Бюджетное финансирование, государственная поддержка инвестиционных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:34, доклад

Краткое описание

Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное финансирование.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

Доклад  по дисциплине инвестиции

на тему: 

Бюджетное финансирование, государственная  поддержка инвестиционных проектов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011 год 

    Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

    В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с осуществлением федеральных  инвестиционных программ, ведомственных, региональных и муниципальных целевых инвестиционных программ.

    Бюджетное финансирование осуществляется с соблюдением  ряда принципов1:

    -Получение  максимального экономического и  социального эффекта при минимуме  затрат. Это означает, что бюджетные  средства должны предоставляться,  только если проект обеспечивает наибольшую результативность.

    -Целевой  характер использования бюджетных  ресурсов. Заключается в том, что  финансирование конкретных объектов  осуществляется после утверждения  бюджета на соответствующий год,  тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям.

    Федеральные целевые программы являются инструментом реализации приоритетных задач в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития страны. Они финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных средств. Приоритетные секторы, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Перечень объектов формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ2.

    Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и РФ с учетом предложений государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов.

    Ведомственные целевые инвестиционные программы предусматривают реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие отраслей и подотраслей экономики.

    Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования инвестиционных программ, включаются в состав расходов бюджета соответствующего уровня. Процедура предоставления бюджетных инвестиций предполагает подготовку пакета документов, состоящего из технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между соответствующим органом исполнительной власти и субъекта инвестиций об участии в собственности последнего. Только при наличии указанных документов инвестиционный проект может быть включен в проект соответствующего бюджета.

    В настоящий момент на территории Российской Федерации основными финансовыми источниками инвестиционной поддержки предприятий могут являться следующие средства при участии государства3:

  1. Ассигнования из федерального и местного бюджетов. Местным органам исполнительной власти в пределах их полномочий рекомендуется перераспределять финансовые средства на инвестиционные нужды.
  2. Доходы и дивиденды от реализации инвестиционных проектов. При оказании государственной инвестиционной помощи рекомендуется соблюдать принцип возвратности и доходности от осуществляемой поддержки.
  3. Средства, привлеченные от операций с ценными бумагами. Предлагается выпускать ценные бумаги под проекты государственной инвестиционной помощи, операции с которыми могут стать каналами аккумуляции средств, направляемых на инвестиционную поддержку.
  4. Средства, перераспределенные от доходов по приватизации.
  5. Добровольные взносы, благотворительные пожертвования, международная финансовая поддержка.

    Предоставление  государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой одновременное возникновение права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

    Формы бюджетного финансирования инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, определяются характером экономических задач, решаемых в рамках конкретного периода развития страны. Так, в середине 90-х годов ХХ в. мерами государственной инвестиционной политики был предусмотрен переход от безвозвратного финансирования к предоставлению бюджетных средств на возвратной и платной основе для реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов.

    Условия и порядок конкурсного отбора и финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств определялись Методическими рекомендациями о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов.

    Размещение  централизованных инвестиционных ресурсов осуществлялось на конкурсной основе в целях повышения эффективности такого размещения, привлечения средств других инвесторов — отечественных и иностранных. Конкурсный порядок определял этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики РФ, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.

    Основные  требования к инвестиционным проектам заключались в следующем:

  • право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики;
  • срок окупаемости указанных проектов не должен превышать, как правило, двух лет;
  • инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерстве экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной и независимой экспертизы;
  • для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, доля собственных средств инвестора, формируемых за счет прибыли, амортизации и продажи акций, должна составлять не менее 20% капитальных вложений, предусмотренных для реализации проекта. Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицировались по категориям:

    категория А — проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;

    категория Б — проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

    категория В — проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен;

    категория Г — проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

    Решения об оказании государственной поддержки  принимались Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития и торговли РФ и направлялись в Министерство финансов РФ для включения в проект федерального бюджета на следующий финансовый год. Размер государственной поддержки устанавливался в зависимости от категории проекта и не мог превышать соответственно 50, 40, 30 и 20% заемных средств.

    Инвестор  имел право выбора следующих форм финансовой поддержки государства  в реализации отобранных на конкурсной основе проектов:

  • бюджетный кредит — предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере, установленном от действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговаривались в соглашениях, заключаемых Министерством финансов РФ с уполномоченными коммерческими банками;
  • закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализовались на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета;
  • предоставление государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

    Аналогичные формы использовались для финансовой поддержки эффективных инвестиционных проектов на региональном и муниципальном уровнях. Бюджетные кредиты и субсидии предоставлялись на реализацию инвестиционных проектов путем их частичного финансирования, кроме того, они могли выделяться в качестве частичной компенсации выплаты процентов по банковским кредитам инвестора, привлеченных для реализации проекта.

    Начиная с 2008 г., в соответствии с изменением бюджетного законодательства, бюджетные  кредиты могут выдаваться частным  инвесторам в виде целевых иностранных  кредитов. Осуществляется переход к бюджетному финансированию инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, за счет средств Инвестиционного фонда РФ4.

    Инвестиционный  фонд РФ создан для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное  значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Основные направления государственной поддержки за счет средств данного фонда связаны с модернизацией некоммерческой инфраструктуры, основных фондов и технологий, относящихся к стратегическим приоритетам государства, созданием и развитием российской инновационной системы, обеспечением институциональных преобразований. Порядок формирования Инвестиционного фонда РФ, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет его средств определены

Положением об Инвестиционном фонде РФ. Финансовая поддержка проектов, прошедших конкурсный отбор, предполагает использование  таких форм, как: софинансирование на договорных условиях инвестиционного  проекта с оформлением прав собственности государства, направление средств в уставные капиталы юридических лиц, предоставление государственных гарантий.

    Контроль  за реализацией указанных проектов осуществляет государственный финансовый институт — банк, образованный на базе Внешэкономбанка РФ5. Банк сосредотачивает бюджетные источники финансирования инвестиций, возникшие в результате формирования новых организационных форм (Инвестиционного фонда, Венчурного фонда и др.). Он осуществляет поддержку капиталоемких инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости, финансирование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, предоставляет долгосрочные инвестиционные кредиты, участвует в экспертизе инвестиционных проектов, синдицированном кредитовании, предоставляет гарантии коммерческим банкам по кредитам.

    Условия и порядок конкурсного отбора и финансирования инвестиционных проектов за счет средств региональных бюджетов разрабатываются органами управления субъектов РФ и муниципальных  образований.  

Список использованной литературы.

Положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации от 13.09.2005 г.

Гладунов О. «Самые длинные деньги».- Российская газета №4670.

Информация о работе Бюджетное финансирование, государственная поддержка инвестиционных проектов