Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Бюджетное финансирование – выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных органов и бюджетных учреждений.

Содержание

1.Бюджетное финансирование, его принципы, формы и методы……………3
2. Основные направления по совершенствованию системы бюджетного финансирования …………………………………………………………………12
3. Список используемой литературы …………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетное финансирование.docx

— 35.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Бюджетное финансирование, его принципы, формы и методы……………3

2. Основные направления по совершенствованию системы бюджетного финансирования …………………………………………………………………12

3. Список используемой литературы …………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджетное финансирование, его принципы, формы и методы.

Бюджетное финансирование –  выделение (ассигнование) денежных средств  из государственного (местного) бюджета  на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением  государственных программ, содержанием  государственных органов и бюджетных  учреждений.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному  назначению для достижения общегосударственных  целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся  на полном либо частичном государственном  денежном обеспечении.                      

В широком смысле расходы  бюджетных средств есть система  распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго юридически установленным способом:

в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным  контрактам (в рамках поставок для  государственных или муниципальных  нужд);

в виде различных по своим  целям трансфертов, включающих в  себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством  РФ, законодательством субъектов  РФ, правовыми актами предоставленных  органами местного самоуправления;

в виде ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти;

в виде ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной 

 

власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению бюджетных доходов;

в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и платежей и  других обязательств;

в виде субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

в виде инвестиций в уставной капитал действующих или вновь  создаваемых юридических лиц;

в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных  внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации, правовыми  актами представительных органов местного самоуправления;

осуществление отдельных  государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

в виде кредитов иностранным  государствам;

ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые  формы бюджетного финансирования подробнее.

Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению - пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации, правовыми  актами органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования - это  бюджетные средства, выделяемые в  соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных  средств. Они могут предоставляться  на:

содержание бюджетных  учреждений;

оплату товаров, работ  и услуг, выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;

Субвенция - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также  гражданам-предпринимателям, допускается:

из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

из бюджетов субъектов  Федерации - в случаях, предусмотренных  федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами  и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке, которые  особо определены законами субъектов  Федерации о бюджете на очередной  финансовый год;

из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и  решениями представительных органов  местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо  определены правовыми актами органов  местного самоуправления.

Возврату в соответствующий  бюджет подлежат субсидии и субвенции  в случаях их нецелевого использования  в сроки, устанавливаемые уполномоченными  органами исполнительной власти, а  также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь  создаваемых юридических лиц  предусматриваются соответствующим  бюджетом при условии включения  их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу  либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации  или органа местного самоуправления.

Бюджетная ссуда - это бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Более подробно определим  роль государства как кредитора, заемщика и гаранта.

Государственный кредит - это  форма финансирования бюджетных  расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  и физическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Как экономическая категория  он охватывает совокупность денежных отношений, между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой.

Государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет  признаки как тех, так и других.

Государственное заимствования  РФ определяют как займы и кредит, привлекаемые от физических и юридических  лиц, иностранных государств международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Для покрытия бюджетного дефицита РФ длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, Бюджетный кодекс РФ делит их на две группы - внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

Государственные внутренние заимствования РФ - это займы и  кредиты, привлекаемые от физических и  юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают  физические и юридические лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может приобретаться  и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств  эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения  инвесторов используются различные  налоговые льготы.

Государственные внешние  заимствования - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими  заемщиками, оно является гарантом.

Государственные или муниципальные  гарантии - это способ обеспечения  гражданско-правовых обязательств, в  силу, которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор); сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к  их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался  по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных  гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные  гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков  и соответственно влечет за собой  рост расходов бюджетных средств.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие  части издержек, возмещение которых  не обеспечивается за счет  цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

 Наибольшее распространение  в практике бюджетного финансирования  имеет сметное финансирование. Этот  метод получил широкое распространение  при финансировании государством  сферы образования, культуры, искусства,  здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения.  При сметном финансировании объем  расходов определяется на основе  взаимосвязанных смет, которые разрабатываются  применительно к каждому бюджетному  учреждению. Сметы, в свою очередь,  разрабатываются на основе утвержденных  норм расходов на одну счетную  единицу, которая определяется  применительно к каждому бюджетному  учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т.п.

 Смета, составленная  на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений  социально-культурной сферы. Смета  не имеет доходной части, а  является подтверждением необходимости  финансирования тех расходов, которые  в ней определены. На основе  смет финансовые органы определяют  общий объем расходов.

 Программное финансирование  как метод бюджетного финансирования  широко используется при финансировании  научных учреждений. В соответствии  с этим методом общий объем  выделяемых средств определяется  не на основе составленной  сметы, а в зависимости от  значимости той или иной научной  темы. Общий объем денежных средств  по каждой теме выделяется  непосредственно научным учреждениям  — Российской академии наук, отраслевым  академиям, учебным заведениям  и др., которые, в свою очередь,  исходя из объемов общей суммы  составляют конкретные сметы  расходов.

 Метод финансирования  на покрытие части издержек, возмещение  которых не обеспечивается за  счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении  зрелищных учреждений, услуги которых  являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п.  Поскольку эти учреждения имеют  особую социальную значимость, цены  на их услуги не могут быть  установлены на уровне, позволяющем  возмещать все затраты. Поэтому  государство дотирует их деятельность  из бюджета, но не в полном  объеме, а в объеме тех средств,  которых недостаточно для покрытия  затрат. Объем этих дотаций определяется  исходя из реальной разницы  доходов и затрат, возникающих  на конец текущего финансового  года.

Информация о работе Бюджетное финансирование