведенных  обозначений непосредственно вытекает из требований законодательной техники, несет определенную смысловую нагрузку.

Реализация правовых норм (в данном случае, прав и свобод) со словом "результат" имеет один и тот же смысловой корень. В  первом случае речь идет об осуществлении  записанных в конституции возможностях приобрести те или иные социальные блага, во втором же - имеется в виду итог, фактическое пользование ими. Однако между этими двумя словами, символизирующими пользование правами  и свободами, как правило, есть некий  правовой "зазор", для преодоления  которого нужен механизм, способный  обеспечить эффективный переход от одного к другому.

В свое время в юридической  науке развернулась острая дискуссия: имеют ли конституционные права  и свободы граждан субъективный характер, или, напротив, они представляют элементы общей правоспособности. Сейчас, когда в конституции четко и ясно сказано, что основные права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие, прежний спор утратил свою актуальность. Вместе с тем данное положение конституции может породить другую крайность: будто все записанные в ней права и свободы действуют непосредственно и для их осуществления нет нужды создавать специальный механизм их реализации. Однако это не так.

Действительно, есть некоторые  права человека, которые не нуждаются  в нем. Для фактического пользования  ими вполне достаточно, чтобы в  стране поддерживался твердый и  эффективный общественный порядок  и незыблемая законность (верховенство закона). Потребность в правозащитном  механизме возникает для них  лишь тогда, когда они нарушаются. Так, в ст. 21 Конституции РФ записано, что "достоинство личности охраняется государством" и "ничто не может быть основанием для его умаления". Здесь право на достоинство вытекает из самого конституционного текста, и для его осуществления нет необходимости создания какого-либо организационного или правового механизма. Другое дело, когда это право нарушается, тогда необходим правозащитный механизм. Лицо, чьи права нарушены незаконными действиями чиновника, может обратиться в порядке, установленном федеральным законом, к примеру, в суд. Есть и другие права и свободы, реализация которых происходит вне действия правозащитного механизма. Тут вполне достаточно обычной позитивной деятельности государственных и общественных структур.

Большинство же основных прав и свобод не могут обойтись без  специального правореализующего механизма, который призван обеспечить их в процессе правоприменительной деятельности. Поскольку таких прав и свобод абсолютное большинство, постольку на организационном и правовом механизме их реализации следует специально остановиться.

Правоприменение - большая  и сложная проблема теории государства  и права. Ее анализу посвящено  немало трудов. Одна из наиболее капитальных работ - "Применение советских правовых норм" - принадлежит академику Украины П.Е.Недбайло, опубликована в 1960 г. В этой монографии автор, обобщая теорию, законодательство того времени и практику его осуществления, выделяет в процессе правоприменительной деятельности государства реализацию прав и обязанностей граждан, при этом подчеркивая как их единство, так и различия. Единство состоит в однородности этапов правильного применения правовых норм, различия же - в содержании правоприменительной и правореализующей деятельности государственных органов.

Реализация прав и свобод осуществления в процессе правоприменительной деятельности. В ходе правоприменения реализация прав и свобод означает деятельность государственных и общественных структур, направленную на точное и неуклонное исполнение велений, выраженных в применяемой правовой норме, закрепляющей соответствующие юридические возможности граждан.

Под правом (свободой) человека и гражданина понимается возможность избирать вид и меру поведения в рамках границ, очерченных правовой нормой, содержащейся в Конституции или законе. В этой деятельности по применению норм права, в особенности реализации прав и свобод, можно отметить следующие стадии:

1) установление общих  признаков носителей прав и  свобод личности, ее правосубъектности;

2) закрепление фактического  состава правоотношения и выделение  из него юридически существенных элементов (признаков);

          3)установление соответствующей данному фактическому составу нормы права;

         4)толкование законов и нормативных актов о правах и свободах;

        5)восполнение пробелов в законодательстве, относящихся к правам и свободам;

        6)выработка конкретного решения, охватывающего фактический состав юридического отношения;

7) обеспечение соблюдения  прав и свобод (различные формы  контроля и надзора).

Остановимся в отдельности  на каждой из этих стадий.

Установление  общих признаков носителей прав и свобод личности, ее правосубъектности. Элементами правового статуса являются гражданство и общая правоспособность. Поэтому отправным моментом для реализации прав и свобод личности служит выяснение, состоит ли лицо в гражданстве Российской Федерации или оно является иностранцем, лицом без гражданства. От этого зависит способность человека иметь права и свободы, объем возможности их практического осуществления.

Информация о работе Прав и свобод граждан в исполгительной власти