24
данном этапе состоит в уточнении 
формулировки цепи и задач исследования, 
а такжемв определении 
содержания и формымпредставлениямегомрезультатов; 
2)умруководствамфирмымотсутствуетмясное представление 
о цели и задачах исследования, и ономограничиваетсямнеопределенной 
постановкой проблемы. 
В этоммслучае исследовательской 
группе предстоит провести предварительное 
исследование,мммнаправленноемммнаммммконкретизациюмммпроблемымми формулированиемнамее основе целей 
и задач маркетингового исследования. 
Следуетмподчеркнуть,ммчтоммвммлюбомммслучаеммуспехммдеятельности 
исследовательской группы на данном этапе 
во многом зависит от ее умения привлечьмкмэтоймработемруководствомимспециалистовмфирмы. 
Формулированиемцелейммаркетинговогомисследования.мЦельмисследования 
всегдамзависитммотмфактическиммсложившейсямрыночноймситуации.ммОна вытекаетммизммстратегическихммустановокмммаркетинговоймдеятельности 
предприятиямимнаправленамнамснижениемуровняммнеопределенностиммв принятиимуправленческихмрешений. 
Маркетинговыемисследованиямвсегдамнаправленымна определение и 
решение какой-либомконкретноймзадачи. Ясное, 
четкое изложение проблемы является ключоммкмпроведениюмуспешногоммаркетинговогомисследования.мЗачастую руководителиммконстатируют,мчтомобъеммпродажмпадает,мрыночнаямдоля уменьшается,ммномэтомтолькомсимптомы,маммважномвыявитьмпричинымих проявления. 
Целимммаркетинговыхмисследованияммвытекаютмизмвыявленныхмпроблем, достижениемэтихмцелеймпозволяетмполучитьмминформацию,мнеобходимую длямрешения этих 
проблем. Они характеризуют тот недостаток 
информации, которыймдолженмбытьмликвидированмдлямпредоставлениямруководителям 
возможности решать маркетинговые проблемы. 
Список целей, согласованных с менеджером,мвключаетмобычномнесколькомнаименований. 
 
25
Целимдолжнымясномимчетко сформулированы, 
быть достаточно детальными, должна существовать 
возможность их измерения и оценки уровня 
достижения. 
Примпостановкемцелейммаркетинговогомисследованиямопределяется,мкакая информациямнеобходимамдлямрешениямданноймпроблемы.мЭто и определяет 
содержаниемцелеймисследования.мТакиммобразом,ммосновныммммоментом определениямцелеймисследованиямявляетсямвыявлениемспецифических 
типов информации,мполезноймменеджераммприммрешенииммпроблеммуправления маркетингом. 
Исходямизммэтогоммцелимммаркетинговогомисследованиямммогутммносить следующиймхарактер: 
разведочный,мт.е. бытьмнаправленымнамсбор предварительной 
информации, предназначенноймдлямболеемточногомопределениямпроблем; 
описательный,мт.е. заключатьсямвмпростоммописаниимтех или иных аспектов 
реальнойммаркетинговоймситуации; 
казуальным,мт.е. направленымнамобоснованиемгипотез, 
определяющихмсодержаниемвыявленныхмпричинно-следственныхмсвязей. 
Чтомкасаетсямконкретных методов 
проведения маркетингового исследования, 
то на данном этапе он описывается в самом 
обобщенном виде и характеризует инструментарийммсборамминформации,ммнеобходимойммдляммдостижения исследовательскихмцелей.мМенеджермдолженмпонятьмсутьмпредлагаемого 
метода. 
Кромемтого,мнамданноммэтапемобычномуказываютсямтакже требуемое 
время имстоимостьмпредполагаемогомисследования,мчтомнеобходимомдля принятия 
решенияммоммпроведениимммаркетинговогоммисследованияммиммрешения организационныхмвопросовмегомпроведения. 
 
26
Характермцелейммаркетинговогоммисследованияммпредопределяетммвыбор конкретныхмтиповмисследования,ммносящихмтеммжемназвания,мамименно: разведочный,мописательныймимказуальный. 
Выбормметодовмпроведенияммаркетинговыхмисследований. 
Выбормконкретногомтипамисследованиямвоммногоммопределяетсямцелями исследованиямимзадачами,мкоторыемрешаютсямнамотдельныхммэтапахмего проведения. 
Методымсборамданныхмприммпроведениимммаркетинговыхммисследований 
можномклассифицироватьмнамдвемгруппы:количественныемимкачественные. 
Количественныемисследованияммобычноммотождествляютмсммпроведением 
различныхмопросов,моснованныхмнаммиспользованииммструктурированных 
вопросов закрытого типа, на которые отвечает 
большоемчисломреспондентов. 
Характернымимособенностямиммтакихммисследованийммявляются:ммчетко определенныемформатмсобираемыхмданныхмимисточникимихммполучения, обработкамсобранныхмданныхмосуществляетсямсмпомощьюмупорядоченных 
процедур, вмосновноммколичественныхмпомсвоеймприроде. 
Качественныемисследованиямвключают сбор, 
анализ и интерпретацию данных путеммнаблюдениямзамтем,мчтомлюдимделаютмимговорят.мНаблюдениями выводымммносятмммкачественныйммхарактермммимммосуществляютсямммв немстандартизированноймформе. 
Качественныемданныеммогутмбытьмпереведенымв количественную 
форму, но этомумпредшествуютмспециальные процедуры. 
Например, мнение нескольких респондентов 
о рекламе товара может бытьмсловесномвыраженомпо-разному. 
Толькомвмрезультате дополнительногосанализамвсеммнениямразбиваютсямна тримкатегории:мотрицательные,мположительныемимнейтральные, 
послемчего можно определить, 
какое число мнений относится к каждой 
из трех категорий. 
 
27
Такаямпромежуточнаяммпроцедурамявляетсямлишней,меслиммприммопросе использоватьмсразумзакрытуюмформумвопросов. 
Вмзависимостимотмцелеймисследованиямразличают три 
типа исследований: разведочный,мописательныймимказуальный. 
Разведочноемисследование 
- этомтакое исследование,мпроводимоемсмцелью сборампредварительной 
информации, необходимой для лучшего определения 
проблеммимвыдвигаемыхмпредположений,ммвмрамкахмкоторыхможидается реализация 
маркетинговой деятельности, а также для 
уточнения терминологии имустановленияммприоритетовммсредиммзадачммисследований.ммНапример, предполагается 
провести исследование с целью определения 
имиджа компании. Сразумжемвозникаетмзадачамопределенияммпонятиямм"имиджммкомпании". 
Разведочное исследование выявило такие 
его составляющие, как надежность, качествомпродукциимимдоставки,мприветливостьмперсонала и др., 
а также определило, какмизмеритьмэтимсоставляющие. 
Длямпроведениямразведочногомисследованиямможетмбыть достаточно только 
прочитатьмопубликованныемвторичныемданныемилимпровестимвыборочный опросмсредимспециалистовмпомданноймпроблеме.мСмдругоймстороны,месли разведочноеммисследованиеммнаправленоммнаммиспытаниеммгипотезммили измерениеммвзаимосвязейммммеждумммпеременными,ммтоммономмдолжно бытьмоснованомнамиспользовании 
специальныхмметодов. 
Описательноемисследование 
направлено на описание маркетинговых 
проблем, ситуаций, рынков. При проведении 
данного вида исследований, например, 
исследуется:мктомявляетсямпотребителеммпродукциимфирмы,ммчтомфирма поставляет 
на рынок, где потребители приобретают 
продукцию фирмы, когда потребители наиболее 
активно покупают эту продукцию, как потребители 
используютмданнуюммпродукцию.ммНадомзаметить,ммчтоммописательные 
исследования не дают ответа на вопрос, 
почему что-то происходит именно так, амнеминаче. 
28
Казуальное
Исследованиеспроводитьсясдлямпроверкимгипотезмотносительномпричинно-следственных 
связей. В основе данного исследования 
лежит стремление понять какое-либо явление 
на основе зависимости факторов друг от 
друга. Факторы, которыеммвызываютммкакие-томмизменения,ммназываютсяммнезависимыми 
переменными,мвмто время как переменные, 
изменяющиеся под воздействием этих факторов, 
называются зависимыми переменными. К 
сожалению, на основе логики "если - 
то тогда" изучить проблемы маркетинга 
очень сложно, а иногда имневозможно.мНапример,мнамповедениемпотребителяммвлияетммножество 
факторов, заставляющих их действовать 
порой противоречивым образом. Но даже частичное прояснение 
проблемы может дать положительныеирезультаты. 
Нампрактикемпри проведении 
конкретного маркетингового исследования 
чаще всего используется не один, а все 
типы исследований, причем в любой последовательности. 
Так на основе описательного исследования 
может быть принято решение о проведении 
разведочного исследования, результаты 
которогоммогутмбытьмуточненымсипомощьюмказуальногомисследования. 
Представлениепполученныхмрезультатовмисследования.
Какмправило,мотчетмо результатах 
исследования готовится в двух вариантах; 
подробном и сокращенном. Подробный вариант 
представляет собой полностью документированныймотчетмтехническогомхарактера,мпредназначенныймдля специалистовмотделаммаркетингамфирмы.ммСокращенныйммвариантмотчета предназначенмдля руководителей 
фирмы и содержит подробное изложение 
основных результатов исследования, выводов 
и выработанных рекомендаций. Примэтоммонмнемотягощенмминформациеймтехническогомимметодического 
характера,мпервичнымимдокументами и 
т.п. 
Обычномсодержаниемотчета и основные 
требования к нему предварительно согласуются 
с заказчиком и поэтому могут иметь специфику 
и особенности. Теммнемменее,мсуществуютмобщиемтребованиямкмсодержаниюмотчетаммо 
29
проведенном маркетинговом 
исследовании, предусматривающиемобязательное 
включениемвмнегомследующихмвопросов: 
Цельмобследования? 
Длямкогомимкеммономбыломпроведено? 
Общеемописаниемгенеральноймсовокупности,мохваченноймобследованием? 
Размермимхарактерммвыборки,мамтакжемописаниемприменяемыхмметодов взвешенногомотбора? 
Времямпроведениямобследования? 
Использованныймметодмопроса? 
Адекватнаямхарактеристикамлиц,мпроводившихмобследование,мммиммвсех применявшихсямметодовмконтроля? 
Экземплярманкеты? 
Фактическиемрезультаты? 
Базовыемпоказатели,миспользовавшиесямдлямисчислениямпроцентов? 
Географическоемраспределениемпроведенныхмопросов? 
Формированиемотчета. 
Стандартныймотчетмомпроведенноммисследованиимсостоитмизмследующих разделов: 
Вводнаямчасть,мсодержащаямописаниемситуации,мсуть проблемы 
и рабочие гипотезы,мцелимисследования; 
Описаниемметодовмполученияминформации, формирование 
целевой выборки, амтакжемсрокимпроведениямисследования; 
Описаниемполученныхмрезультатовмсмиспользованиеммнаглядныхмметодов представленияминформации; 
30
Выводымимрекомендациимпомисследуемоймпроблеме, которые, 
как правило, либомподтверждают,млибомопровергаютмрабочуюмгипотезу; 
Вмприложениимкмотчетумммогутмбытьмпредставленымманкеты,мсценарии экспериментов 
и фокус - групп, форма проведения наблюдения 
за рынком и т.д. 
Представлениемполученнойминформации.ммЭтоммписьменноеммизложение результатов. 
Его объем непосредственно зависит от 
масштабов исследования, количествамимсложностимрассматриваемыхмпроблеммимможетмсоставлять отмнесколькихмдомстамстраниц.мДлямобработкимимманализаминформации необходима 
сортировка и представление информации 
в стандартном виде. Существуютмследующие виды 
представления информации: табличный 
вид, графическиймвид,мматрицы,минформационныемшкалы. 
Результатыммаркетинговыхсисследований 
можно представлять в виде доклада, состоящегомизмписьменногомотчет и устного 
выступления, обзора или статьи для публикации 
в научных журналах или в средствахммассовойминформации. 
Организацияммаркетинговыхмисследований. 
Проведениеммаркетинговыхммисследованийммсопряженоммнеммтолькоммсо значительнымиммфинансовымиммзатратами,ммномммиммтребуетммбольших организационныхмусилий,мвоммногоммопределяющих  эффективность 
самого процессамисследований. 
Проведениепмаркетинговых 
исследований может быть организовано 
как путем привлечения к их выполнению 
сторонних специализированных предприятий, 
так и силами собственного персонала фирмы. 
Большинство фирм активно используют 
результаты маркетинговых исследований, 
выполненных специализированными организациями. 
Это обусловлено недостатком у них специалистов 
в области маркетинговых исследований, 
что, в свою очередь, связано с неравномерностью 
распределения в течение года исследовательских 
работ, а также стремлением фирм выполнитьмисследованияпвмсжатыемсроки.