ЧОУ ВПО «Южно-Уральский 
институт управления и экономики»
                                
Кафедра  управления и бизнеса
 
 
                                     
 
 
                                       
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Маркетинг»
Тема: «Маркетинговые исследования»
 
 
 
 
 
     Выполнил:
  Студент гр.М-203
  Добосевич А.А
 
                                                                                                 
Проверил:
                                                                                                 
Позднякова Ж.С
                                  
                                                   
Челябинск
2013
 
2
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
МЕРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Цели, задачи и основные 
понятия маркетинговыхмисследований 
1.2. Содержаниеммаркетинговых 
исследований и методы сбора информации 
1.3. Этапы и организация 
маркетинговых исследований
1.4 Маркетинговая информационная 
система
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОСЕТЬ»
2.1 Характеристика ООО «Евросеть»
2.2 Маркетинговые исследования 
ООО «Евросеть»
Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
ВВЕДЕНИЕ
Маркетингмсловоманглийскогомпроисхождения,ассоциируемоемвмбольшинствемкнигмимучебныхмпособий, какмправило, смпонятиемм"рынок". 
Номболее правильныммбыломбымсчитатьммаркетинг,мкакмдеятельность 
по организации обмена,мтоместь торговли, 
подготовки и предложения товара для продажи. 
От английскогом"to market", чтомозначаетмторговать, предлагатьмдля продажи. Поэтомуммаркетингмрассматривается, 
какмкомплекс разнообразныхмвидов деятельностимвмпроцессемобмена, направленныймнамудовлетворениемнужд потребителейми превращениямих измпотенциальных 
покупателеймвмклиентов фирмы. 
«Маркетинг - вид человеческоймдеятельности, 
направленноймна удовлетворениемнуждмимпотребностеймсредствоммобмена»
«Маркетингмпредставляетмсобоймпроцессмпланирования имвоплощения замысла, 
ценообразования, продвижениеми реализациюмидей, товаровми услуг по средстваммобмена, удовлетворяющихмцелимотдельных лиц 
и организаций» 
Такиммобразом, маркетингмкак понятиемсвязан с деятельностью 
помизучению рынкамимрыночнымимотношениями.  
Маркетинговыйманализмпредполагаетммопределениемми оценкуммрынков предприятия 
и внешней среды маркетинга с целью выявления 
привлекательных возможностей, обнаружения 
трудностей и слабых мест в работе предприятия. 
Эффективный маркетинговыймманализмявляетсяммнеобходимымммусловием разработкимплановммаркетинговыхммероприятий, 
а также он выполняется в процессемихмреализации. 
Маркетингмявляется одним 
из видов управленческоймдеятельности 
и влияет на расширение производства и 
торговлимпутем выявления 
запросов потребителей и ихмудовлетворения. 
Онмувязывает возможности 
производствами реализации 
товаров и услугмс цельюмпокупкимпродукции потребителем. 
Маркетингмне начинается 
там, где завершается производство. Напротив, 
характер и масштабы 
4
производстваммдиктуютсямммаркетингом.ммЭффективноеммиспользование 
производственныхммощностей, нового высокопроизводительного 
оборудования и прогрессивноймтехнологии предопределяетсяммаркетингом. 
Объект - маркетинговыемисследования 
в организациях социальной сферы. 
Предметом исследования является 
порядок и организация проведения маркетинговых 
исследований
Цель - изучение порядка и этапов 
проведения маркетинговых исследований.
Задачи: 
изучитьмцели, задачи имосновные понятия 
маркетинговых исследований. 
Изучитьмсодержание имметоды маркетинговыхмисследований. 
Изучитьмэтапы и организациюммаркетинговыхмисследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
МЕРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    - Цели, задачи и основные понятия 
    маркетинговых исследований
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
- этомсистематическиймпоиск, сбор, анализ 
и представлениемданныхмимсведений, относящихся 
кмконкретной рыночнойммситуации,м сммкоторойммпришлосьмстолкнутьсямпредприятию. 
Маркетинговоемисследованиемможномтакже определить 
как систематический сбор, учет и анализ 
данных по маркетингу и маркетинговым 
проблемам в целях совершенствованиямкачествампроцедурммпринятиямрешениймимконтролямв маркетинговоймсреде. Имеется 
целый ряд аналогичных и иныхмопределений маркетинговыхмисследований. 
Основныемцелиммаркетингового 
исследования: уменьшить неопределенность 
иммминимизироватьмрискмвмпроцессемпринятиямуправленческихмрешений; следитьмзампроцессоммреализации маркетинговыхмзадач. 
Глобальныемцелиммаркетинговогомисследования 
- этоминформационное 
обеспечениеммаркетинга,мтомместьмсборммнеобходимойминформациимми аналитическое 
обеспечение, заключающеесямв использовании 
математических моделеймдляманализамданныхмимполучениямсмихмпомощьюмпрогнозовми возможностимпринятиямоптимальныхмрешений. 
Наммакроуровнемммаркетинговоемисследованиеммдолжномммвыявитьммми смоделироватьмзакономерностимимтенденциимразвитиямрынка, дать оценку 
рыночноймситуации,мопределитьмемкостьмрынкамимдатьмпрогнозмспроса. 
Наммикроуровнемдаютсяммоценки,ммосуществляетсямманализммимпрогноз собственныхмвозможностей 
фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), 
состояния и перспектив развития того 
сегмента рынка, намкотором этамфирма действует. 
Задачиммаркетинговыхмисследованийммогутмбытьмсамыми разнообразными 
и диктоваться потребностями разработки 
стратегии маркетинга, формирование 
6
ценовой,мтоварной,ммкоммуникационной,мсбытовойммполитикимимдругими аспектамимуправленияммаркетингом на 
предприятии. Можномвыделить лишь 
основныеммнаправлениямисследований,ммпоэтомуммпередммаркетинговым 
исследованиеммстоятмследующиемзадачи: 
Сбор, обработка, сводка и хранение 
информации; 
Анализмвлияниямглобальныхмсилмимфакторовммакросредыммаркетингамна деятельностьмфирмымимеемрезультаты; 
Исследованиемрынка - систематическиймколичественныймимкачественный 
анализмодногомили совокупностимрынковмдлямполученияминформациимо потенциале,мемкостимрынка,мхарактеристикахмконкурентноймсреды, ценах. 
Изучаются тенденции деловой активности 
и распределение долей рынка между конкурирующимимпредприятиями.мИсследуютсямрынкимтоваров и услуг 
в целом, а такжемлокальные и региональные 
рынки конкретных товаров и услуг. Объектами 
рыночного исследования являются тенденции 
и процессы развития рынка,мвключаяманализмизменениямэкономических,ммнаучно-технических, 
демографических,мэкологических,мзаконодательныхммимдругих факторов. 
Исследуются такжемструктура и география 
рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры 
рынка, состояниемконкуренции, 
сложившаяся конъюнктура, возможности 
и риски. Основными результатами исследования 
рынка являются прогнозымегомразвития, оценкамконъюнктурныхмтенденций,ммвыявление ключевыхмфакторовмуспеха. Определяются 
наиболеемэффективные способы 
ведения конкурентной политикимна рынке и возможности 
выхода на новые рынки,мосуществляетсямвыбормцелевыхмрынковмимрыночныхмниш. 
Исследованиемсобственныхммвозможностейммфирмы,ммеемпотенциаламми конкурентоспособности. 
Онамзаключается в 
оценке состояния конкурентов, их позиции 
на рынке в сравнении с позицией самой 
фирмы. Это позволит фирме правильномоценить ситуацию 
и ее развитие, что дает возможность получить 
определенноемконкурентноемпреимущество.мСмэтоймцельюманализируются 
сильные и слабые стороны конкурентов, 
изучаются занимаемая ими доля 
7
рынка,мреакциямпотребителеймнаммаркетинговыеммсредствамконкурентов, 
материальный,мфинансовый,мтрудовоймпотенциал,морганизациямуправления 
деятельностью. 
Анализмвоздействияммакросредыммаркетинга - анализмзаконодательных 
ограничениймдеятельности,мэкономическихмусловий, социально-культурных 
изменений, демографическихмтенденций, экологическихмпроблем. 
Анализмсистемымстимулирования 
сбыта и рекламы - преследует цель выявить, 
как, когда и с помощью какихмсредств лучше 
стимулировать сбыт товара, повысить авторитет 
товаропроизводителя, успешно осуществлять 
рекламные мероприятия. В качестве объектов 
исследования выступают: поведение поставщиков, 
посредников, покупателей, эффективность 
рекламы, отношение потребительскоймобщественности, 
контактымсмпокупателями.
Исследованиемтовара - этомопределениемсоответствия 
технико-экономических показателеймимкачествамтоварамм(тестированиеммтовараммимммупаковки), обращающегосямнамрынке, запросам 
и требованиям покупателей, анализ их 
конкурентоспособности.мОномпозволяет получить 
сведения о том, что хочет иметь потребитель, 
какие потребительские параметры он более 
всего ценит. Объекты исследования – потребительские 
свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, 
реакция потребителеймна новые товары, 
товарный ассортимент,ммупаковка,ммуровеньммсервиса,ммсоответствиеммпродукции законодательныммнормаммимправилам,мммперспективныеммммтребования 
потребителей.
Результатымисследованиймдаютмвозможностьммпредприятиюмразработать собственныймассортиментмтоваров, определить 
направление деятельности в зависимости 
от различных стадиймжизненногомцикламтовара. 
Исследованиемтовародвижениямимпродаж - этомисследование, 
преследующее цельмопределитьмнаиболее эффективные 
пути, способы и средства доведения товарамдомпотребителей 
имего реализации.мГлавнымимобъектами изучения 
8
выступают торговые каналы, 
посредники, продавцы, формы и методы продажи, 
издержкиммобращениям(сопоставлениемторговыхммрасходовмсмразмерами получаемой 
прибыли). Исследование включает анализ 
функций и особенностей деятельности 
различных типов предприятий оптовой 
и розничной торговли, выявлениеммихмсильныхммиммслабыхммсторон,мхарактераммсложившихся 
взаимоотношениймсмпроизводителями.мРезультатоммисследованияммбудет определениеммвозможностимммувеличенияммтоварооборотаммпредприятия, 
оптимизациямтоварныхмзапасов, разработкамкритериевмвыборамэффективных каналовмтовародвижения, 
разработкамприемовмпродажимтоваровмконечным потребителям. 
Информационно-аналитическоемобоснованиемсегментамрынка (группировка 
и структуризация потребителей); 
Информационно-аналитическоемобеспечениеммразработкиммммтоварамми регулирование 
его жизненного цикла; 
Информационно-аналитическоемобеспечениемммммразработкиммстратегии маркетинга; 
Информационно-аналитическоемобеспечениемстратегического 
и оперативного маркетингового планирования; 
Информационно-аналитическоемобеспечениемконтроллинга; 
Информационно-аналитическоемобеспечениемммммценообразованиямммми регулирования 
цен; 
Учетмиманализмтоварооборота,мтоварныхмзапасов,миздержекмобращениями прибылимвмцеломмимпомэтапаммжизненногомцикламтовара; 
Характеристикамэффективностиммаркетингами маркетингового 
исследования, оценкамвкладамфирмы в решениемэкологическихмпроблем. 
Проведениеммаркетинговогомисследованиямцелесообразноммвмследующих случаях: 
Недостаточныймобъемминформации для 
принятия решения; Наличие 
9
внутреннихмпротиворечиймотносительномстратегии,мцелей,ммеханизмов их 
реализации; Ухудшение ситуации (потеря 
рынка, замедление товарооборота и т.д.); 
Изучениеммпричинммнеожиданногомуспеха;ммФормированиемновых стратегическихмилимтактическихмзамыслов. 
Маркетингмзанимаетсямисследованиемммповеденияммпотребителя,мкоторое включаетмегомпотребности имтребования. 
Принципиальноймособенностьюммаркетинговогомисследования, 
отличающей егомотмсборами анализа, внутренней 
и внешней текущей информации является 
его целевая направленность на решение 
определенной проблемы или комплекса 
проблемммаркетинга.мЭтамцеленаправленностьми превращает 
сбор и анализ информациимвммаркетинговоемисследование. 
Кмосновныммпринципаммпроведенияммаркетинговых 
исследований относятся объективность,ммнаучность,ммсистемность,мкомплексность,мдостоверность, 
эффективность. 
Принципмобъективностимозначаетмнеобходимостьмучетамвсехмфакторов и недопустимость 
принятия определенной точки зрения до 
завершения анализа всеймсобраннойминформации. 
Принципмнаучности,мт.е. объяснениемимпредсказаниемизучаемыхмрыночных явлений 
и процессов намоснове научных 
положений и объективно полученных данных,мамтакжемвыявлениеммзакономерностеймразвитиямэтихмявленийми процессов.