Принципмсистемностимвыделениеммотдельныхммструктурныхммэлементов, составляющихммявление,мммобнаружениемммиерархическоймммсвязиммми взаимоподчиненности. 
Принципмкомплексностимизучениемявленийми процессов во 
всей их полноте, взаимосвязимимразвитии. 
 
10
Принципмдостоверностимполучениемадекватныхмданных за счет 
обеспечения научныхмпринциповмихмсборамимобработки, исключениемтенденциозность 
в оценках,мтщательныймконтроль,миспользованиемЭВМмимсозданныхмнаукой инструментовмисследования. 
Принципмэффективностиммдостижениеммвыдвинутыхммцелей,мсоизмерение результатовмсмзатратами. 
Каждаямфирмамсамостоятельномопределяетмтематику и объем 
маркетинговых исследованиймисходямизмимеющихсямумнеемвозможностей 
и потребностей в маркетинговойминформации,мпоэтомумвидыммаркетинговыхмисследований, 
проводимыхмразличнымимфирмами,ммогутмбытьмразными. 
Исследованияммподвергаютсяммрынок,мконкуренты,ммпотребители,мцены, внутреннийммпотенциалмпредприятия.мИсследованиемрынкаммпредполагает 
выяснениемего состояниямтенденциймразвития,мчтомможетмпомочьмвыявить недостаткимсегодняшнегомположениямнамрынке и подсказать 
возможности и пути его улучшения, номэто только часть проблем, 
определяющих содержание маркетинговыхмисследованиймвмцелом. 
Всеммаркетинговыемисследования 
осуществляются с двух позиций: оценка 
тех илиминыхммаркетинговыхмпараметровмдлямданногоммоментамвременимми прогнозированиемихмзначений в будущем. 
Как правило, прогнозныемоценки используютсямпримразработкемкак целей и стратегий 
развитияморганизации в 
целом, так и ееммаркетинговоймдеятельности. 
Предприятие, котороемзаказало проведениеммаркетинговогомисследования 
или проводит егомсамостоятельно, 
должномполучитьминформациюмотносительно 
того, что продаватьми кому, а также 
о том, как продавать и как стимулировать 
продажи, что имеет решающее значениеммвммусловияхммконкуренции.мРезультатымисследованиямммогут предопределитьмизменениемцелеймдеятельностимкомпании.
1.2 Содержаниеммаркетинговыхмисследованиймимметодымсбора информации
 
11
Содержаниеммаркетинговыхммисследованиймосновываетсяммна функциях маркетинга.
Основываясьмнампринципиальноймметодологииммаркетинга,мкакмрыночной концепциимуправления и 
сбыта, необходимомнайти универсальныймподход к определению 
и описанию маркетинговых функций, к приведению 
их логически непротиворечивуюмсистему.мЭтотмподходмсостоитмвмвыделениимчетырех блоковмкомплексныхмфункциймимрядамподфункций в 
каждоммизмних. 
Структурномонимвыглядятмследующиммобразом: 
  - Аналитическаямфункция. 
- Изучениемрынкамкакмтакового. 
- Изучениемпотребителей. 
- Изучениемфирменноймструктуры. 
- Изучение товарам(товарноймструктуры). 
- Анализмвнутреннеймсредымпредприятия. 
- Производственнаямфункция. 
- Организация производства новых товаров, 
  разработка новых технологий. 
- Организациямматериально-технического снабжения. 
- Управлениемкачествоммимконкурентоспособностью готовой продукции. 
- Сбытовая функция (функциямпродаж) 
- Организациямсистемымтовародвижения. 
- Организациямсервисам
- Организацияисистемыиформированияиспроса и стимулирования сбыта. 
- Проведение целенаправленнойитоварнойиполитики. 
- Проведениемцеленаправленнойиценовоймполитики. 
- Функциямуправлениямимконтроля. 
- Организациямстратегическогомиммоперативногоммпланированияммна предприятии. 
- Информационноемобеспечениемуправленияммаркетингом. 
12
  - Коммуникативнаямподфункцияммаркетингамм(организациямммсистемы коммуникаций на предприятии). 
- Организациямконтроляммаркетингам(обратные связи, ситуационный 
  анализ). 
ИФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГОВЫХ 
ИССЛЕДОВАНИЯХ.
Посместуссбораминформациямделитсямнаммвнутреннююмиммвнешнюю.мК внутренней 
относится любая информация, собираемая 
самой фирмой или по ее заказу;мкмвнешней - информация,мсобираемаямзампределамимфирмы,мно используемаямеюмвммаркетинговыхмцелях. 
Вмсвоюмочередьмвнутренняя информация 
помвремени использования 
делится нампервичнуюмимвторичную. Организациямсборампервичнойминформациимпоммправумсчитаетсямсамым трудоемкиммпроцессоммпроведенияммаркетинговогомисследования. 
Четкоемопределениемобъекта исследования 
- необходимое условие успешного его проведения. 
Вмзависимости от 
полноты информации, определение объекта 
исследованиямможетмбытьмвыполненомс различной степенью 
конкретизации. Далекомнемвсегдамполнотами достоверность 
информации, которой обладает исследователь,мпозволяетмемумдостаточномчеткомопределитьмобъектмисследования. 
Какмправило,мобъектммаркетинговогомисследованиямпредставляетммсобой совокупностьмобъектовмнаблюдения,мвмкачествемкоторыхммогут выступать 
потребители,мсотрудникимкомпании, посредники 
и т.д. Если эта совокупность настолькомммалочисленна,ммчтоммисследовательскаямгруппаммрасполагает 
необходимыми трудовыми, финансовыми 
и временными возможностями для установлениямконтактамсмкаждымммизмеемэлементов,мтомвполнемреально проведениемсплошногомисследованиямвсеймсовокупности.мВмэтоммслучае, определивмобъект исследования, 
можно приступать к следующей процедуре 
(выборумметодамсборамданных,морудиямисследованиямимспособамсвязимс аудиторией). 
13
Однакомнампрактикемоченьммчастомнеммпредставляетсямвозможнымммили целесообразным 
проведение сплошного исследования всей 
совокупности. Для этогоммогутмбытьмследующиемпричины: 
Невозможностьмустановлениямконтактамсмнекоторымимэлементамимсовокупности; 
Неоправданномбольшиемрасходымна проведение 
сплошного исследования или наличие финансовыхмограничений, 
не позволяющихмпроведениемсплошного исследования; 
сжатые сроки, отведенные для исследования, обусловленные утратой со временем актуальности информации=или другими причинами  
и не позволяющие осуществить сбор, 
систематизацию и анализ обширных данных 
для всей совокупности. 
Поэтомумбольшие и разбросанные 
совокупности часто изучаются с помощью 
выборки,мподммкоторой,мкакмизвестно,мпонимаетсяммчастьммсовокупности, 
призваннаямолицетворятьмсовокупность 
вмцелом. 
Процедурамсоставлениямпланамвыборки включает последовательное решение трехмследующихмзадач: 
Определениемобъектамисследования.
Определениемструктурымвыборки. 
Определениемобъемамвыборки. 
Точность, смкотороймвыборкамотражаетмсовокупностьмвмцелом, зависит 
от структурымимразмера выборки. 
Различаютмдвамподходамкммструктуреммвыборки - вероятностныймми детерминированный. 
Вероятностныймподход к структуре 
выборки предполагает, что любой элемент 
совокупностимможет быть выбран 
с определенной (не нулевой) вероятностью. 
Существуютмразличныемвидымвыборок, основанных 
на теории вероятностей 
14
(типическая,мгнездоваямимдр.).мНаиболеемпростоймимраспространенной 
на практикемявляетсямпростаямслучайнаямвыборка, при которой 
каждый элемент совокупностимимеетмравнуюмвероятностьмвыборамдлямисследования. 
Вероятностнаямвыборкамболеемточна,мпозволяетммисследователюмоценить степень 
достоверности собранных им данных, хотя 
она сложней и дороже, чем детерминированная. 
Детерминированныймподходмкмструктуремвыборкимпредполагает, 
что выбор элементовмсовокупностимпроизводитсямметодами,моснованнымиммлибомна соображенияхммудобства,млибомнаммрешенииммисследователя,млибоиина контингентныхмгруппах. 
Методмформированиямвыборки,моснованныйммнамсоображенияхмудобства, состоитмвмвыбореммлюбыхмэлементовмсовокупностимисходямизмпростоты установлениямконтактамсмними. Несовершенствомэтогомметода обусловлено, 
возможно, низкой репрезентативностью 
полученной выборки, т. к. удобные для исследователя 
элементы совокупности могут быть недостаточно 
характерными представителямимсовокупностимвмсилумнеслучайного 
и необоснованногомих отбора.
Однако,мсмдругоймстороны,мпростота,ммэкономичностьммимоперативность 
исследования,мпроводимогомэтим методом, 
снискали ему довольно широкое распространение 
на практике и, прежде всего при проведении 
предварительных исследований, направленныхмнамуточнениемосновныхмпроблем. 
Выбравмструктурумвыборки (подход 
к ее формированию, вид вероятностной 
илимметодмформированиямдетерминированноймвыборки),ммисследователю 
предстоитмопределитьммобъем,мит.е.ммколичествомэлементовмвыборочной совокупности. 
Объеммвыборкимопределяетмдостоверностьминформации,ммполученнойммв результатемееммисследования,ммамтакжеммнеобходимыемдляммпроведения исследованиямзатраты. 
15
Значениемпроцедурымвыборамметодамсбора первичной 
информации, и орудия исследованиямсостоитмвмтом,мчтомрезультатымэтого выбора 
определяют как достоверностьммиммточностьмподлежащейммсборумминформации,мтакмми продолжительность,мимдороговизнумеемсбора. 
Методымсборампервичнойминформации: 
наблюдение; 
эксперимент; 
имитация; 
опрос. 
Наблюдение.мПроцессмполучениямпервичнойминформациимосуществляется 
в формемнаблюдения.мМаркетинговоемнаблюдение - процессмсборамданных, характеризующихммкакой-либоммрыночныйммпроцессммилиммявлениемми предназначенныхммдлямммудовлетворениямминформационно-аналитических 
потребностейммаркетинга.
Наблюдениемможетмпроводиться,мкакмоткрыто,мтакмимскрытно. Поскольку 
осведомленностьмобъектамисследования 
о нахождениимего под наблюдением 
можетмповлиятьмнамегомповедение и в 
этоммслучае может 
расцениваться как установлениемсмним контакта, 
на практике, как правило, проводятся скрытые 
наблюдения. При этом в качестве орудия 
исследования используются скрытые камерымимспециальныемзеркала. 
Кмдостоинстваммэтогомметодамотносятся: 
егомпростота, и, следовательно, 
относительнаямдешевизна. 
исключениемискажений, вызываемыхмконтактами объектов 
с исследователями что, например, нельзямвмполнойммеремисключитьмпримопросе. 
Основноймнедостатокмэтогомметодамсостоитмвмтом,мчтомонмнемпозволяет однозначномустановить внутренние 
мотивы поведения объектов наблюдения 
и 
16
процессыммпринятиямимимрешений,ми,мследовательно,монимммогутммбыть неправильно 
истолкованы наблюдателями. Поэтому наблюдение 
применяется в основномммпримпроведениимпоисковыхмммисследований,ммт.е.ммносящих предварительный 
характер, направленных на конкретизацию 
проблем, стоящих передмисследователями.
Экспериментмпредставляетмсобоймметодмсбораминформациимомповедении исследуемыхмобъектов, предусматривающий 
установление исследователями контроляммзамвсемимфакторами,мвлияющимимнамфункционированиемэтих объектов. 
Цельюмисследования, 
проводимогомсмпомощьюмэксперимента, 
является, как правило,мустановлениемпричинно-следственныхмсвязейммеждуммфакторами маркетингамимповедениеммисследуемыхмобъектов. 
Длямобеспечениямдостоверностимрезультатовмэкспериментамзначениямвсех факторов,мкромеммисследуемого,мдолжнымоставатьсямнеизменными.ммПри необходимости 
исследования нескольких факторов может 
потребоватьсямсерия экспериментов. 
Кмдостоинстваммэтогомметодамотносятся,мпреждемвсего,мегомобъективный характермимвозможностьмустановления 
причинно-следственных связей между факторамиммаркетингамимповедениеммисследуемыхмобъектов. 
Недостаткимтакогомметодамзаключаютсямвмтрудностимконтролироватьмвсе факторыммаркетингамв естественных 
условиях, с одной стороны, и сложности 
воспроизведения нормального поведения 
социально-экономического объекта в лабораторныхммусловиях,мсмдругойммстороны.мКромемтого,ммпроведение экспериментамсопряжено,мкакмправило,мсммбольшимиммиздержками,мчем наблюдения 
и особенно при необходимости исследования 
нескольких факторов маркетинга. Поэтому 
на практике этот метод используется относительно 
редко и, прежде всего, в случаях, когда 
требуется с высокой степенью достоверности