Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основ предпринимательской этики как ключевого элемента культуры бизнеса в целом.
Задачи работы:
– определить общие правила и нормы этики;
– рассмотрение понятие этика предпринимательства;

Содержание

Введение 2
1. Культура предпринимательства 4
2. Предпринимательская этика и этикет 9
3. История экономической этики 12
4. Этика и современное управление 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Этика без титульника.docx

— 77.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Культура  предпринимательства 4

2. Предпринимательская  этика и этикет 9

3. История  экономической этики 12

4. Этика и  современное управление 14

Заключение 20

Список используемой литературы 21

 

 

Введение

За последние двадцать лет проблемы этики бизнеса и  предпринимательства всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая  оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и  т.п.

И все же этику не следует  рассматривать как простое увлечение  или веяние моды. Закаленные в чрезвычайно  агрессивной среде, морально-нравственные качества большинства управляющих  значительно ниже, чем у представителей других профессий. При этом важно  отметить, что от поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают, часто зависят судьбы многих людей.

Актуальность темы заключается  в проработанности её многими  авторами, например, такими как Зенович М., Кибанов А.Я, Смирнов Г.Н. и другими.

Целью данной работы является рассмотрение основ предпринимательской этики как ключевого элемента культуры бизнеса в целом.

Задачи работы:

– определить общие правила и нормы этики;

– рассмотрение понятие этика предпринимательства;

– выявление соотношения этики и культуры предпринимательства.

– изучение формирования этики предпринимательства в России и другие.

Структура работы определена ее целями и задачами.

 

1. Культура предпринимательства

 

Культура предпринимательства  является неотъемлемым элементом организации  предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре  русского языка СИ. Ожегова. Далее  в Словаре дается еще одно определение  этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся  совокупность принципов, приемов, методов  осуществления предпринимательской  деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами  поведения при осуществлении  цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская  деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Культура предпринимательства  означает, что самостоятельность  и экономическая свобода субъектов  предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Первым всеобщим элементом  культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых  законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

Следующим важным элементом  культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение  к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак  культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями  общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические  кодексы фирмы, общепринятые правила  осуществления бизнеса, уровень  культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих  в обществе, уровень знаний, необходимых  для осуществления законного  бизнеса и др.

Культура предпринимательства  как проявление правовых и этических  критериев (норм) включает следующие  отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с  партнерами, с конкурентами и другими  хозяйствующими субъектами, а также  соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или  косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и  методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное  дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства  определяется многими факторами, среди  которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный  менталитет, реально действующие  правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Культура предпринимательства  в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение  культуры предпринимательской организации  и дальнейшее ее формирование можно  представить следующим образом:

 

 

Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними  факторами:

  • предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
  • организацией предпринимательской деятельности;
  • мотивацией собственника фирмы и служащих;
  • уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;
  • наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
  • созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;
  • наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;
  • высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;
  • достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
  • ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;
  • хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;
  • высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
  • созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
  • обеспечением здорового морального климата в фирме и др.

Формирование такой корпоративной  культуры наряду с другими факторами  обеспечивает предпринимательский  успех.

Можно определить, культурна  ли фирма, если провести анализ по следующим  критериям и получить положительный  ответ на поставленные вопросы:

  • готова ли фирма к риску и нововведениям;
  • направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;
  • акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
  • не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
  • стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;
  • принятие решений в фирме децентрализованно;
  • предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
  • деятельность подчинена заранее составленным планам;
  • работа сопровождается инновационными процессами;
  • имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;
  • сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
  • они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
  • отношения в фирме неформальны;
  • фирма является открытой для высшей системы.

 

 

 

 

 

 

 

2. Предпринимательская этика  и этикет

 

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и  норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические  критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам  предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право  нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются  законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения  свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства  является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков  поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и  государства. Предпринимательская  этика базируется на общих этических  нормах и правилах поведения, сложившихся  в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся  в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской  этики сказываются формы общественного  сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение  самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения  предпринимателей как собственников  дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного  поведения, нужно соблюдать:

Информация о работе Этика бизнеса