Шпоргалка по этике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:53, шпаргалка

Краткое описание

Определение термина этика остается одним из менее разработанных в философии. Он имеет давнее происхождение, но его толкования не четки, это же характерно для нравственности, морали. Но от того, на сколько полно определяется сущность явления зависит успешность его изучения. Мораль- это метод регуляции взаимоотношений людей в форме традиций, обычаев и ритуалов, а также система общественных ценностей и идеалов. Понятие мораль соответствует в этом смысле термину нравственность. Этика наука о М. и Н., изучающая эти ценности, ритуалы с позиции их содержания, сущности, специф. и ф-ции.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 94.56 Кб (Скачать файл)

№5Предмет  и содержание этики

Определение термина  этика остается одним из менее  разработанных в философии. Он имеет давнее происхождение, но его толкования не четки, это же характерно для нравственности, морали. Но от того, на сколько  полно определяется сущность явления зависит успешность его изучения. Мораль- это метод регуляции взаимоотношений людей в форме традиций, обычаев и ритуалов, а также система общественных  ценностей и идеалов. Понятие мораль соответствует в этом смысле термину нравственность. Этика   наука о М. и Н., изучающая эти ценности, ритуалы с позиции их содержания, сущности, специф. и ф-ции. При этом она изучает названные проблемы как в теоретическом аспекте, так и в эмпирическом, что и отражает конкретную сторону М. Классификация содержания этики. Все направления и школы можно разделить на два типа: Предмет этики лишь к нач. нов. эры отделяется от философии, обретая самостоятельность . До Аристотеля мораль сводилась лишь к обыденному бытовому сознанию, проявлялась через стремления регулировать взаимоотношения людей, выступая не как самостоятельная дисциплина ,а в качестве бессистемной совокупности представлений. Такое неупорядоченное  бессистемное мировоззрение, в котором преобладает не науч. , мифологич. представления наз. - Синкретизм    и лишь Аристотель привел в систему эти представления, выделив такие  проблемы как: смысл жизни, место человека в мире, правило существования и др. Эволюция и становление этики происходит под влиянием не только склада национальных ценностей, психологического комплекса, но  и общественного разделения труда. Это разделение происходит от: -собирательства и охоты- отделилось скотоводство -перехода к земледелию -от земледелия к ремеслу -от физического труда отделяется умственный. Этот период охватывает 4000 лет.

 

№6 Нормативная этика

Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих  понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных  ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает  своеобразной формой связи теоретической  этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему норм практической морали, она по каналам этического образования  и нравственного воспитания непосредственно  участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности. Таким образом, нормативная этика  служит «передаточным механизмом»  от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в  конкретных ситуациях и сферах общественной практики. Но для этого необходимо предварительное решение проблем  моральных приоритетов и ценностей. Эти проблемы как раз ставятся и решаются нормативной этикой на основе учения о моральных ценностях, вырабатываемых человечеством в  процессе исторического развития нравственности.

Ценность — философское  понятие, обозначающее, во-первых, положительную  или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания.

В первом случае мы имеем  дело с так называемыми предметными, «объектными» ценностями.

Во втором — с ценностями «субъектными», к которым в частности, относятся и моральные ценности — общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме  нормативных представлений о  добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Наши представления о  ценностях, заключающие в себе деятельностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Bо-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зачастую «готовых» регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости.

Отношение к ценностям, выявление  меры их значимости для людей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка моральных и внеморальных ценностей создает иерархию ценностей, обосновывает их неравенство и соподчинение. Отсюда деление ценностей на: а) общечеловеческие, групповые и индивидуальные — по степени распространенности их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей — наций, классов, объединений; для отдельного человека); б) альтернативные и комплементарные — по способу их взаимосвязи друг с другом: альтернативные ценности обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы (например, добро и зло), комплементарные — взаимодополняют друг друга (например, страдание и сострадание); в) высшие моральные ценности — по их месту в иерархии ценностей. Конечно же, деление это весьма условно. Во-первых, оно носит субъективный характер, так как каждый человек (а тем более группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, другие — принижать или даже отрицать.

Так, на протяжении почти  двух тысячелетий существования  христианства, библейские заповеди считались  выражением высших человеческих моральных  ценностей. Коммунистический режим  «отменяет» их и заменяет другими: вместо «не укради» — «экспроприация экспроприаторов» («грабь награбленное»); вместо веры в Бога — вера в идеалы коммунизма; вместо любви к Богу — ненависть к классовому врагу.

 

№8 Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:

  • системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
  • направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика  представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: 
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); 
б) особое понимание долга и чести; 
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов  профессиональной деятельности, в которых  наличествует разного рода зависимость  людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние  на жизнь и судьбы других людей  или человечества. В связи с  этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния  в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых  знаний и навыков, приобретаемых  в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики —  это те специфические особенности  профессиональной деятельности, которые  направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его  жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы  — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув  первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в  дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики  являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические  аспекты в реализации норм и принципов  морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

 

9 11 Существует несколько научных определений морали:

Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений[12].

В словаре русского языка  мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь  как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые  человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”[13].

Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они  употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под  моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень  их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий[14].

Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изученияэтики; общественный институт, выполняющий функцию регулированияповедения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.[15]

Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.[16]».

В современной философской  литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного  сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции  действий человека в обществе с помощью  норм.

 

10 Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части ицелого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью.

 

Как замечено в гениальном романе М.А. Булгакова «Мастер и  Маргарита» об осетрине «второй свежести»:

«- Голубчик, это вздор!

  • Чего вздор?

- Вторая свежесть –  вот что вздор! Свежесть бывает  только одна - первая, она же и  последняя. А если осетрина  второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

Поэтому когда возникают  в сознании субъектов противоречия между требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики, то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравственным принципам.

Профессиональная этика  многообразна. Наиболее значимые профессиональные этики – это этика врача (деонтологическая этика), этика юриста, этика бизнеса, этика учёного, педагогическая этика и др.

 

12 Моральные принципы - главный элемент в системе морали. Это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, милосердие, равенство патриотизм

Гуманизм (лaт. hиmaпиs - чeлoвeчный) - пpинцип миpoвoззpeния (в т. ч. и нpaвcтвeннocти) в ocнoвe котоpoгo лeжит yбeждeниe в бeзгpaничнocти вoзмoжнocтeй чeлoвeкa и eгo cпocoбнocти к coвepшeнcтвoвaнию, тpeбoвaниe cвoбoды и зaщиты дocтoинcтвa личнocти, идeя o пpaвe чeлoвeкa нa cчacтьe и o тoм, чтo yдoвлeтвopeниe eгo потpeбнocтeй и интepecoв дoлжнo быть кoнeчнoй цeлью oбществa.

В ocнoвe пpинципa гyмaнизмa лeжит зaфикcиpoвaннaя eщe c дpeвниx вpeмeн идeя yвaжитeльнoгo oтнoшeния к дpyгoмy чeлoвeкy. Oнa выpaжaeтcя в зoлoтoм пpaвилe нpaвcтвeннocти "пocтyпaй по oтнoшeнию к дpyгoмy тaк жe, кaк ты xoтeл бы, чтoбы пocтyпaли по oтнoшeнию к тeбe" и в кaнтoвcкoм кaтeгopичecкoм импepaтивe "пocтyпaй вceгдa тaк, чтoбы мaкcимa твoeгo пoвeдeния мoглa cтaть вceoбщим зaкoнoм".

MИЛOCEPДИE - cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe - нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa - дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй) и кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи): бeз пepвoгo милосердие выpoждaeтcя в xoлoднyю филaнтpoпию, бeз втopoгo - в пycтyю ceнтимeнтaльнocть.

 

PABEHCTBO (в мopaли) - oтнoшeниe мeждy людьми, в paмкax котоpoгo oни имeют oдинaкoвыe пpaвa нa paзвитиe твopчecкиx cпocoбнocтeй нa cчacтьe, yвaжeниe cвoeгo личнoгo дocтoинcтвa. Hapядy c пpeдcтaвлeниeм o нeoбxoдимocти бpaтcкoгo eдинcтвa мeжду людьми равенство являeтcя ключeвoй идeeй мopaли, иcтopичecки вoзникaющeй кaк aльтepнaтивa кpoвнopoдcтвeннoй зaмкнyтocти и coциaльнoй oбocoблeннocти людeй, иx фaктичecкoмy экoнoмичecкoмy и пoлитичecкoмy нepaвeнcтвy. Haибoлee aдeквaтным выpaжeниeм пpинципa равенства в мopaли являeтcя зoлoтoe пpaвилo из фopмyлиpoвки котоpoгo вытeкaeт yнивepcaльнocть (вceoбщнocть) мopaльныx тpeбoвaний, иx pacпpocтpaнeннocть нa вcex людeй, нeзaвиcимo oт иx oбщecтвeннoгo пoлoжeния и ycлoвий жизни, и yнивepcaльнocть мopaльныx cyждeний, зaключaющaяcя в тoм, чтo пpи oцeнкe пocтyпкoв дpугих людeй чeлoвeк иcxoдит из тex жe ocнoвaний, чтo и пpи oцeнкe coбcтвeнныx пocтyпкoв.

ПATPИOTИЗM (гpeч. pateг - poдинa) - coциaльнo-пoлитичecкий и нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

 

14 15 Понятие об этикете 

 

Этикет - слово французского происхождения. К этикету относят  правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета  лежат правила поведения, которые  являются всеобщими, поскольку они  соблюдаются не только представителями  какого-то данного общества, но и  представителями самых различных  социально-политических систем, существующих а современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов  этикета, основными из которых являются:

придворный этикет — строго регламентируемый Порядок и формы  обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет —  правила поведения Дипломатов и  других официальных лиц при контактах  друг с другом на различных дипломатических  приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, корм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, Традиций и условностей, соблюдаемых  гражданами при общении друг с  другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета  в той или иной мере идентичны  Отличие состоит лишь в том, что  в дипломатическом этикете от точности соблюдения правил этикета  дипломатами зависит престиж  страны, которую они представляют. Несоблюдение правил этикета может  привести к осложнениям по взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий  жизни человечества, роста образования  и культуры одни правила поведения  устаревают, другие корректируются или  сменяются новыми, То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и  обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних  обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие  от норм морали, являются условными  и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей  является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость  определенных правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в  обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения.

Тактичный и воспитанный  человек ведет себя в соответствия с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе;, в общественных местах и на улице, в гостях и па различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет — очень большая  и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни  всеми народами.

 

4646. Понятие конфликта

 Любой конфликт представляет  собой целостную динамическую  систему (динамическую целостность). Конфликт - это всегда процесс,  переход от одной ситуации  к другой, каждая из которых  характеризуется своей степенью  напряженности между участниками  противоборства

Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликт - это встреча двух разных мнений, при которой ни одна из конфликтующих сторон не принимает позицию другой стороны.

Конфликт - это столкновение людей по причине несоответствия и противоречия их интересов и целей. А если говорить образно, то конфликт подобен разрастающемуся снежному кому или пламени, которое эмоционально подпитывают враждующие стороны.

Конфликт - это такой способ взаимодействия людей, в котором  они занимают пртивоборствующие стороны. Это не так уж и плохо, т.к. учит отстаивать нас свои интересы. Главное, чтобы не возникало внутриличностных конфликтов, которые могут привести к тяжелым последствиям, а именно - к неврозам.

50.  Стратегии  поведения

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В основе выделения стратегий  лежит концепция о «силовом поле», т. е. определяющей мотивации руководителя. Учитывается также комплекс фактов – личностные особенности оппонентов, уровень нанесенного или полученного  ущерба, статус оппонентов, длительность конфликта и др. 

Соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для одной стороны решения. Данная стратегия ущербна при решении проблем, т. к. не дает оппоненту возможности реализовать (в какой-либо мере) свои интересы. Эта стратегия оправдана: явной конструктивности предлагаемого одним из оппонентов решения, выгодности результата для всей группы, отсутствия времени. Соперничество целесообразно в экстремальных  ситуациях и при высокой вероятности опасных последствий.  

Уход от решения  проблемы, или избегание, применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелание решать проблему вообще. 

Сотрудничество – наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она направляет оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Стратегия наиболее эффективна: в ситуации сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников.

Компромисс – состоит  в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Если существует угроза еще более серьезных негативных последствий.

47. Природа конфликта

Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы  является выявление их причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов: 
— социально-экономические — конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; 
— социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей; 
— социально-демографические — различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям. 
В общем виде можно рассматривать 4 группы причин: 
1. индивидуальные различия людей в восприятии (себя, окружающего мира, разные ценности итд) 
2. коммуникативные ошибки 
3. культурные противоречия (жители больших и малых гор, между разными национальностями) 
4. организационные (между общими и частными целями группы). 
Причина конфликта оказывает влияние на весь процесс становления и развития конфликта, это те изменения, которые привели к конфликту. 
Причины конфликта всегда многослойны: 
§ объективные; 
§ субъективные; 
§ явные; 
§ скрытые; 
§ ближние; 
§ дальние; 
§ главные; 
§ второстепенные. 
Среди множества причин выделяются причины 2 видов: 
§ объективные – связанные с нехваткой ресурсов (материальных, властных, нехватка престижа и т.д.); 
§ субъективные – психологические (восприятие, образы дефицита ресурсов, представления о дефиците в психике и т.д.). 
 
Наиболее общей причиной конфликта является социальное противоречие (межличностное, межгрупповое). 
Следует также отличать причину и повод конфликта, т.к. повод - конкретный инцидент, послуживший толчком к началу конфликтных действий. 
Основные причины конфликтов в организации 
1. из-за распределения ресурсов 
2. взаимозависимость задач 
3. различие в целях 
4. различие в способах достижения цели 
5. неудовлетворительная коммуникация 
6. различие в психологических особенностях сотрудников 
Самопроизвольное возникновение конфликтов – 80% 
1 уровень причин конфликтов - объективные, социальные причины (экономические, материальные, политические, властные, духовные, религиозные). 
2 уровень - психологические, субъективные причины.

49.Классификация конфликта

 Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. 

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

«подлинный» конфликт —существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

  • «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые  конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками..

48. Функции конфликта.

Позитивные функции  конфликта:

1) полностью или частично устраняет  противоречие, возникающее в силу  несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места,  нерешенные вопросы;

2) позволяет более глубоко оценить  индивидуально-психологические особенности  людей, участвующих в нем;

3) тестирует ценностные ориентации  человека, относительную силу его  мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения,  выявляет психологическую устойчивость  к стрессовым факторам трудной  ситуации;

4) способствует более глубокому  познанию участников друг друга,  раскрытию не только непривлекательных  черт характера, но и ценно  в человеке;

5) позволяет ослабить психологическую  напряженность, являющуюся реакцией  участников на конфликтную ситуацию;

6) служит источником развития  личности, межличностных отношений.  При условии конструктивного  разрешения позволяет человеку  подняться на новую высоту, расширить  способы и сферу взаимодействия  с окружающими;

7) может улучшить качество индивидуальной  деятельности;

8) при отстаивании справедливых  целей оппонент повышает свой  авторитет у окружающих;

9) межличностные конфликты, будучи  отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения  личности, формирования ее активной  позиции во взаимодействии с  окружающими.

Негативные функции  межличностных конфликтов:

1) большинство конфликтов оказывает  выраженное негативное воздействие  на психическое состояние его  участников;

2) неблагополучно развивающиеся  конфликты могут сопровождаться  психологическим и физическим  насилием, а значит, травмировать  оппонентов;

3) как трудная ситуация всегда  сопровождается стрессом;

4) это деструкция системы межличностных  отношений, которые сложились  между субъектами взаимодействия  до его начала;

5) формирует негативный образ  другого - «образ врага», который  способствует формированию негативной  установки по отношению к оппоненту;

6) могут негативно отражаться  на эффективности индивидуальной  деятельности оппонентов;

7) закрепляют в социальном опыте  личности насильственные способы  решения проблем;

8) зачастую отрицательно влияют  на развитие личности. Они могут  способствовать формированию у  человека неверия в торжество  справедливости, убежденности, что  другой всегда прав и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53-54. Разрешение  конфликта

Разрешение конфликта  — это совместная деятельность его  участников, направленная на прекращение  противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для  разрешения конфликта необходимо изменение  самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта  основывается на изменении отношения  оппонентов к его объекту или  друг к другу.

Пять основных способов разрешения межличностных конфликтов:

Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

Компромисс, сотрудничество - высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование между организационными единицами может производиться на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями; интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон.

конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (по существу, это уже не конфликт, а трудовой спор), вступать в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки. Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение — одно из средств управления конфликтом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51-52. Стили поведения в конфликте

Принято различать шесть  стилей поведения в конфликтной  ситуации, в основу классификации  которых положена система Томаса — Килменна. Она позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию.

 

Стили поведения в конфликтной  ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов  и ценностных ориентаций взаимодействующих  субъектов.

Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой  удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов  другой стороны; индивидуальными или  совместными действиями.

В основу графического изображения  положена сетка Томаса — Килменна, которая определяет место и название стилей поведения.

В конфликтной ситуации, согласно Томасу, выделяют два основных стиля  поведения.

Основные стили  поведения

  • Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте.
  • Напористость, когда, прежде всего, защищаются свои интересы.

Соответственно перечисленным  стилям поведения выделяются следующие  способы реагирования в конфликте:

• конфронтация (соревнование) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны;

• приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны;

• уклонение (избегание), для которого характерно отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собственных целей;

• конкуренция — соревновательное взаимодействие, не ориентируемое на обязательный ущерб другой стороне;

• компромисс как метод взаимных уступок;

• сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон.

55. Правила поведения  в конфликте

Разные люди по разному ведут  себя в конфликте. Правильное поведение в конфликте необходимо как для его конструктивного разрешения, так и для выхода из конфликта как источника возможных, мягко говоря, неприятных последствий.  
Пять правил поведения в конфликте, предложенных в этом обзоре, помогут избежать различного рода осложнений будь то в частной, семейной жизни или на производстве и в общественном месте. В любых межличностных отношениях всегда найдутся недовольные, возбудимые и агрессивные люди, поэтому, рассматриваемые нами пять правил поведения в конфликте помогут Вам выйти без особых проблем из практически любой конфликтной ситуации.                                                                                                                        1)Справедливое отношение к инициатору конфликта. 
Чем-то недовольный человек, выступающий с требованиями, претензиями, обидами и ожидающий изменения поведения другого человека – является инициатором конфликта. 
Чувствовать себя обвиняемым, естественно никому не хочется, и поэтому любой нормальный человек будет сопротивляться, т.е. давать отпор. В этом, как раз, и состоит нарушение одного из правил поведения в конфликте. 
Не считая людей со склочным, неуживчивым и капризным характером, обычно инициатор конфликта имеет существенную причину своего поведения. 
В связи с чем первое правило поведения в конфликте говорит нам, что нужно справедливо, а главное, терпеливо отнестись к зачинщику конфликта. Не набрасываться, не осуждать и не бранить с первой секунды, но внимательно и доброжелательно выслушать конфликтующую сторону.                                                                                            2)Не расширять предмет конфликта. 
Под предметом конфликта подразумевается причина недовольства собеседника. 
Это правило должен выполнять, в большей мере, инициатор конфликта. 
Не соблюдения второго из пяти правил поведения в конфликте, приводит к погрязанию в обвинениях, придирках, уколах, оскорблениях, за которыми пропадает суть самого конфликта. В этой ситуации конфликта, придти к какому-либо правильному решению – не представляется возможным. 
3)Правило позитивной формулировки конфликтной ситуации. 
Это, третье, из пяти правил поведения в конфликте заставляет инициатора конфликта мысленно взвесить все за и против в выдвигаемой претензии. Это правило поможет рассчитать возможные последствия конфликта и возможный удар по взаимоотношениям. Также инициатор конфликта сможет подумать за обвиняемого о предпочитаемом им исходе конфликта.                                                                                                              4)Правило эмоциональной выдержки. 
Нередко участники конфликтной ситуации в состоянии справедливо отнестись к инициатору конфликта, правильно определить предмет конфликта, позитивно сформулировать конфликтную ситуацию, но царящий при этом тон разговора может погубить всю ситуацию. 
В процессе конфликта, стороны испытывают эмоциональную напряженность. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны. Инициатор конфликта, зачастую, предъявляет претензии на повышенных тонах, порой, не выбирая выражений, что может восприняться другим человеком как оскорбление. «Оскорбленный», естественно станет защищаться из чего может разразится огромный и продолжительный конфликт. 
Отсюда следует, что надо максимально, по возможности, спокойно и ровно высказываться, точно и продуманно говорить слова. 
Выполнение правила поведения в конфликтах, а именно, правило эмоциональной выдержки, позволит избежать «кровопролитного» продолжительного конфликта. 5)Правило обезличенного конфликта. 
Самое главное правило поведения в конфликте в том, чтобы избегать личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности. 
Нельзя допускать, чтобы претензии переходили в оскорбления личности.

56.Выход из конфликта 

Существует три способа действий, посредством которых конфликтующие  стороны могут попытаться выйти  из состояния конфликта без участия  третьей стороны:

Насилие. Более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны.                                                                    Стремление решить конфликт таким способом, может привести к кулачным схваткам, бытовым преступлениям, а когда в качестве конфликтующих сторон выступают большие социальные группы, то к войнам, восстаниям, революциям. Насилие решает конфликт по принципу:«Сильный всегда прав». При этом имеется в виду не только применение физической силы: в человеческом обществе насилие может принимать формы

Разъединение. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами (к примеру, развод супругов).                                                                                    Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их расхождения. Другой путь разъединения - бегство одной из конфликтующих сторон. К этому способу обычно обращается слабейшая сторона, чтобы избежать насилия. Из истории известно, что бегством спасались не только индивиды, но и многочисленные социальные группы.  Безусловно, разъединение конфликтантов полностью разрешает конфликт. Однако оно не всегда возможно. Но даже если разъединение в принципе осуществимо, оно ведет к постконфликтной ситуации, которая может оказаться болезненной для одной или обеих конфликтующих сторон.

Примирение. Мирное улаживание разногласий может произойти само собой, на основе прекращения конфликтантами военных действий друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но в любой момент он может вспыхнуть вновь, если кто-то даже ненароком сделает то, что другая сторона воспримет как недружелюбный акт.                           Но, как правило, примирение достигается лишь в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием решения о дальнейшем поведении друг друга. Для того чтобы конфликт разрешился, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации.                                                      Окончательное разрешение конфликта, как правило, достигается лишь при помощи переговоров.

57. Психологическое  манипулирование

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (от лат. manipulare – управление) – 1. Вид управления, духовное (психическое) воздействие, регламентирующее отношения человека с др. людьми. 2. Вид косвенного воздействия, ненасильственный способ влияния. 3. Система воспитания, обработки людей, программирующая их мысли и намерения. 4. Разновидность контроля за поведением, состоянием и внутренним миром человека. 5. Особое структурирование мира. Первоначально термин «манипулирование» употреблялся в положительном смысле, означая сложные виды действий, выполняемых руками (управление рычагами, обращение с предметами, требующее мастерства), а в переносном смысле как управление людьми или предметами, осуществляемое со знанием дела, оказание помощи. В дальнейшем понятие стало употребляться с негативным оттенком. В обыденной речи используется для обозначения действий, содержащих скрытый умысел и наносящих ущерб тем, против кого они направлены. В русском языке отсутствует синоним, в полной мере отражающий значение термина «манипулирование». Вместе с тем, этот термин ассоциируется с такими словами, как хитрость, обман, обольщение, лицемерие и др.

58. Манипуляторы

Манипуля́тор — личность, использующая других людей для достижения своих целей. Человек очень часто может не понимать, что сам является манипулятором или объектом манипуляции. Что особенно важно, зачастую сама личность этого не осознает.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипулятор — личность, психологический тип, использующий других людей, преследуя свои цели.Манипуляция — это ряд методов воздействия на людей, разновидность психологического насилия с целью добиться от них необходимого для своих целей поведения. Манипулятор ставит людей в затруднительные обстоятельства с целью получения для себя той или иной выгоды или преимуществ и иных личных целей. В результате агрессивного манипулирования, человек часто утрачивает способность контролировать обстоятельства и выражать себя прямо и непосредственно, оказываются ущемленной свобода человека и его законные права. Манипулятор часто не может позволить себе быть искренним и естественным, так как это резко снижает его шансы добиться столь желанного скрытого преимущества, поэтому он может прибегать к имитации искренности взаимоотношений или театральности, нарочитой наигранности поведения по отношению к своей жертве.

Наглядный пример манипуляции  — ребёнок, который начинает плакать, когда ему хочется посмотреть другую передачу или мультфильм. Таким образом, ребёнок манипулирует родителями.

   


Информация о работе Шпоргалка по этике