Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом. Административное правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую норму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление их юридической ответственности за несоответствующее требование правовой нормы поведения.

Содержание

Понятия, структура и характерные черты административно-правовых отношений………3
Понятие, характерные черты и классификация мер административного принуждения…………………10
Задача……………………………....................................23
Список литературы ………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Админстатив_право_контр.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 В ряде случаев  отрицается принудительный характер административно-правовых мер (например, задержания и доставления в полицию), применяемых к невменяемым, лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения и которые полностью или частично теряют способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению. Обосновывается эта позиция тем, что в подобных случаях отсутствует волевой объект принуждения. Однако очевидно, что принудительное воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если лицо неспособно сознавать, воспринимать и оценивать характер оказываемого на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно принудительного содержания такого воздействия.

 Административное  принуждение по своему содержанию  заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

 Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны. Это обусловливается разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

 Все меры административного  принуждения применяются для  того, чтобы заставить субъекта  совершить те или иные действия  или воздержаться от них либо  подчиниться установленным правоограничениям.  Таким образом, объектом принудительного  воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

 Меры административного  принуждения могут устанавливаться  только правовыми актами. Применение  этих мер допускается лишь  на основе законов и других  нормативных предписаний и только  в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

 Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.

 Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

 В связи с этим очевидной  становится особенность административного  принуждения, которое должно заключаться  в немедленном его применении  с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

 Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например, за мелкое хищение.

 Административное  принуждение осуществляется в  рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ (например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.).

 Административное  принуждение характеризует и  то обстоятельство, что компетентный  государственный орган и лица, к которым оно применяется,  не связаны отношениями служебной  подчиненности, что отличает его  от дисциплинарного принуждения,  реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.

 Процессуальный порядок  его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.

 Административное  принуждение применяется не только  к физическим лицам (гражданам  России, иностранным гражданам и  лицам без гражданства), но и  в отношении юридических лиц.  В связи с переходом к рыночной  экономике и появлением негосударственных организаций расширяется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т.д.

 Одним из важнейших  признаков административного принуждения  является специфическая юридическая  природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

Меры административного  принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Меры административного  принуждения применяются с целью  предупреждения правонарушений или  наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии); если же правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

В ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. В данном случае речь идет о мерах административного принуждения процессуального характера.

В зависимости от целей  и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

  1. административно-предупредительные меры;
  2. меры административного пресечения;
  3. меры административной ответственности;
  4. меры административно-процессуального обеспечения.

Административно-предупредительные меры.

Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения  лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение человеку ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факт нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Административно-предупредительные  меры можно разделить на четыре группы:

  • меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;
  • меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);
  • меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения своих обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и пр.);
  • особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых – не только обеспечить общественную безопасность, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

Меры административного пресечения.

Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер  органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в основном в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных  лиц, организаций, нарушающих установленный  порядок.

Значение этих мер  в системе правоохранительных средств  особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения –  административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей  к ответственности.

Однако назначение мер  административного пресечения не исчерпывается  борьбой с административными  правонарушениями. Они могут применяться  также для прекращения преступных действий.

Таким образом, основаниями  применения мер административного  пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных и общественных организаций.

Меры административного  пресечения можно сгруппировать  следующим образом:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и факт доставки в милицию и др.);

2) меры имущественного  характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);

3) меры технического  характера (запрещение эксплуатации  неисправного транспорта, приостановление  работы предприятий ввиду нарушения  правил техники безопасности, правил  пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

Информация о работе Административно-правовые отношения