Этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Определение этикета как установленного порядка поведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию. Это важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. У многих новоиспеченных предпринимателей дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Главва1. Особенности и функции делового этикета на предприятии………3
Глава 2. История развития делового этикета в организации…………… … 7
Глава 3. Этика делового красноречия в организации…………………….. 13
Глава 4. Этика делового общения……………………………………………...14
Глава 5. Служебный этикет……………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список используемых источников…………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

этика 2нет.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение……………………………………………………………………………...2

Главва1. Особенности и функции делового этикета на предприятии………3

Глава 2. История развития делового этикета в организации…………… …  7

Глава 3. Этика делового красноречия в организации……………………..  13

Глава 4. Этика делового общения……………………………………………...14

Глава 5. Служебный этикет……………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………...19

Список используемых источников…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определение этикета  как установленного порядка поведения  где-либо дает наиболее общее представление  о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию. Это важнейшая сторона  морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. У многих новоиспеченных предпринимателей дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения. 
   В результате они становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели прекращают все переговоры. А причиной тому служит поведение отдельных бизнесменов, оценить которое можно словами из знаменитой сказки «ни ступить, ни молвить не умеет». 
   Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на предпринимательство.1  
Знание делового этикета – основа предпринимательского успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности и функции делового этикета на предприятии

Общество во все времена различало понятия  добра и зла, т. е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения  этих понятий занимается этика.

В центре этики стоит мораль, т. е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания, которые устанавливают границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Нормы морали возникли, как результат усилий человека разграничить добро и зло. Например, в деловой жизни такие качества, как трудолюбие, бескорыстность, пунктуальность, точность исполнения распоряжений и правдивость, считаются добром, т. е. рассматриваются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и прочее расцениваются как зло, т. е. являются аморальными качествами. Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных и этических ценностей.

Различают этику  общечеловеческую и профессиональную.

Профессиональная  этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и т. п.).

Хорошо, если собственные  представления о том, что такое  хорошо и что такое плохо, совпадают  с привнесенными извне профессиональными  этическими нормами, поскольку если такое совпадение отсутствует (полностью  или частично), то могут возникнуть проблемы большей или меньшей трудности при уяснении, усвоении и практическом приложении этических правил, не входящих в комплекс личных моральных представлений.

Этика деловых  отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

Рассмотрим  теперь нормы и требования, составляющие теоретическую основу этики деловых  отношений.

Всемирно известные  бизнесмены сформулировали перечень этических требований, как для отдельных сотрудников, так и для целых предприятий и коллективов:

1) золотое правило  профессиональной этики: «В рамках  служебного положения никогда  не допускать по отношению  к подчиненным, руководителям,  коллегам своего служебного уровня, клиентам и т. п. таких поступков,  каких не желал бы по отношению к себе»;

2) второе требование  гласит, что необходима справедливость  при наделении сотрудников необходимыми  для их служебной деятельности  ресурсами (денежными, сырьевыми,  материальными и пр.);

3) третье требование: любое этическое нарушение независимо от того, было оно допущено начальником или подчиненным, мужчиной или женщиной, старым или молодым сотрудником, должно быть исправлено;

4) согласно четвертому  требованию служебное поведение  и действия сотрудника должны  способствовать развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения;

5) сущность пятого  требования заключается в том,  что сотрудники одной организации  должны быть терпимы к моральным  устоям, традициям и пр., имеющим  место в других организациях, регионах, странах;

6) согласно шестому  требованию при разработке и  принятии решений в деловых  сферах следует руководствоваться  как интересами отдельной личности, так и интересами всего коллектива  в целом;

7) седьмое требование  напоминает, что не следует бояться  иметь собственное мнение при решении любых сложных вопросов;

8) восьмое требование  – никакого насилия, нажима  на подчиненных, выражающегося  в различных формах, например  в приказной, командной манере  ведения служебного разговора;

9) девятое требование  – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты не могут быть внедрены в жизнь организации единовременным приказом, для этого необходимы непрекращающиеся усилия со стороны менеджера и рядовых сотрудников;

10) десятое требование  – при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними на практике, по той или иной причине могут начать им противодействовать. Руководство должно к этому готовиться заранее и устанавливать какие-то формы порицания за нарушение этических норм (критические замечания, осуждение, отказ в общении);

11) одиннадцатое  требование состоит в том, что  к человеку изначально нужно относиться с доверием (к его чувству ответственности, компетенции, чувству долга и т. п.). Нельзя необоснованно высказывать критические замечания и выражать недовольство;

12) двенадцатое  требование настоятельно рекомендует  стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – это благоприятная почва для этических нарушений;

13) тринадцатое  требование – свобода, не ограничивающая  свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями;

14) четырнадцатое  требование – сотрудник должен  не только сам поступать этично, но и способствовать такому  же поведению коллег;

Требования  этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием различных факторов.

Современный деловой  человек следует этим неписаным  нормам поведения. Можно рекомендовать  ему не просто слепо следовать  и безоговорочно исполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении.2

Деловой этикет базируется на следующих принципах:

1) здравый смысл:  нормы делового этикета не  должны противоречить здравому  смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели. Нормы этикета, нарушающие деловые отношения, установившиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаться не могут.

Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных и национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке  зрения и различным деловым позициям. Однако такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:

а) здравым смыслом;

б) климатическими условиями;

в) традициями;

г) национальными  особенностями;

д) политическим режимом и т. д.;

3) этичность:  весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий  деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т. е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован «на добро». Но как трактовать эту главную категорию морали, другими словами, что считать добром, а что злом, в сфере бизнеса – вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний имеет своей целью «окружить» бизнес множеством этических фильтров, оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений;

 

Глава 2. История развития делового этикета в организации

Современные исследователи  жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству  и родовитости, но также и полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе. Более того, весьма желательной считалась также образованность – и это тогда, когда Франция, например, не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными. Исторически этикет возник, прежде всего во дворцах, поэтому был назван дворцовым, или государственным. Придерживаться определенных правил поведения было необходимо для возвеличивания царственных особ (императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п.), для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета и его выполнения часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Нарушение этикета приводило к вражде между государствами, войнам и т.п.

Естественным  образом нормы поведения государей  при встречах, развиваясь, дали жизнь  дипломатическому этикету, поскольку  дипломаты при встречах выражали государственную точку зрения.

Одновременно  развивался и воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без чего порядок был просто невозможен.

Появились и  другие виды этикета – светский, иногда сейчас называемый общегражданским.

Самый «молодой»  из них – деловой этикет.

Становление делового этикета в России также происходило постепенно.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы  поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но и сейчас. Р. Киплинг говорил, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.

Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению  правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного  обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в общественном транспорте и т. д.

На современном  этапе развития делового этикета  активно разрабатываются различные  пути, посредством которых этические  нормы можно внедрить в практику. В мировой экономике выделяют 7 таких механизмов:

1) этические  кодексы;

5) юридические комитеты;

6) службы, рассматривающие  претензии граждан по этическим  вопросам;

7) изменения в корпоративной  структуре.

Наиболее часто применяемым  механизмом является этический кодекс. Около 90 % зарубежных компаний внедряли этические принципы посредством  таких кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.

Кодекс может быть также  разработан для определенных функциональных подразделений, например отдела закупок, и затрагивать только специфические  для данного отдела этические проблемы.

Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным  комитетом. Чтобы сделать его  более эффективным, обычно принимаются  дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса  и поощрение поступков, совершаемых в соответствии с правилами этического кодекса.3

Информация о работе Этика и этикет