Система административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Содержание

Вступление.

1. Понятие и основные черты административного правоотношения.

3. Структура и виды административных правоотношений

4. Юридические факты в административном праве.


Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по административному праву.docx

— 25.06 Кб (Скачать файл)
 
 

План 
 

Вступление.  

      1. Понятие и основные черты административного  правоотношения.

      3. Структура и виды административных правоотношений

      4. Юридические факты в административном  праве. 
 

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление.

      Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения  урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву - регулирование  отношений, связанных с преступлением  и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль  правовой системы России. Отрасли  права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного  права составляют те отношения, о  которых речь пойдет дальше.

      1. Понятие и основные  черты административного  правоотношения.

 

      Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

      Административно-правовые отношения1 представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

      Однако  следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой  для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

      - права и обязанности сторон  данных отношений связаны с  деятельностью исполнительных органов  государства и других субъектов  исполнительной власти;

      - всегда одной из сторон в  таких отношениях выступает субъект  административной власти (орган,  должностное лицо, негосударственная  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

      - административные правоотношения  практически всегда возникают  по инициативе одной из сторон;

      - если произошло нарушение административно-правовой  нормы, то нарушитель несет  ответственность перед государством;

      - разрешение споров между сторонами,  как правило, осуществляется в  административном порядке.

      - административные правоотношения  являются властеотношениями, построенные  на началах “власть-подчинение”,  где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является  в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими  приоритетами государственно-управленческой  деятельности.

      Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее  понятие административного правоотношения2, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

      Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и  содержания правоотношения.

      Субъекты  исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений  имеют право обжаловать такие  решения.

      Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные  меры воздействия к другим субъектам  правоотношений.

      Субъекта  административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:

      а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и  нижестоящие органы);

      б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2 областей);

      в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и  пр.), предприятиями и учреждениями;

      г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном  подчинении  государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного  надзора и т.п.);

      д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы  местного самоуправления;

      е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями  и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

      ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

      з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

      Во  всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

      Для любого правоотношения характерно возникновение  его вследствие определенных юридических  фактов, исходя из того, что под юридическими фактами понимаются действия или  события, вследствие которых происходит возникновение, изменение или прекращение  правоотношений.

      Административно-правовые отношения возникают при наличии  условий, предусмотренных административно-правовыми  нормами.

      Особенностью  юридических фактов по административному  праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое  последствие - возникновение, изменение  или прекращение административно-правового отношения.

      Например, приказ о назначении на должность  влечет за собой возникновение государственно-служебных  отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

      Под неправомерными действиями понимаются те, которые не соответствуют требованиям  административно-правовых норм, нарушают их. К таким относятся административные или дисциплинарные проступки, как  наиболее характерные для сферы  государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К таким относятся также бездействия (пример, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению  общественного порядка).

      Под событиями понимаются явления, не зависящие  от воли человека (смерть, стихийное  бедствие).

      Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.

Первоначально выделяются две группы административных правоотношений: 
 а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные;

      б) отношения, складывающиеся за рамками  непосредственно управляющего воздействия  на тот или иной объект, но органически  связанные с его осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения;

      Наиболее  значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру  взаимодействия их участников. Таким  образом выделяются вертикальные и  горизонтальные правоотношения.

      Вертикальными признаются правоотношения, которые  выражаю суть административно-правового  регулирования и типичных для  государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом  и объектом управления. Часто они  возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает  соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган  государственного управления).

      Горизонтальными административно-правовыми отношениями  признаются те, в рамках которых  стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует  юридически-властные веления одной  стороны, обязательные для другой. Такие  отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями  таких отношений могут служить  действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

      По  составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные3 и внеаппаратные4. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена . Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли “третьего лица”.

      Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного  права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами  административного права. Это такие  управленческие отношения как:

      а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются  задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

      б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

      в) управленческие отношения, возникающие  с участием субъектов местного самоуправления;

      г) отдельные управленческие отношения  организационного характера, возникающие  в сфере “внутренней” жизни общественных объединений и других негосударственных  формирований, а также в связи  с осуществлением общественными  объединениями внешне-властных функций  и полномочий.

 

Заключение.

      Управление  существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько  тесно связана с особым видом  управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

      Список  литературы:

    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г., стр.640.
    3. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва.
    4. Общая теория права. Том 1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.

Информация о работе Система административно-правовых отношений