Управление закупками предприятия промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ управления снабжением, анализ системы управления закупками.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить экономическую сущность и особенности управления закупками на предприятии;
исследовать формы и методы снабжения предприятия материальными ресурсами;
провести анализ системы управления закупками;

Вложенные файлы: 1 файл

Upravlenie_zakupkami_predpriatia_promyshlennosti.doc

— 954.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Целью работы является изучение теоретических основ управления снабжением, анализ системы управления закупками.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

    • изучить экономическую сущность и особенности управления закупками на предприятии;
    • исследовать формы и методы снабжения предприятия материальными ресурсами;
    • провести анализ системы управления закупками;
    • разработать рекомендации по совершенствованию системы управления закупками на предприятии;
    • оценить эффективность новой системы управления закупками на предприятии.

Объект исследования – ОАО «Новогрудский винзавод».

Предметом исследования является процесс управления закупками на предприятии.

Методологической базой послужили труды ведущих отечественных и зарубежных авторов в области материально-технического снабжения деятельности предприятия, таких как: Афанасьева Н.В., Балашевич М.И., Баско И.М., Висюлин Ф.П., Дилфорт Д., Кирсанов В.Н., Фатхутдинов Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начиная с семидесятых годов двадцатого столетия, наблюдается возрастание значимости закупок в деятельности предприятий, особенно в промышленно развитых странах. Из преимущественно канцелярской, рутинной функции закупки превращаются в функцию большой стратегической важности, осуществляемую, как правило, на принципах долгосрочных партнерских взаимоотношений. Тенденция, существенно изменившая место и содержание закупочной деятельности на промышленных предприятиях, во многом формируется под воздействием следующих основных факторов:

– постоянный рост удельного веса затрат на приобретаемые материально-технические ресурсы в общем объёме затрат промышленных предприятий;

– повышение уровня технической сложности закупаемых продуктов и компонентов, а также увеличение сложности освоения их производства предприятиями - поставщиками;

– усиление специализации при производстве промышленной продукции и возрастание доли связей по технологической кооперации в системе связей по поставкам продукции производственно-технического назначения;

– увеличение частоты смен базовых моделей продукции, производимых промышленными предприятиями;

– усиление конкурентной борьбы на рынках товаров производственного назначения, требующей повышения качества закупаемых исходных ресурсов для производства конкурентоспособного конечного продукта;

– активизация использования предприятиями в своей коммерческой деятельности логистических технологий, требующих нового, более высокого уровня взаимодействия поставщиков с предприятиями - покупателями;

– всё более широкое применение маркетинговых подходов при осуществлении закупочной деятельности промышленных предприятий;

– рост значения и расширение практики использования конкурентных закупок в коммерческой деятельности промышленных предприятий;

– активизация использования в закупочной деятельности методологии прокьюремента и, как следствие, повышение внимания к коммуникационным технологиям, способствующим привлечению поставщиков к участию в конкурентных закупочных процедурах;

– расширение практики формирования предприятиями - покупателями (фокусными предприятиями) управляемых ими цепей поставок;

– ориентация всё большего числа предприятий - покупателей на установление длительных взаимоотношений с ограниченным количеством тщательно отобранных, внушающих доверие поставщиков.

Таким образом, от того, насколько правильно предприятие организует систему управления закупками, зависит вся дальнейшая деятельность и успешное развитие предприятия.

Целью работы является изучение теоретических основ управления снабжением, анализ системы управления закупками.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

    • изучить экономическую сущность и особенности управления закупками на предприятии;
    • исследовать формы и методы снабжения предприятия материальными ресурсами;
    • провести анализ системы управления закупками;
    • разработать рекомендации по совершенствованию системы управления закупками на предприятии;
    • оценить эффективность новой системы управления закупками на предприятии.

Объект исследования – ОАО «Новогрудский винзавод».

Предметом исследования является процесс управления закупками на предприятии.

Методологической базой послужили труды ведущих отечественных и зарубежных авторов в области материально-технического снабжения деятельности предприятия, таких как: Афанасьева Н.В., Балашевич М.И., Баско И.М., Висюлин Ф.П., Дилфорт Д., Кирсанов В.Н., Фатхутдинов Р.А.

 

1 МЕСТО И РОЛЬ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

1.1 Экономическое содержание закупочной деятельности на предприятии

 

Рациональная организация закупок в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение закупок в системе управления предприятием.

Закупочная деятельность предприятия - деятельность предприятия - покупателя по приобретению исходных факторов производства на рынке поставщиков. Закупочная деятельность это достаточно динамично развивающаяся сфера коммерческой работы промышленного предприятия, и за рубежом она прошла целый ряд этапов своего развития. Только за последние сорок лет в теории закупок сменились семь основных философских концепций, отображающих эволюцию подходов к логике и содержанию закупочной деятельности промышленных предприятий [6, c. 223].

В рамках решения поставленных задач, рассмотрим основные этапы развития закупочной деятельности в нашей стране (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Этапы развития закупочной деятельности

Этапы

Характеристика

Вклад в экономику предприятия

1

2

3

 

Этап 1. Плановое снабжение: до начала перестройки.

Канцелярская работа в условиях тотального дефицита. Снижение издержек и развитие потенциала экономии – формальные лозунги.

Отсутствует или низкий. Небольшая экономия 2–5 % благодаря консолидации.

Этап 2. Хаос: начало перестройки – дефолт.

Непланируемые, бессистемные закупки по мере возникновения потребности или из спекулятивных целей.

Как правило, экономические потери и редкие спекулятивные выигрыши.

Этап 3. Развитие: период стабилизации экономики после дефолта.

Формирование базы поставщиков, начало использования конкурентных закупок предприятиями негосударственного сектора. Направление на снижение издержек

и реализацию потенциала экономии.

Снижение издержек по закупкам на величину до 15 %. Снижение первоначальной стоимости закупаемых ресурсов на 1–10 %.

Этап 4. Зрелость I: начало стабильного экономического развития

Начало управления базой поставщиков. Продолжение роста доли конкурентных закупок в закупочной деятельности негосударственных предприятий.

Дальнейшее снижение издержек при усилении конкуренции между поставщиками и эффект длительного взаимодействия с контрагентами.


 

Этап «Зрелость» развития закупочной деятельности в нашей стране будет представлен, по нашему мнению, двумя его ступенями, в связи с тем, что достаточно быстро догоняя в области организации закупок, наиболее экономически продвинутые страны, вошла в этап «Зрелость I» с большим количеством проблем и нерешённых практических и теоретических задач в этой сфере, а также с достаточно низким уровнем профессиональной подготовки работников закупочных служб промышленных предприятий.

Тормозит развитие закупочной деятельности в хозяйственной практике промышленных предприятий и отсутствие должного внимания к ней со стороны современной экономической науки. Например, рыночная коммуникационная составляющая закупок, без которой, как показывает анализ тенденций развития закупочных процессов в промышленно развитых странах, повышение результативности коммерческой работы промышленных предприятий в современных условиях становится практически невозможным, в теоретическом плане исследована явно недостаточно, что сдерживает практическое внедрение адекватных закупочных технологий.

Переход к этапу «Зрелость II», который по содержанию будет включать в себя создание и управление цепями поставок и координацию деятельности поставщиков посредством формирования их интегрированных ассоциаций для промышленных предприятий дело несколько отдаленного будущего. Однако следует отметить, что Беларусь может пройти этот путь достаточно быстро, так как она имеет возможность воспользоваться опытом стран, уже прошедших его, и, следовательно, избежать ошибок, допущенных ими в этом процессе, а также применять на практике новейшие зарубежные научные разработки в области организации закупочной деятельности и управления цепями поставок.

В последнее время в Беларуси наблюдается рост интереса предприятий негосударственного сектора к использованию конкурентных процедур при организации своей закупочной деятельности. Подобная тенденция объясняется, в частности, тем фактом, что при правильном проведении конкурентных закупок достигаемая экономия средств заказчика может составлять в среднем от 5 до 15 %, а по утверждениям зарубежных специалистов до 40 %. По данным консалтинговых фирм число обращений негосударственных предприятий к консультантам по вопросам регламентирования закупок и организации проведения конкурентных закупочных процедур ощутимо растёт, что также подтверждает наличие вышеназванной тенденции [3, с. 25].

Предметом закупок служат средства производства или материальные ресурсы, потребляемые в процессе производства. Они подразделяются на предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и тому подобное) и средства труда (машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и тому подобное) [15, c. 9].

Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под закупочной деятельностью предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно - хозяйственной деятельности. От организации закупок, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия [14, с. 223].

Хорошо организованная закупочная деятельность оказывает большое влияние на все стороны производственной и финансовой деятельности предприятия. Нарушение ритмичности закупок не позволяет вести нормальное производство, вызывает простои предприятий, цехов, участков – снижает эффективность материального производства.

Правильная организация закупок способствует повышению технического уровня производства, быстрейшему внедрению и освоению новых видов техники, оборудования, усовершенствованию всех технологических процессов, укреплению финансово-экономического положения предприятия [2, c. 10].

В закупках, как в любом производственном процессе, участвуют: труд рабочих и служащих (транспортировка, погрузка, разгрузка, хранение, расфасовка, учет), средства труда (склады, хранилища, транспортные средства, машины, механизмы, оборудование, инвентарь, вычислительная техника), предметы труда (топливо, горючее, ремонтные, упаковочные, строительные материалы) [9, с. 11].

Конечной целью закупочной деятельности должно быть увеличение прибыли предприятия. Предпринимателю, никогда не упуская из виду эту цель, следует сосредоточить все усилия на том, чтобы сделать выбор тех материалов, услуг и источников снабжения, которые лучше всего удовлетворяют его потребности при наименьших издержках и надлежащем качестве.

 

 

1.2 Формирование системы  управления закупками материальных  ресурсов

 

Закупка материальных ресурсов массового спроса является сложным процессом, приводящим как к высоким прибылям, так и к значительным потерям. В этой связи на предприятии обязательным является формирование системы управления закупками материальных ресурсов, включающей методы и формы закупок; отбор поставщиков; стратегии управления запасами продукции и другие.

Перечисленные компоненты являются основой для совершенствования подхода к управлению закупками и снабжением предприятия в конкретных условиях хозяйствования и позволяют повысить эффективность управления потребляемыми ресурсами.

Информация о работе Управление закупками предприятия промышленности