Административно-правовые отношения и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.
Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

нормы и отношения.docx

— 22.94 Кб (Скачать файл)

 

                  Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахская Академия Труда  и Социальных Отношений

Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

                    по дисциплине: «Административное право РК»

       на тему: «Административно-правовые нормы и отношения »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил студент: Кокумбеков Е.Ж.

                                                                                                       Группа: Юо 12/2

                                                                        Проверила: Мусина Б.Б.

 Понятие административно-правовой  нормы и ее структура

Норма права является структурной  единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют  ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право  находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы  выражают сущность исполнительной власти.  

Они имеют собственные  средства защиты от посягательств (в  случае неисполнения их или ненадлежащего  исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может  наступать дисциплинарная ответственность.  

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается  в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права  и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде  и об охране труда влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП). 

Рассматриваемые нормы часто  устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для  которых эти нормы впоследствии являются обязательными. 

Административно-правовыми  нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма  имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

 Виды административно-правовых  норм

Можно провести различную классификацию  административно-правовых норм в зависимости  от оснований, которые лежат в  основе проводимой классификации.

Проблема  классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической  литературе и изучена мноими правоведами.

1.         Наиболее традиционна классификация норм на:

а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;

б)         процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2.         В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

а)         обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;

б)         запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;

в)         уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;

г)         стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3.         По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:

а)         административно-правовой статус гражданина;

б)         административно-правовой статус коммерческих организаций;

в)         административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

г)         административно-правовой статус органов исполнительной власти;

д)        административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;

е)         административно-правовой статус государственных служащих;

ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

4.         По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:

а)         федеральные нормы;

б)         нормы субъектов РФ;

в)         нормы местного самоуправления.

5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

а)         общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

б)         межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;

в)         отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6.         По действию во времени:

а)         срочные, для которых определен срок действия;

б)         бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может  быть проведена и по другим основаниям.

 Формы реализации административно-правовых  норм

Реализация административно-правовых норм — это практическое исполнение установленных правил поведения в интересов управления административных отношений.

Административное  право использует два основных способа  реализации своих норм.

1.         Исполнение — точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

2.Применение — издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения — прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

3.Соблюдение — воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

4. Использование— добровольное совершение субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

 Понятие административно-правового  отношения и его структура

Административные отношения — общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные  отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все  основные признаки, присущие правоотношениям  в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.  

Административные  отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в  области функционирования исполнительной власти или в областях, так или  иначе связанных с государственным  управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых отношений проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства — предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть — подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер.

Административные  отношения требуют наличия особого  субъекта. В качестве такового выступает  исполнительная власть в лице ее полномочных  представителей, наделенных властью  и возможностью реализации этой власти.

Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками  своей отрасли Административного права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути, является управленческим актом. Административному регулированию подвержены некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если  для гражданско-правовых отношений  характерно наличие ответственности  одной стороны перед другой стороной возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно. Нарушения  в сфере административного права  расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность наступает перед  государством.

Это далеко не весь перечень характерных  особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь некоторые  из них.

Административное  правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты(участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).


Информация о работе Административно-правовые отношения и нормы