17
установитьмхарактерммпричинно-следственныхмсвязейммеждуммфакторами маркетингамимповедениеммисследуемогомобъекта.
Имитациямпредставляетмсобоймметодмсборамданных, генерируемыхмЭВМ с помощьюмзаранееммразработаннойммматематическоймммодели,мадекватно воспроизводящеймповедениемобъектамисследования. 
Достоинствомэтогомметодамсостоитмвмвозможностимоперативногоманализа множествамвариантовммаркетинговыхмдействиймимвыборамнамэтоймоснове наилучшего.
Кмнедостаткаммэтогомметодаммотносится,ммпреждемвсего,ммсложностьмми трудоемкостьмсозданиямсамойммодели,мтребующаямглубокогомизучения и формализациимпричинно-следственныхмсвязеймммеждуммвсемимфакторами маркетинга, 
егомвнешней среды 
и факторами, определяющими покупательское 
поведение. 
Нампрактикемсозданием такой модели 
нередко не представляетсямвозможным. 
Дажемеслимвозможностимфирмымпозволяютмсоздатьмтакуюммодель, томее разработкампотребуетмзначительных 
затрат, которые могут оправдать себя 
при наличиимпотребностимвмрегулярноммимчастом,мамтакжеммногократном 
ее использовании. 
Опросоммназываетсямпроцессмвыявленияммнениймимопределениямдействий опрашиваемыхмпутемммличногомдиалогамсмреспондентоммм(вопрос-ответ). 
Респондент - опрашиваемое лицо.
Достоинствоммэтогоммметодамсостоит,ммпреждеммвсего,ммвммпрактически 
неограниченноймобластимегомвозможногомприменения.ммТак,ммэтотмметод позволяет 
получить данные не только о текущем поведении 
объекта, но и о его поведениимвмпрошломмимнамеренияхмвмбудущем.
 
 
18
Опросыспрактическиснесимеютсальтернативысвстехсслучаях,скогдассфирма нуждаетсямвмминформацииммоммзнаниях,мубежденияхмиммпредпочтениях 
потребителей, о степени их удовлетворенности, 
об имидже фирмы и т.п. 
Этим,мпреждемвсего,мобъясняетсямширокоемприменениемпримпроведении маркетинговыхмисследованиймэтогомметода.мКмнедостаткаммэтогомметода относитсямотносительномбольшаямтрудоемкость 
и значительныемзатраты на проведениемопросов,мамтакжемвозможноемснижениемточностимполученной информации, 
обусловленноемнеправильными 
или искаженнымимответами. 
Подготовкампроведенияммсбораммминформациимммсмммпомощьюмммопросампредусматриваетмрешениемследующихмзадач: 
выбормспособамсвязимсмаудиторией; 
подготовкаманкеты; 
проведениемтестирования 
и доработкаманкеты. 
Различаютмтримосновныхмспособамсвязимисследователямсмобъектоммпри проведении 
опроса; по телефону, по почте и личное 
интервью. Каждый из этих способовмсвязимобладаетмопределеннымимдостоинствамимимнедостатками. 
Так,мдостоинствамимопроса (интервью)мпомтелефонумявляется относительно 
высокаямоперативностьмимдешевизнампроведениямопроса. 
Кмнедостаткаммэтогомметода относятся: 
возможностьмопросамтолькомтех,мумкогоместьмтелефон,мчтомнередкомне позволяетмобеспечитьмадекватностьмвыборки; 
относительномвысокаямвероятностьмполучениямотказамотмответов. 
Достоинствомопросампо почте, т.е.
Производимогомсммпомощьюммрассылаемыхмпоммпочтеманкет,мсостоитмв устранениимвсякогомвлиянияминтервьюера,ммвмобеспеченииммнаилучших 
19
предпосылокмдлямответовмнамвопросымличногоммхарактера,маммтакжеммв относительнойммдешевизнемммохватаммгеографическиммрассредоточенной 
аудитории. 
Кмнедостаткаммэтогомспособамотносятся: 
низкаямоперативность: 
возможностьмнемвозвратамзначительноймдолимразосланныхманкет (обычно 
исследователяммнемвозвращаетсямболеемполовинымразосланныхманкет)ми обусловленнаямэтиммвозможностьмсамоотборамопрашиваемых; 
Личноеминтервьюмпомправумсчитаетсямуниверсальным 
и самым популярным способоммсвязимсмобъектамимисследования, 
посколькумпозволяетмизбежать указанныхмвышемнедостатков,мприсущихмопросаммпомпочте и телефону. 
К достоинстваммэтогомспособамотносятся: 
относительномнебольшаямдолямотказовмотмответов, обеспечиваемая 
высокой квалификациейминтервьюеров; 
относительномвысокаямточностьмобследования, 
обеспечиваемая применением болеемсложных и длинных 
анкет (чем при опросе по телефону или 
по почте), чтомобусловленомвозможностьюммспособностьюммопытногоминтервьюера разъяснитьмвсемнепонятныемвопросы; 
возможностьмсовмещениямличногомопросамсмнаблюдением,мпозволяющая получить 
дополнительную информацию обмопрашиваемых. 
Основныммнедостаткоммличногомопросамявляетсямотносительноммбольшие организационныемусилия и материальные 
затраты на его проведение, а также возможностьмоказанияминтервьюероммвольного или 
невольного влияния на мнениемопрашиваемыхмпримналичиимумнегомопределенныхмпристрастий. 
Анализмрассмотренныхмвышемдостоинств и 
недостатков различных способов связимсмаудиторией,мсмодноймстороны,мамтакжемособенностей 
аудитории, содержаниямопросамимвозможностеймисследователей,мсмдругоймстороны, 
20
позволяетмвыбратьмнаиболеемрациональныймспособ связи 
с аудиторией при проведении опроса. Решение 
этой задачи позволяет исследователям 
приступить непосредственномкмразработкеманкеты,ммпредставляющеймсобоймперечень вопросов,мнамкоторыемопрашиваемомумпредстоитмдатьмответы. 
Анкетаммявляетсяммгибкиммминструментомммопроса,ммт.к.мдлямполучения необходимойсинформацииммогутмиспользоватьсямвопросы,мотличающиеся 
формой,мформулировками, 
последовательностью.мТак исследователи 
могут проводитьмкакмоткрытый, такмимскрытыймопрос. 
Примоткрытоммопросеммиспользуютсяммформулировкиммвопросов,ммясно отражающиемегомцель. Преимуществомтакогомопроса состоит 
в возможности исключитьмтрактовкимопрашиваемыммвопросов, не соответствующиемцелям исследования. 
Основным недостатком является стремление 
опрашиваемого в рядемслучаевмизбежатьмоткровенногомответа и, преждемвсегомнамвопросы личногомхарактера. 
Скрытыймопросмпозволяетмизбежать отмеченного 
выше недостатка, повысить степень искренности 
ответов, но может привести к нежелательным 
смещениям вмответахмвмсвязимсмнеправильноймтрактовкоймопрашиваемыммзаданного вопроса. 
Послемразработкиманкетымважномпровестимеемопробованиемвммреальных условиях, 
т.е. провести тестирование с ее помощью 
небольшого количества людей, относящихся 
кмтой жемкатегории, котораямподлежитмисследованию. 
Необходимостьмэтоймработы обусловлена 
стремлением исключить возможные двусмысленность,ммнедостаточнуюммясностьммдляммопрашиваемыхммили некорректностьмсмихмточкимзрениямвключенныхмвманкетумвопросов. Опыт 
показывает, что даже если разработка анкеты производилась  
высококвалифицированнымимимопытнымимспециалистами,меемопробование позволяетмиммвыявитьмотдельныемнедостатки и 
на этой основе произвести ее доработку, 
т.е. лучшемадаптироватьмеемкмподлежащеймопросумаудитории. 
21
Игнорированиемже этой работы 
может привести к неожиданным трудностям 
в сбореминформации, к 
искаженияммответов и дажемростумчисламотказов от участия 
в опросах. В конечном итогемэтомприводит к потерям, 
несоизмеримым смзатратамимнампроведениемпробногомтестирования.
Послемзавершениямсборамданных,маминогдамимвмпроцессемих поступления производитсямихмсистематизациямиманализ. 
Основнымми важнейшиммисточникоммвнутреннеймвторичнойминформации длямбольшинствамзарубежных фирм 
служит компьютер, вминформационную 
базумкоторогомвключаютсямвсемзначимые данные, 
отражающиемразличные функциимуправлениямдеятельностьюмфирмым(организациюммпроизводства, 
закупку,ммпродажу,ммуправлениемкадрами,ммфинансовуюмммаркетинговую 
деятельность и др.). 
Использованиемкомпьютерноймтехнологиимхранения и получения 
внутренней вторичной информации позволяет 
не только сократить трудовые затраты 
по ее сбору, номимобеспечитьмвысокуюмоперативностьмеемполучения. 
Несмотрямна заметноемразвитие процесса 
компьютеризациимуправленческой 
деятельностимнамотечественныхмпредприятияхмбольшаямчастьмвнутренней информации 
по-прежнему обрабатывается вручную, что 
значительно снижает оперативностьмеемсбора. Внешниемжемисточникимвторичнойминформации включают: 
материалымзаконодательногомиминструктивногоммхарактера,мпубликуемые государственнымимучреждениями,мв том числемфедеральными 
и местными (например,ммбюллетениммфондаммимущества,мбюллетенимгосударственной 
налоговойминспекции и т.д.); 
отчетымимдокладымкоммерческихмисследовательскихмцентров; изданияммнекоммерческихмммисследовательскихмморганизациймм(например отделений 
академий наук, университетов, институтов, 
материалы конференций, семинаров и т.д.); 
публикациимторговыхмимпромышленныхмассоциаций,мв т. ч. 
22
ассоциаций маркетингаммпомотдельныммвидамммпродукции (например, 
ассоциация товаропроизводителей, ассоциация 
рекламодателей и т.д.); 
журналымпомразличныммтовараммимтехнологиям; 
газеты; 
радиорекламу. 
Отбормвнешнихмисточников вторичной 
информации требует от участвующих вмнеммработниковмширокогомкругозора, глубокогомпониманиямисследуемой проблемымимнавыков вминформационно-поисковой 
работемс библиотечными 
каталогами. Сбормвторичнойминформации из 
внешних источников требует от занятыхмработниковмчеткогоммпредставлениямобммискомоймипинформации, 
навыковмммведениямммеемммбыстрогомммпоискамммпримммобязательном 
выполнениимусловиямегомтщательности. 
Систематизациямвторичнойминформациимпроизводится,мкак правило, после 
завершениямеемсборамизмвнутренних и 
внешних источников и направлена на облегчениемпроцессамеемпоследующегоманализа. 
Анализмвторичной информации 
включает оценку ее полноты, достоверности 
и непротиворечивости для решения поставленных 
перед исследователями задач. Положительнаямоценкамуказанныхмхарактеристикмвторичнойминформации позволяетмприступитьмкмееминтерпретации,мформулированиюмвыводовми разработке 
рекомендаций, направленных на достижение 
цели и решение задач маркетинговогомисследования. 
Вмслучаемжемнеудовлетворительноймоценки указанныхмвышемхарактеристикмвторичнойминформациимм(недостаточной 
полноты, достоверности или ее противоречивости) 
определяется потребность в дополнительноймпервичнойминформации. 
Следуетмотметить,мчтомпроцессманализамвторичнойминформациимиможет привестимкмуточнению,ммаминогдаммиммкмзначительноймммкорректировке 
 
23
сформулированной ранее проблемы 
и задач исследования, что свидетельствует 
обмитеративноммхарактеремпроцессаммаркетинговогомисследования.
1.3.мЭтапымиморганизацияммаркетинговыхмисследований
Можномвыделитьмследующиемосновные этапы 
маркетингового исследования: 
1)Постановкампроблемы.
2)Формулированиемцелей маркетинговогомисследования. 
3)Выбормметодовмпроведениямисследования. 
4)Представлениемполученныхмрезультатовмисследования. 
5)Обработкамданныхмимформированиемотчета. 
6)Постановкампроблемы. 
Выявлениемпроблеммимформулированиемцелейммисследованиямпоммправу считается 
важнейшим этапом исследования. Правильно 
выявленная проблема и точно сформулированная 
цель маркетингового исследования являются 
залогом егомуспешногомпроведения. Ошибкимже, допущенныемнамэтом этапе, могут 
привестимнеммтолькоммкммнеоправданныммммзатратамммнаммпроведение маркетинговыхсмисследований,мномимкмобострениюммистинныхммпроблем, связанныхмсмпотерямимвременимнамдвижениемпом"ложномумследу". 
Внемзависимостимотмтого,мпроводитмлимфирма исследование 
собственными силамимилимпривлекаетмкмегомпроведениюмстороннююморганизацию,ммк выявлениюсмпроблемммимформулированиюмцелеймисследованияммдолжны привлекатьсямспециалисты фирмы, 
а окончательные результаты этой работы 
должнымбытьмодобрены ее руководством. 
При этом на практике, как правило, возможнымдвемситуации: 
1)руководствомфирмымсамостоятельномопределяетмконкретнуюмпроблему и ставитмпередмисследовательскоймгруппоймцельмимзадачиммаркетингового 
исследования.мВмэтоммслучаемдеятельностьмисследовательскоймгруппы на