Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом. Административное правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую норму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление их юридической ответственности за несоответствующее требование правовой нормы поведения.

Содержание

Понятия, структура и характерные черты административно-правовых отношений………3
Понятие, характерные черты и классификация мер административного принуждения…………………10
Задача……………………………....................................23
Список литературы ………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Админстатив_право_контр.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ

АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

ДИСЦИПЛИНА: Административное право

 

ТЕМА: Вариант №5

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила студентка: гр. 9331

                                                                                       Чиркова Светлана Ивановна

                                                                                       Проверил: Мягков А.В.

                                                                                       Оценка:___________________

                                                                                       Подпись _______________

 

         

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

                   

 

Содержание

 

ВАРИАНТ №5

 
  1. Понятия, структура и характерные черты административно-правовых отношений………...………...

 

3

  1. Понятие, характерные черты и классификация мер административного принуждения…………………….……

 

10

  1. Задача…………………………….......................................

23

Список литературы ……………………………………………….

24


 

 

  1. Понятие, структура и характерные черты

административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения являются одним из видов  правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом. Административное правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую норму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление их юридической ответственности за несоответствующее требование правовой нормы поведения.

Сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она – основа его возникновения, при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий этих сторон, их взаимные права и обязанности, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.

Административно-правовое отношение – это урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти.

В теории административного  права отмечается, что для всех административно-правовых отношений  характерны основные их качества. Они  представляют собой одну из форм социальных отношений, т.е. отношений людей, различных  социальных коллективов, возникающих в процессе осуществления функций государственного управления. Они – одна из форм волевых отношений, поскольку определяются волей и сознанием их участников. По своей природе административно-правовые отношения являются организационными, что обусловлено организующей сущностью самого государственного управления. Наконец, они носят административный характер, т.е. связи между сторонами строятся на властно-организационной основе. В рамках этого принципиального единства следует раскрыть их основные черты.

    1. Административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. Эти правовые отношения отличаются строгой регламентацией нормами административного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей.
    2. Административно-правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области осуществления исполнительно-распорядительной, т.е. властно-организационной, деятельности субъектов государственного управления. Права и обязанности сторон этих правоотношений непременно связаны с задачами данного вида государственной деятельности. Таким образом, достаточно четко очерчиваются границы, в которых возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.
    3. Субъекты административно-правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и бозанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Это связь и образует правоотношения, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует (корреспондирует) обязанность другой стороны, и наоборот.
    4. Административно-правовые отношения носят волевой характер поскольку он не может автоматически проявиться и функционировать без волеизъявления участников или хотя бы одного из них. Следовательно, необходим волевой акт, дающий начало правовому отношению.
    5. Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо). Возникновение этих отношений невозможно без участия субъекта, наделенного обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений. Данная особенность административно-правовых отношений объясняется прежде всего тем, что исполнительно-распорядительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы государственного управления и их должностные лица. Именно поэтому без их участия не может быть облегченного в правовую форму управленческого отношения.
    6. Административно-правовые отношения характерны тем, что их обязательный субъект всегда действует юридически властно. Эта их черта определяется предыдущей и непосредственно вытекает из нее. Действительно, если в административно-правовых отношениях обязательный субъект выступает от имени государства и выражает его интересы в этих отношениях, то он не может не действовать властно. Властные полномочия всегда на стороне того субъекта, который олицетворяет исполнительно-распорядительную деятельность.
    7. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным условием. В тех случаях, когда таковое требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения. Но и здесь согласие не имеет непосредственно правообразующего значения, т.е. не превращается в самостоятельный юридический акт (например, договор). Объясняется это прежде всего тем, что органы государственного управления полномочны по собственной инициативе создавать конкретные административно-правовые отношения.
    8. В административно-правовых отношениях споря, которые могут возникать между их участниками, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает ряд случаев судебного рассмотрения таких споров.

Следовательно, инициатива сторон порождает непосредственно  административно-правовое отношение  только в тех случаях, когда она  предусматривается административно-правовыми нормами в качестве юридического условия возникновения правоотношения. Причем для органов государственного управления правовая возможность вступить в такого рода отношения составляет одновременно и его обязанность, чего нельзя сказать в отношении других сторон административно-правового отношения, например при совершении правонарушения.

    1. Административно-правовые отношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается юридическая ответственность перед государством, а не одной стороны перед другой, что характерно для гражданско-правовых отношений.

Элементами административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты  и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными  правами и обязанностями –  это органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, государственные служащие, граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Субъекты административно-правовых отношений обладают определенной административной правоспособностью и дееспособностью.

Сущность административной правоспособности органов государственного управления предопределяется их специфическим  назначением. Она означает способность данных органов иметь и осуществлять в том или ином объеме задачи государственного управления, вступать в связанные с реализацией этих задач административно-правовые отношения. Ей соответствует объем государственно-властных полномочий, которыми наделяется данное звено системы органов государственного управления, т.е. его компетенция.

Компетенция органов  государственного управления находит  свое закрепление в соответствующих  положениях, утверждаемых в установленном  порядке, а также в других нормативных актах. В них предусматриваются важнейшие виды правовых отношений, в которых данный орган управления правомочен участвовать, а также круг государственно-властных полномочий, представленных ему и используемых им в процессе реализации административно-правовых отношений.

Для общей административной правоспособности органа государственного управления характерна его способность самостоятельно осуществлять соответствующий объем исполнительно-распорядительных функций. Кроме того, возможна и специальная административная правоспособность органа управления, в соответствии с которой последнему представляются особые полномочия, соответствующие возлагаемым на него задачам. Так, не каждый орган управления вправе непосредственно применять меры административного принуждения. Как правило, специальная правоспособность является дополнением к общей.

Административная правоспособность органов государственного управления наступает с момента их образования  и определения их компетенции; одновременно наступает административная дееспособность этих органов, т.е. способность практически реализовать свою правоспособность.

Административная правоспособность государственных служащих определяется тем, что они фактически осуществляют повседневную исполнительно-распорядительную деятельность, являясь служебным аппаратом органов государственного управления. Естественно, что речь в данном случае идет о тех служащих, которые входят в состав административно-управленческого персонала, обладая с момента назначения и административной дееспособностью.

Административная правосубъектность служащего обусловлена занимаемой им должностью в аппарате управления. В более общем плане она определяется и предопределяется компетенцией данного органа управления, его административной правоспособностью. Деятельность служащего – частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной (должностной) структурой данного органа. Компетенция служащего – частица компетенции органа, в котором он занимает должность. Конкретно его административная правоспособность закрепляется должностными инструкциями, а если таковых не имеется – общими и специальными нормами государственного и административного права.

Объем административной правоспособности служащего зависит от того, к какой категории служащих он относится (руководящий состав, вспомогательный персонал). Наиболее значителен он у должностных лиц и представителей административной власти, причем у должностных лиц – общая административная правоспособность, а у представителей власти – специальная. Эти две категории служащих непосредственно реализуют государственно-властные полномочия соответствующих органов государственного управления. Лица вспомогательного состава, как правило, являются объектами руководства со стороны должностных лиц.

Административная правоспособность общественных объединений определяется актами государственных органов, а  не уставными нормами. В этих актах  предусматриваются правомочия органов общественных организаций в сфере государственного управления, виды административно-правовых отношений, участниками которых они могут быть. С момента издания подобных актов и возникает их административная правосубъектность, т.е. право, и дееспособность.

Административно-правовые отношения с участием общественных организаций складываются не внутри, т.е. так, где они сотрудничают с органами государственного управления, с гражданами.

Административная правоспособность граждан возникает с момента  их рождения. Их частичная дееспособность в административно-правовой сфере наступает с 14 лет, например получение паспорта, а полная – с 18 лет, т.е. с совершеннолетия.

Объем административной правоспособности граждан определяется Конституцией, законами, а также  административно-правовыми нормами. Конкретный объем их прав и обязанностей находится в зависимости от ряда обстоятельств: возраста, образования, пола, состояния здоровья и т.п.

Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в  сфере государственного управления. В каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их результаты.

Административно-правовые отношения различаются по своему содержанию, по соотношению прав и  обязанностей их участников, а также  по характеру порождающих их юридических  фактов.

2. Понятие,  характерные черты и классификация мер административного принуждения

Административное принуждение  обладает рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его  в качестве самостоятельного вида государственного принуждения.

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

 Данный признак  административного принуждения  необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые специалисты отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.

Говоря об этих мерах, имеются в виду не общие запреты, не диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, выражающиеся в непосредственной оперативной деятельности государственных органов, должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей, их волю, в частности, помещение людей, находящихся в карантинной зоне, в обсерватор, производство личного досмотра пассажиров и т.п. При этом добровольное выполнение установленных правил (карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания – серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

Информация о работе Административно-правовые отношения